Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие. Часть 1
Предисловие
Про Пензенского
батюшку Алексия издано уже семь книг, написал их иеромонах Гавриил, который
служил в обители батюшки и общался с ним непосредственно в течение десяти лет.
Книги называются: "Придите ко мне все труждающиеся…”
Гавриил пишет,
что читая о подвижниках прошлого столетия, задаешься вопросом, почему при жизни
этих подвижников о них никто ничего не знал, и мы узнаем об их дарах,
способностях и помощи людям только тогда, когда они уже закончили свой
жизненный путь, и почти не осталось очевидцев их добродетельной жизни.
Сейчас, как все
почти что слышали, время сжимается, по данным японских исследователей в сутках
уже не двадцать четыре часа, а семнадцать, а на время написания этого материала
похоже, что и меньше. И ритм жизни естественно убыстряется даже по сравнению с
прошлым столетием. Да и жить становится все сложнее и сложнее не только в
материальном и физическом плане, но и в духовном. Люди не знают, как жить,
вокруг столько безнравственности, лжи и обмана и на частном, и на
государственном уровне. Поэтому книги о благочестивых, прозорливых старцах,
которых в наше время не так много, просто необходимы как воздух.
Поэтому иеромонах
Гавриил решил написать о схиигумене Алексие, который жил в наше время и отошел
ко Господу 8 января 2005 года. Да и очень многие почитатели старца просили рассказать
о случаях благодатной помощи старца, хотя находились они зачастую за многие
тысячи километров от старца, но молились, просили о помощи и батюшка им
помогал.
Пензенский старец
схиигумен Алексий был избранником Божием, он в жизни терпел очень много
мучений, поношений и гонений, и Господь наделил его многими благодатными дарами
– знанием Божией воли, прозорливостью, изгнанием бесов. Он помогал всем, кто к
нему обращался, никому не отказывал, а вот для себя ничего не мог сделать.
Старец окормлял и помогал тысячам людей, брал на себя немощи и грехи людей,
страдал и мучился за них.
История начала написания книг о старце
Иеромонах
Гавриил, выполняя разные послушания по благословению старца, часто рассказывал
многим о батюшке, показывал фотографии. Батюшка нередко ругал его за это, так
как не хотел славы, поэтому Гавриил был удивлен, когда узнал, что старец
благословил матушку Лидию писать о нем книгу.
Книги о старцах
пишут обычно после их кончины, поэтому отцу Гавриилу стали приходить мысли о
том, что батюшка готовится покинуть этот мир, но этому не хотелось верить.
В октябре 2004
года вышла книга "Путь к старцу”, она вышла неожиданно быстро и уже на Михайлов
день (собор Архангела Михаила 21 ноября), батюшка раздавал ее духовным чадам,
которые присутствовали на празднике.
На следующий день
Гавриил уезжал в командировку и исповедовался у батюшки, в конце исповеди он
попросил у батюшки благословения написать о нем книгу. Он сказал, что у него
есть много случаев помощи батюшки своим духовным чадам, и он хочет написать об этом
простым живым языком. Батюшка благословил его писать и издать в количестве
пятисот экземпляров. Гавриил спросил, нужно ли чье-то благословение или
достаточно старческого и батюшка ответил, что достаточно старческого
благословения. Гавриил попросил батюшку помолиться, чтобы книга вышла к 25
февраля на память святителя Алексия митрополита Московского. Батюшка сказал:
"Благословляю, напишешь”.
Книга писалась
иеромонахом Гавриилом на одном дыхании. К 6 января рукопись была закончена.
Нужно было напечатать рукописный текст и договориться с издателем.
А 8 января 2005
года батюшка скончался и тысячи его духовных чад осиротели.
Упокой со святыми
Господи старца схиигумена Алексия.
На сегодняшний
день издано семь книг о старце. В книгах приводятся описание случаев
благодатной помощи старца и его прозорливости по свидетельствам очевидцев.
Довольно точно приводятся диалоги, из которых каждый внимательно и с верою
читающий, может приобрести много полезного для своей души.
Необходимо отметить,
что книги не охватывают и сотой части подвижнической жизни старца. В них
приведены лишь малое число случаев помощи духовным чадам. Ничего не говорится о
внутренней жизни старца, так как она не была открыта окружающим.
