Протоиерей Валериан Кречетов. Беседа о зависти. Часть 3. «Кругом одни негодяи!»
Что делать,
когда осознаешь зависть? Что такое разумный эгоизм? Кто такие герои, а кто
такие подвижники?
Путь
исцеления
– Что делать человеку, который
осознал, что он завидует?
– Святитель Феофан как раз и говорит: «Надо спешить
возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его
делом. Тотчас зависть стихнет».
Нужно порадоваться тому, что у
человека что-то есть. А если ты не радуешься – значит, в тебе еще сидит
зависть.
Когда у твоего друга все
благополучно, а ты, вместо радости за него, испытываешь холодное, скептическое
настроение, надо об этом задуматься.
– Надо похвалить другого и
попытаться порадоваться?
– Именно так. Сказать себе: «Ну, слава Богу, есть у
человека этот дар, и хорошо. Пусть живет во славу Божию». Верующему человеку в
этом смысле проще. Ну, дал Бог, и дал.
– Если человек понял, что он
позавидовал, покаялся, это ему поможет? Эта болезнь лечится покаянием?
– Конечно. Во-первых, Человек ничего не может понимать,
если ему не дано свыше, как сказано в Евангелии. Если ему дано, то дано, а
почему – второй вопрос. Вся беда в том, что мы все время забываем эту
евангельскую истину: волос не упадет с головы человека без воли Божией. Ничто
не происходит случайно. Случай — это Псевдоним, под которым Бог действует в
мире – как говорил Паскаль.
– Как бороться с завистью в семье?
Она очень распространена среди сестер и братьев, которые постоянно сравнивают
себя с другими.
– Ничего не происходит с человеком сразу, зависть не
сразу черная, со временем цвет ее усугубляется. По большей части это начинается
незаметно. В детстве это зависть к чужим игрушкам, нарядам, еде, к тому, что
другому уделяют больше внимания. Это мелочи, но они растят эту страсть.
У меня пять сыновей и две дочери.
Как-то, придя вечером домой, я обратил внимание, что дети уже лежат по своим
кроваткам. На полу валяются игрушки. И я сказал: «Видите, игрушки, из-за
которых днем вы так спорили, сейчас лежат спокойно. Вы лежите и они лежат. А
днем почему-то надо эту игрушку у другого отнять. Отнять легко – нужна только
сила. А уступить – это смирение».
Потом однажды вижу, как двое
сцепились из-за игрушки, и спрашиваю: «А у кого есть смирение?» Они – раз, и
отступили оба, а игрушка упала между ними.
Помню случай, когда один из сыновей
(сейчас он уже стал священником), увидев, как братья ссорятся, подошел и сказал
одному из них: «Отдай ему эту игрушку, ведь ему даже не она нужна, а он просто
хочет её у тебя отнять».
С детьми нужно говорить на эту тему,
и говорить прямо и конкретно. Они понимают иногда гораздо больше, чем взрослые.
И это воспитание потом подскажет правильное решение.
Если у другого есть, а тебе этого
тоже очень хочется – просто немного потерпи. Господь и тебе пошлет. Как сказал
мне один батюшка: «Имей терпение, и Господь всё тебе пошлет, и даже больше».
Происходит так, наверное, потому,
что человеку, даже взрослому, не полезно получать всё сразу. Острота момента –
это вещь очень важная во всех отношениях.
Вот, например, супруги начинают
спорить. Есть такой очень полезный совет, который надо бы, чтобы священники
рекомендовали своим духовным чадам: «Заспорили вы между собой – остановитесь и
договоритесь, что пойдете и спросите решения у священника, имеющего для вас
духовный авторитет». Вы знаете, когда они потом доходят до священника, обычно
уже и нечего спрашивать.
В тот момент кажется – надо сейчас
все решить, а потом все само разрешается.
Императрица Елизавета Петровна была
очень верующим человеком. Когда ей представляли документы для решения
каких-то вопросов, она выслушивала противоположные стороны, но не давала делу
хода сразу, а выжидала, пока все само собой как-то не складывалось. Поэтому,
наверное, её царствование прошло без особых потрясений. С одной стороны, это,
казалось бы – просто оправдание бездеятельности, но с другой, очень часто это
наилучший выход. Не рваться, и уж, конечно, не идти по трупам. Все сделается
само, де еще лучше, чем мы могли хотеть, если не дергать друг друга, не
нервировать, не грызть, не ругать.
Есть такой совет о правильном
питании: «Никогда не ешь и не готовь еду в раздраженном состоянии: это не
только не полезно, но и вредно». Я нашел этот совет в светской книге, хотя
давно знал об этом из духовных книг.
Если в таком состоянии какое-то дело
делаешь, то исполняешь 1/8, а 7/8 упускаешь. Потому что мы не даем места
благодати. Совершает все, в конце концов, Сам Господь, а девиз человека
должен быть как у медиков: «Не навреди».
Господь сказал: «Я есть путь, истина
и жизнь». Это значит, что Он и Путь, и Цель, и Средство достижения цели. «Все
средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип,
антихристианский, точнее.
Разумно ли
быть эгоистом?
– Как человеку понять чужую боль?
Ставить себя на место другого сложно и неприятно.
– К приобретениям стремится большинство, но получают всё
немногие. Почему – вопрос второй.
