Постхристианская эра: экуменизма не существует! Часть 1
Предлагаем читателям информацию для размышления. Это статья новообрядческого богослова и философа, а в прошлом –
советской диссидентки Татьяны Горичевой. Особенно знаменательным в данной статье является то, что датирована она
1997-м годом, а за это время в стране и обществе произошли значительные
изменения, выросло новое поколение россиян. Предлагаем оценить,
насколько близки были догадки автора, записанные 16 лет назад, и что уже
стало для нас повседневным.
В
конце XX века, особенно после падения коммунистической мировой системы,
материализм потерпел полное фиаско. Атеистическая идеология, полностью
выполнив свое предназначение, – оторвать человечество от прежде сильной
христианской традиции, – и сама на этот раз уходит со сцены. Ее место
занимает вполне религиозная синкретическая смесь, обладающая сильной
отрицательной мистикой, переворачивающая представления о мире с ног на
голову, играющая на тонких струнах человеческой гордыни и наиболее
сильных страстных влечениях.
…В
ближайшие годы России не грозит то тотальное мещанство, которое
превратило немцев в нацию телезрителей, а французов – в посетителей
ресторанов.
Горичева Татьяна, 1997 год.
Надо сказать, что с каждым новым приездом в Россию, я нахожу все
больше и больше православных людей, говорящих и спорящих об экуменизме и
обновленчестве, с прискорбием замечая, что дискуссия, бывшая прежде
сугубо частной и богословской, из кулуаров, как говорится, "выплеснулась
в массы”. И хотя пока что преобладают отрицательные оценки, все-таки
нужно задуматься, как оценить этот факт, и с чем можно связать столь
очевидный прогресс либеральной церковной идеи в России, ведь втягивание в
спор рядовых верующих нельзя расценить иначе, как ее явный прогресс.
Конечно, можно сослаться на трудности времени, на оскудение веры,
происки католиков и мирового масонства и т.п. факторы, которые неизбежно
склоняют чашу весов к дальнейшей секуляризации Церкви. Со многими
подобными доводами невозможно не согласиться, ибо время ныне
действительно трудное, но все же это не избавляет нас от необходимости
здраво анализировать происходящее и видеть в нынешних проблемах не одни
только происки темных сил, но и многочисленные собственные ошибки, тем
более что их, этих ошибок–приверженцами чистоты православной традиции за
последние годы допущено, увы, более чем предостаточно.
Говорить об этом непросто, Необходима определенная смелость
рассуждать о судьбах Церкви Божией в мире, и еще большая смелость –
предавать свое мнение широкой огласке. Но еще сложнее – видеть и
молчать, тем более, что многие события в Русской Церкви мне, как
человеку, часто бывающему и на Западе, и в России, глубоко понятны в их
тесной связи с тем, что происходит в последние десятилетия в религиозной
жизни Европы.
Дерзаю приступить к этой теме еще и потому, что не буду касаться
высокой церковной политики или апеллировать к конкретным именам и фактам
церковной жизни России. Скажу лишь о том, что касается меня лично как
рядовой православной христианки, и человека, не чуждого общественной и
церковной деятельности. Надеюсь, что этот обобщающий взгляд не покажется
читателю слишком предвзятым или высокомерным – поверьте, я тоже человек
и отнюдь не лишена эмоций, но те вещи, о которых мне хотелось бы
сказать в связи с сегодняшней церковной ситуацией в России,
представляются настолько важными, что заставляют отодвинуть в сторону
пристрастия и говорить максимально просто и откровенно.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на экуменические и
реформистские споры – это вопиющая замкнутость православных в России на
самих себе, граничащая с самым настоящим провинционализмом. Наши
внутриправославные дискуссии зачастую происходят так, как будто всего
остального мира не существует. Нельзя сказать, что спорящие стороны
проявляют себя поверхностно и некомпетентно, скорее напротив –
богословский и исторический аппарат, привлекаемый для аргументации своих
позиций многими весьма уважаемыми в Церкви людьми, очень серьезен, даже
слишком глубок и серьезен. С богословско-научной точки зрения это
делает честь его авторам, но невозможно свести все к одним только
теоретическим дискуссиям, в которых с первых шагов вязнет и перестает
что-либо понимать абсолютное большинство верующих. Мы вступаем в споры о
богословских тонкостях и тем самым уже отдаем определенную дань
прогрессистскому духу. Но ведь экуменизм это все же не чисто внутренняя
проблема Русского Православия. Экуменическая идея в том и состоит, чтобы
объединяться с кем-то извне. Так давайте прежде рассматривать именно
эти внешние практические аспекты).
Кому нужен экуменизм?
Для начала уясним, зачем объединять все на свете? Что это, простите,
за интеграционный зуд? Чем практически может быть полезно для
православных экуменическое единство с католиками и протестантами? Что за
ценности в случае объединения будет содержать в себе "общая копилка”?
Именно с этих вопросов необходимо начинать любой разговор об экуменизме.
Только на первый взгляд может казаться, будто объединение всего и вся
знаменует собой некий безусловный прогресс. Да, действительно, в
современном секулярном мире вещи представляются именно таким образом, но
на то мы и христиане, чтобы беречь трезвость ума, оценивать все мирское
с известной осторожностью, и с особенной опаской подходить к тем идеям,
которые мир силится внушить Церкви.
Так в самом деле, зачем объединяться? Очевидно, затем, чтобы создать
нечто новое и лучшее – в данном случае некую новую, более совершенную
Церковь, в которой всем христианам станет жить лучше, чем раньше.
Никакого другого смысла в объединении найти невозможно, Интеграция
необходима и положительна тогда, когда приносит благие плоды, и
совершенно бессмысленна, если таковых плодов не приносит или приносит их
в ущерб чему-либо или кому-либо.* (* – это условие, пожалуй, наиболее
важное, очень важное, сходное по своему смыслу и значению со знаменитым
гиппократовским "не навреди”. Оно предостерегает от искушения духовных
компромиссов и соглашательства.)