Детство старца (По рассказам его сестры
Екатерины)
Пензенский старец
Алексий родился 10 ноября 1930 года в селе Ломовка, Пензенской области,
Лунинского района. Родители его, Иван Григорьевич и Анна Алексеевна Шумилины,
были глубоко верующие люди. При крещении в церкви ему дали имя Михаил, честь
Архангела Михаила, память которого празднуется 21 ноября.
После Михаилав семье родилось
еще трое детей – Илья 1934 года рождения, Екатерина 1938 года рождения и Галина
1941 года рождения. Отца забрали на Великую Отечественную войну, и мать
осталась одна с четырьмя детьми. Вскоре отец погиб, и надежды на помощь не
осталось, надо было самой все решать и делать, и кормить детей.
Мишенька родился с тяжелыми физическими нарушениями, он не мог ходить и
ручки его не слушались, он все время проводил в колясочки, за ним надо было
ухаживать и кормить с ложечки. Мать пробовала его возить по врачам, но никто не
смог помочь. Один верующий врач сказал ей, чтобы она никуда не ездила, ничего
не поможет, он таким останется на всю жизнь. И мама его больше никуда не
возила.
Мишенька сидел в маленькой колясочке, а сестры часто убегали играть,
оставляли его одного и старшие ребята часто его обижали: тыкали палками то в
рот, то в глаза, он не мог защититься.
Семья часто голодала, особенно во время войны, спасала только картошка,
да хлеб из лебеды.
У мамы было три сестры, и мама среди них была самая крепкая в вере и
старалась приучать к вере детей. Без молитвы в доме ничего не делалось. Если в
каком-либо селе происходило знамение, то все шли туда пешком помолиться и
набрать святой воды. Мама брала Мишеньку на руки или на шею и несла, на коляске
не возили, она очень плохо передвигалась. Мишенька очень любил ходить в такие
места, а остальные дети часто и не ходили. Он всегда был с мамой и дети нередко
ревновали, что она с ним больше находилась. Им казалось, что она его больше
любит. Он так и вырос на руках у мамы.
У Мишеньки рано проявились духовные дарования, постоянная устремленность
к Богу, любовь к молитве. Однажды он позвал маму, чтобы она зажгла лампадку, а
когда та подошла, то увидела, что лампадка уже горит, ему тогда было семь лет.
Уже тогда он давал советы людям, которые приходили к нему с вопросами. Он
становился вместо обузы опорой для семьи.
После войны Мишеньке было около пятнадцати лет и многие приезжали к нему
получить помощь. Просили помолиться и дать совет. Приезжали и из областного
города. В то время это было опасно, и Мишенька решил переехать в областной
город.Молодые годы старца
по рассказам Нины из Терновки
Отец Михаил со своей мамой
Нина познакомилась со старцем Алексием
давно приблизительно 50 лет назад, ему тогда не было и тридцати и он жил уже в
Пензе. Все его ласково называли Мишенькой, так его звала матушка
Ангелина. Она всех своих детей называла ласково и также ласково обращалась ко
всем, кто к ним приходил.
Матушка Ангелина
приехала в Пензу позже, когда сын Илья пришел из армии. Это произошло в 1958
году. До этого вокруг батюшки были разные люди. В основном больные и пожилые.
Он сам всю жизнь нуждался в посторонней помощи. Ему было тяжело, но он никогда
ни на что не жаловался.
Многие приходящие
к нему жаловались на разные немощи, и он молился за них.
Когда батюшка переехал в Пензу, ему было негде жить. Из церкви его приглашали
пожить то одни, то другие, кто на месяц, кто на неделю. Не было у батюшки
постоянного места, где он мог бы помолиться и отдохнуть. Спал на лавках, на
чужих кроватях, а иногда сидя в своем кресле.
Кресло тог да было тяжелое с маленькими колесиками, которые застревали и
постоянно ломались.
Батюшка переживал,
что приходилось просить о помощи.
После одного посещения батюшки мама
Нины стала просить папу, чтобы он разрешил построить батюшке келью на их
усадьбе. Тогда все жили тяжело, денег хватало на самое необходимое, но келью
батюшке стали строить.
В
Терновке тогда жили в основном местные, у которых и прабабушки и прадедушки там
родились. Все были верующие, в каждом доме были иконы. Многие помогали в
постройке кельи. У батюшки не было денег, чтобы купить материал получше.
