Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие. Часть 3
Жить старайтесь свято
Батюшка всегда переживал, если насельники жили не дружно,
ссорились. Он спрашивал отца Гавриила, когда тот приезжал в Пензу, как они
живут, и тот отвечал, что все хорошо, батюшке все было открыто, он говорил, что
они его не слушаются, продолжают жить по своей воле, нет у них послушания и
смирения, на одно замечание скажут десять оправданий.
И действительно, как говорит отец Гавриил, их беда в том,
что они быстро забывают, какими пришли к батюшке, думают, что они собственными
усилиями стали исправляться, пообвыкли в обители и чувствуют себя "хозяевами”,
начинают поучать и назидательно говорить. Наблюдают за другими, а свои страсти
и неисправности не замечают. И батюшке приходится их смирять. Он им говорит,
чтобы они были потеши и пониже и вспоминали, какими пришли в обитель, и такими
пусть остаются, батюшка жалел их, что такие труды телесные несут, а внутренне
улучшаются мало.
Отец Гавриил пишет, что мы действительно не осознаем, в
каком падшем состоянии находимся. Не знаем, что есть новое состояние души, а
раз не знаем, то и не стремимся к нему. Не ведем внутренней духовной жизни, не
стараемся познать свои немощи, называем себя грешниками, но себя таковыми не
осознаем, нет внутреннего покаяния. Поэтому нас и очищают наши близкие, и мы
должны все терпеть. Батюшка говорил, что мы как камешки в море должны друг о
друга биться и тереться, чтобы стать из шершавых гладкими.
Отец Гавриил спрашивал у батюшки, что нужно делать, чтобы
победить гнев и обидчивость, на которые батюшка ему указывал, и батюшка
отвечал, что надо перед всеми, как он, смиряться и жить свято. Не надо спорить,
если кто-то настаивает на своем, и если знаешь, как правильно сделать, если
даже это серьезное дело. Они будут отвечать перед Господом, а ты сохранишь
душевный мир, а Господь Сам устроит, как все надо. А вы учитесь терпеть немощи
ближних и снисходить к ним. Старайтесь услужить всем. Вас у меня много, и я вас
всех терплю. Монах должен смиряться и все терпеть. Об него должны все вытирать
ноги, как о тряпку.
Батюшка тогда открыл еще одну страсть отца Гавриила, то, что
он очень мнительный, это плохо, нельзя принимать укоризны близко к сердцу,
долго держать в себе обиду. Обижаться можно не больше пятнадцати минут, а потом
обиду забыть.
Батюшка однажды обличил Отца Гавриила за гордость, в свое
оправдание отец Гавриил сказал: " Трудно не гордиться. Я себя сравниваю
невольно, то с одним, то с другим и мне кажется, что я бы так не сделал”. На
что батюшка ответил: "Ты не с ними себя сравнивай, а со святыми, на других
старайся не глядеть, ты будешь не за них отвечать, а только за свои
неисправности. Он сегодня согрешил, а завтра покаялся – Господь его простит. Мы
только видим, как он согрешает, а как он потом кается, мы не видим. Человек без
греха не может жить, но на каждый грех есть покаяние”.
Как-то по благословению батюшки отец Гавриил занимался
проектированием кровли для нового молитвенного дома. Приложил много сил, а этот
проект потом изменили, и ничего не пригодилось. Отец Гавриил очень расстроился,
ходит и внутренне негодует, а батюшка ему говорит: "Смиряйся, не расстраивайся
и не переживай. Все труды твои приняты и записаны у Господа”. После этих
батюшкиных слов сердце его успокоилось, и в нем воцарился мир.
Познавайте немощи свои и живите в
послушании
Отца Гавриила часто одолевали немощи, и он просил батюшку
помолиться, чтобы стать ему покрепче. Тогда бы он с большей пользой мог
трудиться в обители. А батюшка ему говорит: "Для тебя больше пользы будет
оставаться таким. Ты познаешь свое бессилие, свою немощь и от этого будешь
смиряться. Немощную плоть легче подчинить Духу. Считай это для себя милостью
Божией. Если будешь все принимать с благодарностью и без ропота, то Господь
примет твои малые труды выше того, кто много трудится. Здоровому человеку,
чтобы справиться с плотью, надо понести большие труды, сильно себя измождать.
Батюшка всех просил, чтобы не выезжали из обители. Он
говорил: "Мне печально, я вас стараюсь очистить, столько прилагаю трудов к
этому, а вы выехали, хоть и на малое время, и все труды насмарку. Начинай все
сначала”. И действительно так все и получалось. Уезжали насельники к своим
родным, чтобы помочь им, а в результате себя расстраивали и родным не помогали.
За труды же в святом месте Господь и их спасет и родных помилует и даст все
необходимое.