Что человеку, собственно,
нужно? Одежда? После Елизаветы Петровны осталось, кажется, полторы тысячи
платьев. У Соломона было 600 жен и 800 наложниц. Куда больше? Но все равно
оказалась, что это «суета сует и томление духа». Съесть больше, чем вмещает
желудок, невозможно. На двух машинах одновременно тоже никуда не поедешь Что
дальше? Власть? За нее еще и отвечать нужно. Но потом, и она тоже кончается.
На этом свете всё кончается, и
человеку, на самом деле, не так уж много и нужно. Бывает, человек живет,
удовлетворен тем, что есть, и счастлив. Один счастлив оттого, что ему хватило
денег дотянуть до пенсии, а другому не хватает на «Мерседес». Не от количества
зависит счастье.
– Мы говорили о том, что люди не
хотят работать над собой и потакают своему эгоизму. Как понять, что такое
эгоизм?
– Как вы думаете, почему к старшим
обращаются на «вы»?
Смысл в этом очень глубокий. За
каждым из нас стоит множество поколений. Человек не является чем-то совершенно
самобытным. Он же вырос в обществе, его учили другие люди. Личность
складывается из того, что достигнуто многими поколениями. Человек говорит: «Мое
мнение». Будь честен, это не твое мнение, всё это существовало задолго до тебя.
Нового очень мало. Всё новое это давно забытое старое. Что такое «я»? Снимите с
человека всю одежду и поместите его в лес. Он же не изобретал ни дома, в
котором живет, ни одежды, ни посуды. Да и тело дано ему родителями. Так
наглядно можно показать, что эгоисту нечем гордиться, как своим. Почти всё, что
ему дано, не есть собственно его.
– Но люди очень уверенно продолжают
существовать в своем эгоизме. Всем хочется хорошо жить здесь и сейчас.
– Есть люди, исцелить которых может только сам Бог, но
Господь часто таких слепцов не останавливает, как не желающих понять эту
истину. Но, простите, увы, как бы все ни сопротивлялись, все умрут.
Двери вечной жизни
– Можно возразить: «Зато я умру
довольным, я прожил богатую жизнь, все пробовал, все повидал»
– Ну, тогда получится как в Евангелии. Прочти и делай
выбор. Никто, говорите, оттуда не приходил? Вспомните притчу о богаче и Лазаре.
Кстати, когда богатый просил Авраама, чтобы Господь послал к его родственникам
Лазаря, Господь сначала отказал… но потом все-таки послал Лазаря. Несмотря на
то, что сказал «нет», Он и это изволил. Лазарь, именно Лазарь воскрес. Но этому
не поверили, и хотели его убить.
В Евангелии сказано всё. Как хорошо
сказал Белинский: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой
ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной
жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в
философии, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину
этой Божественной книги».
А вот слова Данте: «Я утверждаю, что
из всех человеческих скотств самое глупое самое подлое и самое вредное — это
верить, что после этой жизни не будет другой».
– Одним словом можно сказать, что
бороться с завистью можно, только обратившись к Богу.
– Без Божией помощи невозможно одолеть никакую страсть.
Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И
человек никак не ухватит за корень.
Лечение – покаяние и молитва. Чтобы
понять, что ты что-то не так делаешь, нужно молиться, просить Бога открыть эти
грехи. Нужна исповедь, Причастие.
Скажу очень просто. Я вырос в
верующей семье, с детства ходил в церковь и никогда не бывал на всяких
развлекательных общественных мероприятиях. Став студентом, я вместе с
однокурсниками посещал «вечера отдыха» и там танцевали вальсы, танго, фокстрот…
Одновременно я продолжал бывать на службах. Из церкви я приходил часто
уставший, но удовлетворенный, спокойный. А с «вечера отдыха» – разбитый. Этот
контраст сразу же чувствовался.
Почему так важно ходить в храм
Божий? Почему важна молитва? Помолившись, сравни свое состоянии «до» и «после»,
и уже потом делай выводы.
– Некоторые люди к посещению храма
относятся как к формальной обязанности, не понимая, что, в первую очередь, это
очень многое дает им самим.
– Так же обстоят дело и с постом. Говорят: «Неужели Богу
нужно, чтобы я что-то не ел?» Это нужно не Богу, а нам. Воздержание в пище
полезно даже физически, а уж для детей это просто тренировка силы воли. Мы же
не считаем преступлением, когда запрещаем ребенку есть не вовремя. Говорим:
«Подожди обеда, тогда и будешь кушать». Это же обычное воспитание. А когда это
происходит в Церкви, все начинают возмущаться.
Храм нужен самому человеку. Таинства
даны и утверждены здесь, на земле, для того, чтобы через них человек укреплялся
душой. Когда человек не ходит в храм, он просто лишает себя всего: помощи
Божией, благодати…
Когда чаще человек ходит в храм,
начинает поститься, у него жизнь меняется. Я знаю людей, довольно-таки
известных в своей области, которые, начав ходить в церковь, говорили: «Мы
чувствуем, что жизнь наша стала другой. Более богатой, более содержательной».
Не говоря уже о том, что приходит понимание многих вещей. Конечно, гордыня
всегда воюет и человеку трудно что-то осознать, но это труд. Труд и подвиг всей
жизни. Потому священномученик Сергий Мечев и говорил: «В миру герои, а в
христианстве – подвижники».