Рассмотрение экуменической проблемы еще более упрощается, перестает
быть "темой для посвященных”, будучи представленным в виде трех простых
тем, которых мы и будем стараться придерживаться далее:
1. Кто те, с кем нам предлагают объединиться? 2. Чем они могут с нами поделиться? 3. Нуждаемся ли мы в том, чем с нами могут поделиться?
Но, к сожалению, в наших дискуссиях эти вопросы чаще всего остаются
как бы "за кадром”. Весь сыр-бор происходит таким образом, будто нам
предлагают объединиться не с реально существующими людьми, а с некими
абстрактными, чуть ли не мифическими персонажами, о которых только
известно, что они "тоже христиане”. В России нет почти никакой
информации о том, каковы сегодня западные христианские конфессии. Но
ведь если обратиться именно к этой стороне вопроса и подробнее
рассмотреть события последних десятилетий в церковной жизни Запада, то
для большинства интересующихся экуменической проблемой наверняка многое
прояснится. Откроются очень интересные вещи, которые, я уверена, сегодня
убеждают в несостоятельности прогрессистских фантазий куда лучше, чем
самые глубокие теоретические аргументы.
Брататься с
католиками после II Ватиканского собора, как это ни парадоксально
звучит, стало куда труднее, чем в те времена, когда они принципиально
отрицали Православие и считали нас еретиками.
Тот же подход применим и к обновленческим спорам. В вопросе о
либеральных реформах Русское Православие также не является
первопроходцем. Российскими либералами сегодня не изобретается ничего
нового, а только используется старый протестантский и католический
реформаторский багаж. Минуло уже несколько десятилетий с тех пор, как
христиане на Западе объявили "движение навстречу современности” своей
официальной доктриной. Известны и горькие итоги такого решения. А потому
мы допускаем принципиальную ошибку, когда начинаем теоретизировать то,
что хорошо известно из практики. Именно здесь скрыта ахиллесова пята
российского обновленчества, и потому нам обязательно необходимо знать о
практических сторонах западных реформ, так сказать, уметь "шагать в ногу
со временем”. Разумеется, это соответствие времени для нас должно иметь
свой, отличный от либерального, смысл: православному необходимо быть
современным прежде всего затем, чтобы четко сознавать, чему и как
противостоять в борьбе за чистоту Православия.
Слово "покаяние”
начисто отсутствует в экуменическом лексиконе. Зато во множестве
присутствуют другие сомнительные замены – "примирение”, "прощение”,
"взаимное уважение” и пр. Своеобразным слоганом экуменического движения
стало знаменитое ватиканское "Простите нас, как мы простили вас”.
Без этого совершенно невозможно поддерживать православную позицию на
достаточно компетентном и аргументированном уровне. Необходимо, если
можно так сказать, непрерывное "повышение квалификации” православной
апологетики, ее корректировки с учетом происходящих перемен. К примеру,
многие богословские аргументы, которые православные по старинке
предъявляют католикам и протестантам в доказательство их неправоты, уже
давно перестали иметь какое-либо значение. Они основаны на добротных,
но, увы, полностью устаревших источниках и потому для всякого, кто
знаком с современной ситуацией в католичестве и протестантизме, выглядят
совершенно нелепо. Во многих случаях мы беремся полемизировать по
несуществующим проблемам, учим по учебникам сравнительного богословия
конца XIX-начала XX века, хотя того "хрестоматийного” протестантизма и
католичества уже просто нет на свете. Необходимо осознать: попытка
строить апологию по инерции непременно приводит в тупик, делает
богословские споры похожими на войну с ветряными мельницами. Не замечать
изменений и не меняться в подходах к защите своих позиций сегодня
означает самим дать в руки господам либералам немалые козыри для критики
традиционализма, истолкования на свой манер событий и процессов,
которыми захвачен христианский Запад.
Католиков и протестантов больше нет
Какие же изменения произошли на Западе за последнее время? Еще 20 лет
назад в богословских трудах де Любака, других католических богословов
были полностью разгромлены догмат о непогрешимости Папы, филиокве и
другие традиционные компоненты католического учения.
Многие католики в
ужасе от того, что произошло с католической церковью. Они буквально на
глазах лишились глубины духовной жизни, они не доверяют своим
священникам.
Нельзя всерьез спорить и с учением Лютера, поскольку лютеранская
церковь более не является его носителем. Да и вообще, что такое
лютеранская церковь, сегодня не возьмется ответить никто. Все больше
"дезертиров” уходит из нее. Кто примыкает к католикам, кто к новомодному
харизматическому движению, во главу угла ставящему даже не личное
благочестие, как у "классических” протестантов, но харизмы – "дары
Святого Духа”. Является ли человек подлинным учеником Христовым или нет,
судится исключительно по его видимым харизмам.
Даже самые либеральные из православных имеют в виду под церковностью
что-то гораздо более стройное и целостное, чем у теперешних протестантов
на Западе, где начисто отсутствуют иерархия, преемственность, общее
учение, духовные авторитеты, на которые можно было бы хоть как-то
ориентироваться простым верующим, какие-либо общепринятые нормы
приходской жизни, наконец, общее понимание содержания и смысла
богослужений – все это перестало быть нужным, перестало интересовать.
Даже споров по этим вопросам нет. Вдумайтесь, ситуация, которая нас так
беспокоит в России: консервативный и либеральный лагеря с борьбой между
ними – даже это для них уже невозможно! Никого не волнует, как мыслит
другой, что делается в соседней общине – это их дело, это их право жить и
думать по-своему. Ну, конечно, есть определенные дискуссии среди
богословов, но это, так сказать, профессиональные ценности и
профессиональные споры. К реальной жизни они, как правило,
непосредственного отношения не имеют. Во всяком случае, каждый
протестант всегда может выбрать для себя то или иное течение или
богословскую школу, с которой он более-менее согласен, и считать себя ее
приверженцем, нимало не интересуясь другими течениями и школами и не
смущаясь их отличиями и противоречиями. Каждый сам по себе, в свободном
полете. Полное индивидуальное творчество.