Дергали на дне озера траву, сушили ее, она заменяла паклю. Стены обмазывали
глиной, крышу покрыли толью. Окна были маленькие. Батюшка сидел рядом и с ним
советовались. Всех , кто строил, он старался накормить, были щи и каша, очень
вкусные.
Келья была
из одной комнаты и сеней. В комнате стояла русская печь, небольшой столик, за
которым ели и еду готовили, две табуретки и лавочка у печки. Была маленькая
железная кровать с соломенным матрацем, позже ему подарили ватный.
Батюшка был очень рад, когда
построили келью, это была его первая келья после жизни по разным углам.
Он начал
благоустраивать келью с расстановки икон. Их было мало, но потом батюшка взял
из своего дома в Ломовке иконы, и ему стали приносить. Он ни от каких не
отказывался, просил сведущих людей реставрировать и они приобретали хороший
вид. Через некоторое время в келье стало много икон, висели лампадки.
Вставал
батюшка рано. Почти все время молился. В келье не было ни воды, ни
электричества, надо было ходить на колонку. Пищу готовили скромную: каши, щи,
горох, картошку. Во время поста пища была совсем скудная. У батюшки часто болел
желудок, но лекарств он не пил и всегда соблюдал пост.
Батюшку
посещали разные люди, встречал он не всех одинаково, некоторых не
принимал.
С батюшкой
дни проходили быстро, легко и беззаботно. Всех батюшка выслушивал внимательно и
терпеливо, учил бороться со своими страстями, делать добрые дела. Позже Нина
поняла, что это было самое полезное время для ее души.
Часто приходили
местные девушки, пели духовные песни, говорили, что замуж не выйдут, но батюшка
улыбался и говорил: "Выйдете, выйдете”.
Нинина мама была
слабенькой, часто в больнице лежала, но когда поселился батюшка, стала
поправляться по его молитвам. Ей с каждым месяцем становилось лучше и лучше.
Батюшку возили на
большой коляске, с большими колесами, она была громоздкая. На нее ставили
кресло, укрепляли его веревками, потом сажали батюшку. Было высоко, и всем
приходилось тяжеловато. Зимой батюшку возили на салазках с длинными полозьями.
На них устанавливали кресло. Выезжали всегда и в пургу, и в мороз.
В Пензе тогда
служили в двух церквах. Батюшка чаще всего ездил в Митрофаниевскую. Он
очень любил церковные службы. Но иногда везти его было некому. Дорога в церковь
была в гору, и надо было четыре человека. Часто Нину просили помочь, она тогда
с неохотой соглашалась. Она училась в старших классах, везти надо было с
бабушками и мимо школы, и над ней подсмеивались.
Молодые стеснялись
тогда ходить в церковь, если и приходили, то прятались за спины взрослых, чтобы
их не увидела какая-нибудь бабушка и не поставила в пример своим внукам. А те в
школе старались подшутить над ними зло.
Дорога в церковь
проходила и мимо здания, где располагался райком партии. Власть в те годы не
признавала церковь, и батюшка их раздражал. Вначале было спокойно, но потом в
дом Нины все чаще стал приходить участковый и делать папе замечания, зачем он
поселил батюшку. В церковь стали выезжать редко, но гонения не прекращались.
К батюшке
приходило очень много людей, но иногда приходилось отказывать, просить, чтобы
пришли ближе к вечеру. Батюшка переносил терпеливо все тяготы и никогда ни на
кого не обижался. Со временем батюшке категорически запретили выезжать из
кельи. Надо было искать новое место жительства и батюшка уехал в Саранск.
Нине и там
пришлось пожить у нег в келье. Ее направили на практику в Саранск. Там батюшка
жил в маленькой келье, но в этом же доме, через стенку, жил неверующий мужчина
и проходя мимо окна, он все время что-то ворчал. Батюшка на него не обижался,
лишь улыбался. Комната была старая, стены покрывались плесенью. В свободное
время Нина помогала добираться батюшке до церкви, там ее никто не знал и она не
стеснялась.
В Саранске тоже
было неспокойно, и батюшка вернулся в Пензу.
После Саранска
батюшке приходилось несколько раз менять место жительства, но находились добрые
люди и всегда помогали ему, давали ему приют, Как только батюшка обустраивался
на новом месте, к нему опять начинали приходить люди со своими скорбями и
болезнями. Это не нравилось местной власти, и они вынуждали хозяев выселять
батюшку. Со слов старца, ему приходилось семь раз начинать все сначала.