Так жил у батюшки восемь лет плотник Володя, очень хороший
был рабочий, хорошо в строительстве разбирался. Трудится он месяц, два, три и
начинает беспокоиться, как там без него справляются родные. Приезжает к ним,
думает, недельку поживу, а жена на второй день его выпроваживает, поезжай в
обитель, там ты нужнее, а мы и без тебя справимся. Господь нам во всем помогает.
И действительно, в доме порядок, сын учится, дочь работает. Да он и сам место
себе не находит,батюшка перед глазами
стоит, вызывает, торопит приехать.
Батюшка многим говорил, особенно пожилым, имеющим детей и
внуков: "Приходите в обитель на постоянное жительство. Хватит для мира
трудиться. Хоть в последний час потрудитесь для Господа. Приходите, пока зову.
Будете держаться за свои дачи, дома, за своих родных – не заметите, как и
отпадете вовсе. Придете, а место ваше уже будет занято.
Много было случаев, когда батюшка открывал Божию волю, а
человек поступал по- своему. Батюшка говорил, что его место здесь, в обители и
хорошо бы ему остаться и получить спасение. Но человек выбирал жизнь в миру, и
у него начинались большие скорби или "конец” был совсем плохой.
Так, в начале 90-х годов к батюшке приезжал во все свои
отпуска из Ульяновска дядя Саша. Он много дел переделал. По специальности был
прораб, крепкий, здоровый. Батюшка его ценил и уважал и благословил остаться на
Победе (в обители), купить дом, даже показал, какой конкретно. Но дядя Саша
ослушался и уехал. Потом он очень болел и много скорбей понес. Сначала стали
болеть ноги. Операции делали одна за другой, ноги стали совсем гнилые, прямо
куски гнилого мяса отваливались. Были и другие болезни, то есть был здоровяком,
а стал гнилым трупом.
Приезжал в обитель из Саратова молодой парень Андрей.
Хороший был станочник. Поработал больше месяца, и начались искушения. Поеду,
говорит, домой, проведую родных, да и денег мне здесь мало платят, моя работа дорого
стоит. Батюшка его отговаривал и напоследок сказал: "Андрей, останься. Уезжаешь
на погибель”. Но он не послушался, уехал. А через некоторое время узнали, что
его убили, да еще и в пьяном виде.
В обители больше года жил парень из Тюмени – Евгений, молодой,
лет двадцати. Очень добрый, кроткий, послушный, мастер отменный. Делал хорошие
киоты на иконы, столярничал. Был он девственник, из родных мать и сестра Лиля
17 лет. Батюшка его очень любил и ценил и называл- как Господь своего любимого ученика – Иоанном
Богословом.
Мать его купила дом в Дивеево, переехала туда из Тюмени и
стала звать его к себе, чтобы жить вместе, и монастырь там получше.
Он же к тому времени собирался оставаться у батюшки
постоянно. Перевез свои вещи, инструмент столярный. И вот начал он думать
уезжать ли в Дивеево. Батюшка просил его остаться и говорил, что другого места
такого не найдет. Но он не послушался и уехал. Забрал все свои вещи, бензопилу
и иконочки, на которые делал киоты. Затем про него рассказали, что какой-то солдат
сбежал из армии, ночевал у них и порубил Евгению голову топором. Он теперь
страдает от эпилепсии, и мать жалеет, что он уехал от батюшки.
Кончина старца схиигумена Алексия
Отпевание
За неделю до Рождества Христова 2005 года батюшка заболел
гриппом. Болезнь протекала очень тяжело. Он в эти дни никого не принимал. Почти
целую неделю старец не поднимался с постели и ничего не ел.По словамблизких людей, он был как "огненный”. В
сочельник (6 января)батюшка с большим
трудом вышел из своей комнаты и благословил всех, но говорить ничего не мог. В
Рождественскую ночь состояние его было очень тяжелым. На праздничной службе он
пробыл в течение полутора часов. Причастился батюшка с большим трудом. По его
просьбе 8 января батюшку пособоровали.
В 16 часов вечера, 8 января 2005 года в комнате у батюшки
началась вечерняя служба. Состояние его было отрешенным. Он слышал все, но сам
не говорил. Когда певчие запели: "Господи, воззвах”, дыхание батюшки, до того
частое и глубокое, успокоилось.Батюшка
последний раз глубоко вздохнул и со спокойной улыбкой тихо скончался.
Смерть для него явилась переходом от многострадальной,
тяжелой жизни в райские обители. Батюшка закончил свой жизненный подвиг, в
котором он находился всю свою жизнь.
Отпевание
Когда старца облачали в монашеские и священнические одежды,
все присутствующие видели на его лице улыбку. В комнате непрерывно служились
панихиды, священники читали по очереди Евангелие.