Современный
человек совершенно безоружен против идей мира сего. Странное дело, он не
доверяет Церкви, ее опыту, преданию, традиции, но абсолютно доверчив по
отношению к любым своим внутренним движениям. И это при том, что
внутренние критерии утеряны, а настоящего духовного внешнего руководства
нет. Ни одна из конфессий не сохранила до сего дня практического опыта,
подобного православному старчеству и духовничеству. Так что же нам
объединять? Общие грехи?
Если знать обо всем этом, становится совершенно непонятным, с кем же
мы, простите, ведем богословский диалог? С кем предполагается
объединяться? С теми, кто не имеет единства между собой? Нелепость этой
идеи очевидна. А коль так, давайте не будем вступать в прения по
несуществующей проблеме. Давайте не будем увязать по уши в
экуменистических спорах, ведя себя таким образом, будто, когда речь
заходит об экуменизме, все одинаково понимают, о чем говорят. Если
объединяться, то уж решать задачи по порядку. Поначалу нужно дождаться
объединения многочисленных протестантских деноминаций, выработки ими
более-менее общих взглядов и целостного учения, далее приступить к
устранению разделения между протестантами и католиками, а уже потом
добраться и до более сложной проблемы – воссоединению восточного и
западного христианства. Но ведь всякий понимает, насколько невыполнима
эта задача. Начиная с эпохи Возрождения вся история христианства на
Западе представляет собой поступательный и непрерывный распад
церковности, продолжающийся уже нескольких веков. Утраченное единство не
вернуть никакими формальными решениями, никакими богословскими
конференциями. Поэтому к реальному единомыслию никто даже не стремится, и
вполне понятно почему: переделывать самих себя – занятие для
современного общества скучное и безынтересное. Гораздо веселее
заниматься совершенно иным – "создавать базу” для объединения с другими
христианами. Сегодняшний мир интересуется только глобальными масштабами и
глобальными проблемами. Ничем иным современный человек неспособен
увлечься в принципе. В этом-то и состоит основной трюк экуменизма – не
устранять разделение, а нивелировать любые различия как несущественные.
Поэтому экуменизм давно перестал быть церковным делом, давно утратил
свое религиозное звучание. Это чисто политическая конъюнктурная идея,
давно вошедшая вместе с другими штампами, вроде "общеевропейского дома”,
"мира без войн и насилия”, "общества равных свобод и возможностей” в
разряд "общечеловеческих ценностей”. Может показаться странным, но
подлинно религиозный смысл экуменизму, пожалуй, придается только в
России, в Православии, то есть там, где с ним официально борются.
Истинное зло – не там
Конечно, здесь не рассматривается деятельность суперэкуменистов,
исповедующих по сути даже не христианство, а новую сверхрелигию, в
которой все должно быть слито воедино, составлено общее богослужение и
т.п. Назначение и важность этой "миссии” для ближайшего будущего не
вызывает сомнений – идет подготовка к принятию единого всемирного
антихристианского культа, и все же, говоря об экуменизме, мы вряд ли
должны отождествлять с ним деятельность такого странного органа, как
Всемирный Совет Церквей, поскольку даже у западных христиан его работа
вызывает скептическую улыбку. На этот факт нужно обратить внимание как
на серьезную ошибку нашей антиэкуменической пропаганды. Всемирный Совет
Церквей – это ложная мишень. Было бы неверным сводить критику экуменизма
к критике работы ВСЦ, о котором почему-то в России известно как о
флагмане экуменического движения. Если увлечься пересказом побасенок о
симпатиях ВСЦ к сексуальным меньшинствам и прочими жареными
подробностями, можно проморгать по-настоящему важные события,
посредством которых либеральные веяния действительно могут войти в нашу
Церковь.
Действие духа лжи
гораздо тоньше и шире. Оно не ограничивается принятием ошибочных
догматических определений, оно выражаются в изменении всего комплекса
проявлений, относящихся к духовному инстинкту верующих.
В западном мире ВСЦ не пользуется поддержкой ни у одной из крупных
христианских деноминаций, и в этом необходимо отдавать себе отчет. Этот
орган – приманка для тех, кто окончательно поверил в "христианство без
границ”, кто, называя себя христианином, вместе с тем вышел из рамок
какой-либо церковной традиции. С течением времени работа ВСЦ принимает
все более и более несерьезные формы. Появляются элементы самого
неприкрытого синкретизма, ставящего христианство на одну полку с
исламом, иудаизмом и восточными религиями. На конгрессе в Канаде, к
примеру, вообще творилось что-то неописуемое. На "общей литургии”
участников конференции плясали самые настоящие индейские шаманы с
бубнами…
Западное общество все больше и больше оправдывает определение
общества постхристианского, в сознании которого тесно переплетены и
мирно сосуществуют элементы христианские, языческие и откровенно
демонические. Этот мир, получив в свое время изрядную "инъекцию”
христианства, теперь обладает абсолютно непробиваемым иммунитетом против
всех его призывов и предостережений. Как удар колокола, как
сигнал-предупреждение прозвучало для западных христиан решение местных
властей Баварии запретить помещать Святой Крест в общественных
заведениях. По мысли творцов нового закона крестное изображение должно
быть изъято из употребления, поскольку "ущемляет свободу совести
представителей иных вероисповеданий”. Имеются свидетельства, что самое
непосредственное отношение к принятию такого закона имели представители
немецких теософских обществ.
"Нью эйдж” ("новая эпоха”) – это название синкретической секты,
получающей в кругах западной интеллигенции все большее распространение,
по-видимому, будет в полной мере определять лицо нового XXI века. Третье
тысячелетие отнюдь не будет безрелигиозным. Так могло показаться еще
40-50 лет назад, когда наука шагала семимильными шагами, а мечтателям
грезились межпланетные и межзвездные полеты, встречи с иными
цивилизациями и т.п. Но в конце XX века, особенно после падения
коммунистической мировой системы, материализм потерпел полное фиаско.
Атеистическая идеология, полностью выполнив свое предназначение, –
оторвать человечество от прежде сильной христианской традиции, – и сама
на этот раз уходит со сцены. Ее место занимает вполне религиозная
синкретическая смесь, обладающая сильной отрицательной мистикой,
переворачивающая представления о мире с ног на голову, играющая на
тонких струнах человеческой гордыни и наиболее сильных страстных
влечениях. Эта смена эпох заметна и по тому, как быстро
переориентировались лавки, торговавшие в былые годы Марксом и Троцким,
на продажу эзотерики и оккультной мистики, и по образчикам современной
массовой культуры. Редкий фильм или книга теперь остаются полностью
выдержанными в материалистическом духе. В большинстве случаев их авторы
считают совершенно необходимым элементом своих творений некоторую
дерущую по коже примесь потустороннего.
Особого внимания,
анализа и оценки заслуживает нынешняя духовная ориентация Михаила
Сергеевича Горбачёва – его откровенные симпатии к оккультизму и
неоязычеству. На недавно состоявшемся в США крупнейшем конгрессе
"Ныоэйдж” он играл одну из самых заметных ролей.
Некогда утраченная западным христианством церковная мистика в наши
дни возрождается в совершенно диких формах, впрямую напоминающих
оккультные практики и приемы. На весь мир известен феномен Торонто, где
группа протестантских пасторов в присутствии толп народа проводит сеансы
"принятия Духа Святого”. Это действо даже с натяжкой не назовешь
молитвенным собранием. Экзальтированные призывы ко Всевышнему, пассы со
сцены, после которых в народе начинается массовый психоз: люди падают на
землю, многие корчатся, издают нечленораздельные звуки, что выдается за
говорение языками…
Все это я говорю для того, чтобы стал понятен очень важный момент:
экуменизма как единого фронта, как общего движения попросту нет. Под
экуменизмом в разных случаях понимают разные вещи, сильно зависящие от
потребы дня и местной специфики.
Политике
свойственна калейдоскопичность, она уводит человека от реальности в
коллекционирование чужих мнений и фактов. Каков основной принцип
политики? Мы должны быть "в курсе”, мы должны знать обо всем! Вне всякой
зависимости от того, касается это нашей практической жизни или нет.
Во Франции, к примеру, об экуменизме говорят только затем, чтобы
показать, что религия – это дело прошлого и никакие религиозные принципы
не должны мешать жизни общества. То есть экуменизм служит прикрытием
дальнейшей секуляризации жизни. Франция – это одна из самых
секуляризированных европейских стран, и отступление от веры в ней с
каждым годом все усиливается. На воскресной мессе в знаменитом парижском
соборе Нотр Дам – не более 12-15 прихожан. И это на весь огромный
собор. От такого зрелища на глаза наворачиваются слезы…
В России экуменизм это, во-первых, меркантилизм, желание получить от
Запада деньги и, во-вторых, знамя, под которым собираются все сторонники
либеральных реформ. Здесь мы снова видим, как экуменизм становится
служебным понятием, прикрывая собой иные цели, в данном случае
реформаторские. Идея экуменизма, "всемирного христианского братства”,
используется как красивая ширма затем, чтобы облечь определенные замыслы
неким положительным ореолом.
В Германии экуменизм означает стремление к преодолению барьеров,
разделяющих нацию. После устранения границы между ФРГ и ГДР и
восстановления единого германского государства немцы переживают
небывалый патриотический подъем. Последствия второй мировой войны все же
очень сильно сказывались на их национальном сознании. Достаточно
сказать, что слово "фатерлянд” – "отечество” буквально до последнего
времени было под запретом, и только сейчас вновь стало использоваться в
официальных выступлениях, документах и прессе. Переживают возрождение
традиционная немецкая культура, немецкая семья. На этой-то волне и
возникает сильный соблазн избавиться еще от одного давнего разделения
нации на католиков и лютеран. Германия – достаточно религиозная страна,
особенно в сравнении с соседними Францией и Италией, а потому такое
разделение достаточно чувствительно. И на объединение брошено очень
много сил. Экуменизм в немецком контексте означает диалог между
католичеством и протестантизмом, причем диалог скорее даже светский, чем
богословский. Общество едва ли интересуется его духовным содержанием.
Оно вполне удовлетворилось бы, если бы обе стороны объявили о
компромиссном политическом решении: каждый человек волен посещать и
католическую, и лютеранскую церковь по желанию, не отягощая себя
постоянными обязательствами ни перед одной из них. Важно само решение, а
не то, какой ценой оно достигнуто. Но очевидно, что такой компромисс не
может произойти иначе, как за счет католиков. Он лишает их веры в Божию
Матерь, почитания святых, понимания Евхаристии как Таинства и многих
других составляющих церковного учения, отсутствующих в протестантизме.
Поэтому католики не горят особым желанием объединяться. Для них
экуменизм это всегда игра в одни ворота. Весь экуменический диалог в
Германии сводится к тому, что католики протестантизируются. Это
характерная особенность экуменического движения – низкий в нем всегда
обгоняет высокого, а слабый побеждает сильного.
Но здесь совершенно необходимо сказать несколько слов и о католиках,
поскольку может сложиться неверное представление, будто католичество –
лишь невинная овечка, жертва коварного экуменического заговора. Это не
так, ибо сегодня оно является одним из самых активных участников
объединительного движения, и с каждым годом становится все более
активным, поскольку стремительно либерализируется внутри себя.