Отпевали батюшку соборно девять священников в его домашней
церкви. Когда певчие запели "стихиры на целование”, то прощание затянулось на
полтора часа. Более тысячи человек пришли проститься со схиигуменом Алексием,
великим молитвенником и своим заступником. Руки у батюшки оставались теплыми и
благоухали. Тление не коснулось его тела.
Вынос тела батюшки из его дома
Когда выносили гробик из дома, то голуби, во множестве
облепившие крыши и карнизы домов, начали ворковать и волноваться. Всей стаей
они взмыли вверх над домом и крестообразно пролетели над гробом.
Как только запели "Трисвятое”, голуби уселись на свои места
и сидели не шелохнувшись. Когда гроб с батюшкой несли по улице, голуби вновь
взмыли вверх, в небо, провожая батюшку в последний путь.
Батюшку похоронили возле алтаря Успенской церкви, в поселке
Победа. Место для захоронения он выбрал задолго до своей кончины. Этот храм
батюшка сам построил, заботилсяо
благоукрашении его и любил бывать там на богослужениях.
Батюшка в последнее время из-за болезни редко приезжал в
обитель. И теперь всем насельникам стали понятны его слова – "Я скоро к вам
надолго приеду”.
Послесловие
Батюшка часто учил, что в последнее время люди будут
спасаться скорбями: ”Где нет скорбей, там нет и спасения. Ничего ценного не
может быть достигнуто без скорбей. Надо к ним привыкать, чтобы через некоторое
время они уже скорбями и не казались.
Каким бы путем не шел человек, он не может избежать скорби,
боли физической, духовной. Все заключается в том, принимаем ли мы их как из рук
Господа или сопротивляемся отчаянно. В первом случае они будут для нас
спасительными, а во втором ввергнут нас в беспросветное уныние, отчаяние.
В наши дни скорби
большей частью весьма утончены. Падший дух видел, что искушения явные и грубые
возбуждают в человеке мужество для их перенесения и заменил их слабыми, но
утонченными, действующими очень сильно.
Они держат сердце в неопределенном положении, а ум в
недоумении. Они, томя, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его
в бездействие и уныние. Часто и не замечаешь, как они вводят в беспросветное
заблуждение и уже не видно ни начала его, ни конца.
Слава Богу, пишет отец Гавриил, что попадая в такое
состояние, у нас было к кому прибегнуть, чтобы вновь обрести твердую почву под
ногами и увидеть дорогу светлую, по которой можно идти снова. От батюшки мы
всегда уходили окрыленные, с радостной, легкой душой.
Весь груз наших скорбей и томлений батюшка брал на себя. Мы
перекладывали на его плечи свои немощи, недуги, неустроенность и уходили от
него с миром в душе.
Многие люди, приходя к батюшке, плакали и подолгу не могли
отойти от его колясочки. Не могли оторваться от его рук, вновь и вновь
прикасаясь к ним. Здесь они получали облегчение своим исстрадавшимся душам.
В полной мере на батюшке исполнились слова Серафима
Саровского: ”Стяжи Духа Святаго и вокруг тебя спасутся тысячи”.
Одна женщина ездила в Почаев, спрашивала у монахов, есть ли
у них человек, который может Божию волю открыть. Когда они узнали, что она
приехала из Пнезы, то сказали, что они сами ездили в Пензу узнать Божию волю у
схимника отца Михаила.
И так сбываются пророчества святых отцов: "В последнее
время, те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от
людей, и не будут совершать среди них знамений и чудес, но пойдут путем
делания, растворенного смирением”.
Многие люди ищут святости и не могут найти. Бегают из храма
в храм, ищут, где благодатней. Почти ни в ком не осталось любви. И мало кто из
них знал, что рядом с ними жил такой дивный старец.
Верим и уповаем, что после своей кончины батюшка, как и
обещал, еще больше будет оказывать помощь и свое заступничество всем, кто к
нему обращается. Эту помощь и батюшкино невидимое присутствие ощутили уже все
насельники Михайловской обители.
И недалек тот день, когда мы сможем по праву взывать:
"Святый отче схиигумене Алексие, моли Бога о нас”.
PS: На данном сайте приведена лишь маленькая крупица той
помощи и заступничества, которые оказывал Пензенский старец Алексий. И это
касалось в основном насельников Михайловской обители. Но вышло семь книг, где
приведено очень много таких случаев, по рассказам очевидцев. По вопросам
приобретения 7 книги и других книг можно обращаться по телефонам:
(495) 639-03-89;8(499) 204-98-70;
(841-2)
60-09-00;(841-2) 60-37-56.
Заказать Литургию "О
Едином”, молебны на могилке батюшке, сорокоусты, просто прислать пожертвования
обители можно по адресу:
440015, г. Пенза,
поселок Победа, ул. Светлая 98, Михайловская церковь, Иеромонаху Гавриилу
(Алексееву Геннадию Алексеевичу).