Собственно, того старого католичества, которое знакомо нам по учебникам
сравнительного богословия и противокатолическим катехизисам, уже давно
нет как такового. Вернее, остались какие-то отдельные признаки, исходя
из которых можно отождествить современных католиков с католической
традицией – соблюдение иерархической подчиненности Риму, вера в Божию
Матерь и т.п., но вместе с тем очень сильны нововведения, происшедшие в
католической церкви за последние 30 лет. Время после II Ватиканского
собора (1962–1965), на решения которого так любят ссылаться наши
либералы и экуменисты.
Сегодня в либеральных церковных кругах России стало очень модным
опираться на решения II Ватиканского собора в доказательство
неизбежности тех изменений, которые якобы должна претерпевать церковная
практика под влиянием современности (мол, пора наконец признать
необходимость церковных реформ, поскольку весь остальной христианский
мир это уже давно понял). Причем решения Собора рассматриваются сами по
себе, вне связи с их последствиями. Что это – тонкое лукавство или
непростительное незнание господами либералами современной ситуации в
католической церкви? Ведь в действительности II Ватиканский собор
послужил отправной точкой, началом очень сложных внутрицерковных
процессов, в результате которых к концу XX века католичество сильно
сдало свои позиции.
Хотим мы этого
или нет, но самая резкая критика обновленчества и экуменизма со временем
приводит к обратному эффекту: мало-помалу сознание верующих приучается к
мысли, что коль вокруг модернистских идей так много шума – значит в
современной церковной жизни они действительно неизбежны и значимы.
Да, Собор ставил перед собой самые благие цели, и этому событию в
западном мире придавалось очень большое значение. По замыслу его
устроителей, он должен был иметь особое эпохальное значение, сыграть
роль переломного момента в истории христианства, свидетельствовать об
открытости, любви, способности ответить на потребности современности и
нужды общества. Но случилось обратное, произошло непоправимое –
глубочайший надлом в церковном организме, после которого события стали
развиваться практически бесконтрольно. По сути, были сняты все тормоза
на пути к широкой либерализации церкви. Это не только мое личное мнение,
о том же мы говорили в беседе с кардиналом Рацингером, "правой рукой”
Папы по вопросам вероучения, готовившим основные документы к Собору. Из
снисхождения на приходах разрешили определять состав богослужений по
своему усмотрению – и длительность мессы стала постепенно сокращаться,
на сегодня кое-где составляя 15-20 минут. Отменили обязательную Исповедь
перед Причастием, надеясь тем самым придать этим Таинствам
самостоятельный смысл и усилить таким образом значение Таинства
Покаяния, – и исповедь практически исчезла из приходской практики.
Разрешили использовать за богослужением не только латынь, но и
современные языки – и абсолютно понятные службы, читаемые на итальянском
или немецком, почти совсем перестали посещаться прихожанами. Религия
почти никого не интересует. В восточных областях Германии (на территории
бывшей ГДР), к примеру, переданные Церкви здания кирх в срочном порядке
переоборудуются и продаются под кафе и прочие увеселительные заведения,
так как служить мессы в них попросту не для кого.
Нигилизм выглядит
чем-то умильно-наивным на фоне чудовищного цинизма – очередной и,
похоже, последней ступени в мировоззренческой эволюции (а точнее,
деградации) человечества.
Исчезла мистика, таинственная сторона богослужения. Священники стали
служить лицом к народу и спиной к алтарю по образу протестантских
собраний, а не богослужений. Пост сократился до одного-двух дней в год –
в страстную пятницу и субботу, в монастырях разрешено вкушать мясо.
Перед Причащением стало достаточным не принимать пищу всего в течение
часа. Были утеряны целые страны и регионы с традиционно католическим
вероисповеданием – Испания, Франция, Латинская Америка. Церковное
строение, как дом с прохудившейся крышей, стало столь стремительно
размываться и разрушаться, что под угрозой оказались самые основы веры –
многие из епископов сегодня не разделяют основных догматов католической
Церкви, в частности, открыто высказываясь против почитания Божией
Матери. Существенно изменилась догматика. За последние 5 лет, к примеру,
ни в одной из католических церквей мне вообще не пришлось слышать
Символ Веры с филиокве. Исходя из этого, легко впасть в ошибку и
заключить, будто все препятствия для экуменического общения между
православными и католиками сняты. Собственно, такой логики и
придерживаются российские борцы за либеральную церковную идею: II
Ватиканский собор снял все преграды для объединения церквей, и теперь
можно обняться, расплакаться и сказать "Все, теперь мы братья!” Как
будто до этого вся проблема заключалась только в том, что католики были
несогласны принять нас, православных, в свое братское общение, а теперь,
после того, как в Ватикане нам отпустили грехи и признали некоторые
свои ошибки, оставаться в отчуждении нет никаких основании, да и
попросту становится нетактичным.
На Западе тоже стало очень популярным представлять дело подобным
образом. Католический епископ с высокой трибуны во всеуслышание
заявляет: "Православие меня обогатило”, – и свободе его взглядов и
мнений рукоплещет весь католический и половина православного мира, Вот
ведь как представляются вещи современному либералу-прогрессисту. Был-де
богат, а тут подвернулась возможность – стал еще богаче. Эдакая идиллия,
меланхолическая сказка в духе нашего прогрессивного века. Современному
человеку страсть как хочется привнести хоть небольшую толику прогресса и
в церковную жизнь. Но поверить этой сказке не представляется возможным,
ибо сердце подсказывает: за последние десятилетия мы отнюдь не
приблизились друг к другу, а напротив, стремительно разошлись к двум
противоположным полюсам в понимании духовных вопросов. Многие католики и
рады были бы остановить в своем стане это победное шествие "религиозной
демократии”, да поздно – целостность утрачена, и никакими новыми
решениями никаких новых соборов ситуации не поправишь. Всякому, кто
воочию видел трагические последствия католических реформ – оскудение
веры, разрушение церковных устоев, распад целостного мировоззрения,
совершенно понятно, что отмена спорных догматов – это вовсе не
запоздалое раскаяние и тем более не великодушная жертва во имя
христианского единства, как это часто трактуется проповедниками
экуменизма и обновленчества в России и на Западе. Это лишь одно из
апостасийных проявлений, знак все большего скатывания к гуманистической
личине "уважения взглядов других людей”, которое питается, конечно, не
смирением и любовью Христовой, но происходит от религиозной
индифферентности и духовного примитивизма.
Пора осознать, что
под либеральными лозунгами скрывается совершенно особый противник –
псевдохристианская секулярная модель, апостасийная пародия на Церковь и
учение, а следовательно, и тактика противодействия этому противнику
должна настолько же отличаться от привычной, насколько позиционное
противостояние двух регулярных армий отличается от борьбы с партизанами.
Противоречий между православными и католиками отнюдь не становится
меньше. По ходу дальнейшей либерализации католичества возникает
множество новых усугубляющих разрыв обстоятельств, никем не
"запротоколированных” и не отраженных в официальной догматике. И эти
вновь возникшие противоречия гораздо опаснее, чем официально
закрепленные, так как они скрыты. Они незаметны на богословских
конференциях и собеседованиях, но полностью определяют весь строй и дух
церковной жизни на реальном, повседневном, практическом уровне. Так что
брататься с католиками после II Ватиканского собора, как это ни
парадоксально звучит, стало куда труднее, чем в те времена, когда они
принципиально отрицали Православие и считали нас еретиками.
Стояние в истине и отступление от нее сегодня лучше всего познается
по живому инстинкту. Павел Евдокимов, православный писатель, живший в
Париже, хорошо писал об этом сложном комплексе проявлений человеческого
духа как о православном инстинкте. О схожести или расхождениях в вере мы
судим по тому, как человек дышит, как поет, как он любит, как он
молится, как он кается, как он плачет. Неверные догматы католичества
никогда не были изначальным злом, с которым надлежало бороться. Они –
лишь печать, формальное свидетельство вторжения в церковное сознание
лукавого духа, которое произошло гораздо раньше. Если нацеливаться на
неверные догматы и бороться именно с ними, тогда, в самом деле,
становится непонятным, что препятствует церковному общению с католиками
сегодня. Но действие духа лжи гораздо тоньше и шире. Оно не
ограничивается принятием ошибочных догматических определений, оно
выражаются в изменении всего комплекса проявлений, относящихся к
духовному инстинкту верующих.
Многие простые православные и католики вообще неспособны
богословствовать, они не смогут достаточно подробно объяснить отличия
одного вероучения от другого. Тем не менее, различия в их вере есть. Они
объективно присутствуют в их жизни. Это отличия в видении окружающего
мира, в понимании сути своих отношений с Богом, в подходах к решению
духовного. Характерной особенностью западного религиозного сознания
всегда было слишком буквальное, юридическое толкование духовных
вопросов, доставшееся в наследство еще от римского права. Эта черта
отнюдь не исчезла из католического сознания и сейчас, после отмены
противоречащих православному учению догматов. Более того, в условиях
современного западного общества она все усиливается. Обмирщение сознания
простого западного обывателя просто катастрофично. Оно заметно хотя бы
уже по тому, с каким трудом приходится объяснять людям на Западе самые
простые духовные понятия. Выступая с лекциями перед западной аудиторией,
я постоянно останавливаюсь, чтобы растолковать значение таких, казалось
бы, прописных истин, как "благодать”, "смирение”, "послушание”. Тем
более непонятны и загадочны для современного западного человека такие
понятия, как "умиление” и "дерзновение”. Люди не понимают их значение,
ибо их сердце никогда не испытывало подобных чувств. Об умилении как
особенно светлом, возвышенном и смиренном состоянии человеческого
сердца, испытывающего невероятную любовь к Богу и сострадание к людям, в
течение нескольких часов приходится рассказывать какими-то окольными
путями. На одни только такие объяснения может понадобиться целая лекция.
Что же касается "дерзновения”, то для Запада это вещь вообще из
категории абсурдных. Как объясняется дерзновение? Как смелость,
основанная на смирении. Но для Запада смелость–антитеза смирению.
Творчество – антитеза послушанию. Творчество понимается обязательно как
какой-то бунтарский порыв, ничем неограниченное САМОвыражение. Поэтому в
Церкви на Западе практически не встретишь ярких творческих людей. Это
неписаное правило: если человек умный и творческий, то обязательно
неверующий, а если верующий, то обязательно простоватый и
необразованный. Так получилось, что культура сама ушла из Церкви. Безо
всяких государственных декретов об отделении от религии она оказалась
вне Церкви. Если понятие "культура” рассматривать как производное от
"культа”, можно сказать, что культура на Западе попросту прекратила свое
существование. Все новое можно назвать культурой только с большой
натяжкой, а то, что европейские народы могли бы наследовать от своей
старой культурной традиции, давным-давно вкривь и вкось изъезжено и
перепахано цивилизацией, сумевшей даже самые выдающиеся произведения
превратить в пошлые и скучные экранизации.
Для православного
человека благовестие значительно шире – это еще и весть о том, что
Христос пребывает в нашей Церкви, что Церковь на протяжении уже двух
тысячелетий живет и действует, что сонмы святых и праведников уже прошли
тем спасительным путем, которым ныне идем мы, живущие на Земле
православные христиане. Об этом-то более всего нужно говорить сегодня.
В идейном отношении вообще творится что-то неописуемое – какая-то
высшая форма анархии. Даже нигилистические настроения сегодня большая
редкость. Нигилизм выглядит чем-то умильно-наивным на фоне чудовищного
цинизма – очередной и, похоже, последней ступени в мировоззренческой
эволюции (а точнее, деградации) человечества. Нигилист хотя бы в чем-то
принципиален и последователен – он возводит в разряд ценностей
собственный принцип отрицания всего на свете, – цинизм же представляет
собой полнейшее разложение, расчленение мира на бессмысленные
составляющие и предполагает полное отсутствие всякого устремления и
любых идеалов. Многие на Западе говорят: мы живем после смерти, ничего
уже произойти не может. Действительно, стабильность и комфорт
повседневной жизни настолько заполонили собой все, что не оставили
малейшего места для чего-то духовного или даже просто душевного. Все
привыкли устраивать свои дела самостоятельно и очень собою довольны.
Опираясь на свой денежный капитал, каждый человек чувствует себя
защищенным и значительным. Однажды во Франции телевидение решило
провести опрос на тему "Надеетесь ли вы после смерти оказаться в раю,
или в аду?” Все до единого с легкостью и даже некоторым удивлением
ответили: "Конечно, в раю, какие могут быть сомнения?!”
Одна из важнейших
современных проблем западного мира – т.н. аутизм, замкнутость человека
на себя и индифферентность к окружающей жизни, возникающие под влиянием
цивилизации.
Видеть все это очень тяжело. Благодарю Бога за то, что Россия не
погрязла в этом обывательском благополучии, что все в ней непредсказуемо
и динамично, все заставляет русского человека вновь и вновь молиться,
не уповая на одни только собственные силы. Наверно поэтому в храмах
России так легко и светло плачется. На богослужениях не знаешь, куда
смотреть: на лики или на лица молящихся. Сегодня Россия идет путем
страдания, и это, как ни удивительно, вселяет надежду. По крайней мере, в
ближайшие годы ей не грозит то тотальное мещанство, которое превратило
немцев в нацию телезрителей, а французов – в посетителей ресторанов.
Разница между Россией и Западом видна во всем. Слава Богу, наша
Церковь жива. Слава Богу, ее проповедь проникает в сердца самых разных
людей. Слава Богу, в ней находят приют и утешение творческие,
талантливые люди. Слава Богу, продолжает жить и развиваться духовная
культура. Не случайно о русской литературе на Западе часто говорят как о
средоточии чистоты и света. Однажды в Португалии мне пришлось
встречаться с кардиналом Корецом. По происхождению он словак, и при
коммунистическом режиме в Чехословакии ему пришлось долго сидеть в
тюрьме. Так вот, когда он оттуда вышел, то был буквально поражен
происшедшими переменами. Все люди вокруг читали какие-то забойные
боевики, эротические романы, оккультную чернуху. Первым, что он сделал
после своего освобождения, был запрет для прихожан читать что-либо
мирское, за исключением русской литературы… Что в такой ситуации скажешь
о возможности единения России и Запада "на основе взаимного уважения
взглядов”? Станут ли духовные инстинкты католиков и православных
автоматически похожими только из-за того, что католическим собором
пересмотрено несколько богословских формулировок? Нет, духовная жизнь
это все же полнота жизни, а не какое-то усеченное, описанное
тремя-четырьмя формулами состояние. Общность во Христе дается не
произвольно, но Духом Святым. Здесь не помогут ни Соборы, ни конференции
и собеседования. Здесь личная задача, обращенная к каждому человеку,
которая известна в православной аскетике как "духовное трезвение” –
обретение истинного смысла вещей, духовного видения мира, отгнание прочь
от себя лукавого секулярного духа, и все это не может быть достигнуто
иначе, как через перемену сознания, через покаяние.* (*-русское
"покаяние” и есть аналог греческому "метаноя” (перемена сознания))
Но вот что примечательно, слово "покаяние” начисто отсутствует в
экуменическом лексиконе. Зато во множестве присутствуют другие
сомнительные замены – "примирение”, "прощение”, "взаимное уважение” и
пр. Своеобразным слоганом экуменического движения стало знаменитое
ватиканское "Простите нас, как мы простили вас”.
В основе
обновленчества и экуменизма без труда обнаруживается ни что иное, как
маловерие, гордыня и сластолюбие, а это настолько сильные и
заразительные страсти, что не будет удивительным, если под их влиянием
соблазны и недоумения возникнут даже в тех душах, где их не было раньше.
Спору нет, прощать обидчикам есть наш святой долг, заповеданный Самим
Спасителем, но в человеческих ли обидах дело? Почти два десятка лет я
прожила, по большей части, на Западе. И если за это время кто-то и
причинил мне вольную или невольную обиду, то связывать ее с
католическими или протестантскими убеждениями обидчика даже на ум не
придет. Уверена, что для абсолютного большинства православных в России
тем более нет никаких оснований таить обиду на иноверцев. А если нет
личной обиды, о каком прощении можно говорить? За что извиняться и что
извинять?
Нельзя всерьез говорить и о какой-то генетически передаваемой злобе,
обиде за давние религиозные войны и притеснения. Если допустить такую
мысль, то гораздо сильнее эта генетическая ненависть проявлялась бы в
национальном чувстве русских по отношению к недавним агрессорам –
немцам. Но ведь этого нет! Русские и немцы способны прекрасно понимать
друг друга. Более того, среди всех европейских неславянских наций
немецкий народ к русским наиболее близок.
Нет, дело здесь совершенно в другом. В вопросе о взаимном прощении мы
имеем дело с типичным идеологическим приемом – подменой понятий. Это
ведь так просто – сыграть на высоких чувствах и направить благие
устремления в нужное русло. Десятки и сотни тысяч людей после этого
станут грезить о Церкви без границ и с неутомимой энергией трудиться над
претворением этой идеи в жизнь. Причем трудиться не за страх, а за
совесть, думая при этом, что борются за истинно христианские идеалы –
примирение враждующих. Всякому ведь известно: "Блаженны миротворцы!”
Но давайте спросим любого из православных в России, держит ли он зло
на далеких католиков? Да чем они ему досадили? Если и есть в нас зло на
кого, так это на начальника по работе, жену, детей или, наконец, на
незнакомца, который в троллейбусе отдавил нам ногу. С них-то и начнем
свое всепрощение, а там, примирившись с родными и близкими, соседями и
коллегами, в порядке очереди, глядишь, доберемся и до католиков с
протестантами. А то ведь Римского Папу простить всегда проще, чем соседа
по коммунальной квартире.
С либерализмом категорически нельзя
бороться политически. Нельзя противостоять секулярному духу секулярными
же политическими мерами. Этому можно противостоять только духовно.
И потом. Что делать с остальными? Ведь за пределами
"общехристианского братства” все равно останутся какие-то люди. Иудеи,
магометане, буддисты, индуисты. Как же быть с ними? Осуждать или не
осуждать? Обижаться за разность во мнениях или не обижаться?
Пожалуй, для прощения нехристиан со временем придется применить
подобный же прием – расширить свои взгляды на Бога и способы поклонения
Ему до того, чтобы и здесь достичь необходимого плюрализма. Иначе не
сдержимся и непременно осудим.
Дальше – больше! Наверняка придется изобрести какие-то гуманные
объяснения тому, почему некоторые люди (их немалое число в нашем
окружении) относятся к вере в Бога прохладно или даже безразлично. Что
делать в этом случае? Вероятно, объявить какие-либо видимые формы
почитания Творца необязательными и слиться с безбожниками в
окончательном и бесповоротном экстазе.
Но ведь для христианина осуждение ближнего – это скорее внутренняя
духовная, чем внешняя социальная проблема. А не то обязательно окажется,
что блуда можно избегнуть, если стереть все физиологические различия
между полами, а страсти скупости, сребролюбия и воровства могут быть
излечены только через упразднение частной собственности. Однако
последнее, как говорится, мы в России уже проходили.
Пусть не покажутся эти мои рассуждения чрезмерным утрированием
проблемы. Для Запада это реальность. По крайней мере, в серьезной (если
можно ее таковой назвать) католической печати взаправду обсуждается
"новый, открытый взгляд на нехристианские исповедания”, а в
протестантской среде бурное развитие переживают новые течения наподобие
"богословия после Освенцима”, фактически признающего равенство двух
Заветов – Ветхого и Нового и, соответственно, христианства и иудаизма в
силу их близости к одному и тому же Богу.
Налицо явная подмена, которая, слава Богу, пока еще видна нам,
православным в России, и, увы, абсолютно незаметна в секулярном западном
мире. Так уж повелось сегодня, что любому, даже такому сугубо личному
вопросу, как религиозные убеждения, непременно придается широкое
общественно-политическое звучание. Примета нашего века – мышление
идеологическими штампами, абстрактными идеями, далекими от реальной
жизни. Человека заставляют не обращать внимание на вред той или иной
идеи для собственной души, а вместо этого думать, что бы сделать
великого для всего мира. Убеждают, что осуждение ближнего, превозношение
над ним, тщеславие своими добродетелями, зависть чужим успехам и прочие
внутренние язвы отнюдь не являются чем-то существенным, с чем нужно
бороться, а, напротив, все силы должны быть отданы внешней социальной
активности, для большей убедительности прикрытой христианским антуражем.
При этом даже создается видимость самоотверженности, жертвования личным
ради общественного: "Да как ты смеешь думать о своей душе, о своем
спасении, когда в мире столько вражды, зла и несправедливости!” Похожую
жертву сегодня призывают принести и православных. Но что пользы
человеку, если бы даже он целый мир приобрел, а душе своей повредил?
(Мф. 16,26)
Современный человек совершенно безоружен против идей мира сего.
Странное дело, он не доверяет Церкви, ее опыту, преданию, традиции, но
абсолютно доверчив по отношению к любым своим внутренним движениям. И
это при том, что внутренние критерии утеряны, а настоящего духовного
внешнего руководства нет. Ни одна из конфессий не сохранила до сего дня
практического опыта, подобного православному старчеству и духовничеству.
Так что же нам объединять? Общие грехи?
В вопросах веры очень трудно
действовать методами отрицания и исключения. Вера это все-таки ВЕРА, это
у-веренность, это до-верие, то нечто положительное, а не отрицательное,
а потому "запропагандированному” человеку, воспитанному не на реальном
духовном опыте, а по газетам, крайне сложно стать глубоко верующим
человеком.
Нужно сказать, этот призыв отдать свои души на алтарь "всемирного
христианского братства” в России пока особого отклика не находит.
Разъединенность с баптистами и католиками пока еще, слава Богу, для нас
не есть самая существенная духовная проблема. Собственные грехи и
страсти для православного куда более реальны, а прогресс представляется
не обобщенно-социально, но в личном практическом смысле – в покаянном
движении вглубь своей души. На этом-то языке покаяния, языке истинно
православных духовных ценностей мы и должны говорить обо всех
встречающихся нам явлениях.
Язык покаяния один только может предупредить нас и от впадения в
противоположную крайность – заносчивость и снобизм по одному факту
принадлежности к России и Православию. Не дай Господь кому-либо из
читателей воспринять все вышеизложенное так, будто все православные
как-то по особенному духовно благополучны, будто они автоматически лучше
всех остальных только из-за того, что православны. Конечно, для
человека в современном мире быть православным – это определенный шанс,
но, как всякая потенциальная возможность, и этот шанс может остаться
неиспользованным.
Основной текст статьи позаимствован на сайте Азбука веры: http://azbyka.ru/ Источник: http://starove.ru/obychai/posthristianskaya-era/