Протоиерей Валериан Кречетов. Беседа о зависти. Часть 2. «Кругом одни негодяи!»
Так же, как
в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании
этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть
имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему
кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.
– Значит зависть – это
противоположность любви?
– Вот именно. Там, где зависть – там нет любви.
Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека
добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой
Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы
кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении
его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое
недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет.
Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был
свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю,
хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину
первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля,
братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи
распяли Господа Иисуса Христа».
Что сеем, то и жнем. Где нет любви,
там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак.
3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли
завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.
Зависть является величайшим злом для
души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она».
«От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие».
«Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в
загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства,
десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе
зависть».
«Мы можем избежать зависти, если не будем
почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни
телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», –
Василий Великий.
Человек часто считает, что достоин
того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание
иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.
Я обратил внимание, что слово
«зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове.
Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном
наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова
«безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой
орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание
какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее
«зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть
появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот
когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек
этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на
самом деле просто испытывает зависть.
– Зависть – это желание не зависеть
от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные,
слабые, те, кто зависит от другого.
– Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо,
выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14,
13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между
собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.
Справедливость-то – понятие очень
сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.
Есть понятие правды человеческой, а
есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.
Когда-то Владыка Стефан (Никитин),
Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном
Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни
людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему
«Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были
осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.
Проявления
зависти
– Как в жизни людей чаще всего
проявляется зависть?
– Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует,
начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что
что-то не так и пытается оправдать свое чувство.
– То есть он не понимает, что
завидует другому, и начинает его осуждать?
– Большей частью да. Зависть потому
черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь
то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица
говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».
– Если человек завидует, то
он завидует многим или кому-то конкретно?
– Так же, как в случае с добродетелью, если у человека
есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять
те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному
завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а
вокруг все счастливые.
Это начинает проявляться и в речи:
«Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с
одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала
раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а
далее – все и всё. Это свойство страсти.
– Эти черты в человеке, к сожалению,
обостряются к старости.
- Но «старого учить, что мертвого
лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё
было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.
Потому что человек начинает что-то
понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были
такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу
Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог
сделать?».
И рай, и ад начинаются на земле, но
это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один
благодушествует, а другой несчастлив.
– В жизни благодушного человека все
складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в
нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?
– Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в
самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще
большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.
Завистливый же человек не спит,
мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек,
положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое
не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.
– Кстати, иногда говорят о
«белой зависти». Что это такое?
– Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это
зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят
выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.
Если можно так сказать, белая
зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь
того же совершенства. Заимствование опыта других — это не зависть.
– А бывает ли зависть к святости
святых?
– Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и
стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не
добьешься.
Апостол Павел призывает: «Подражайте
мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к
совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.
Когда мечтаешь о даре прозорливости,
чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования,
они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что
Бог творит, никому не говорит».
– Таким путем рождаются различные
секты, религиозные течения и т.п.?
– Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких
примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к
дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что
духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах»
(Лк. 10, 20).
Зависть не
дает человеку ничего
– В современной рекламе очень часто
звучит слово «зависть». Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь,
все будут тебе завидовать, «подруги умрут», а «одноклассники лопнут» от
зависти».
– Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я
недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым,
но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей
стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.
– Одним словом, не только самому
завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.
– Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина
есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала.
Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня
оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других
взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу.
Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот
просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.
– Как человеку понять, что зависть
снедает его, вредит ему и мешает его жизни?
– Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как
сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не
приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы
временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.
Вспомните поговорки о зависти. «Где
счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет
корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.
Зависть – слово женского рода, имеет
единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда
индивидуальна.
– Человек должен остановиться и
подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее
время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?
– Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет
сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А
сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим
в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это,
ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.
Есть такое мирское выражение:
«Человек все понимает в меру своей испорченности».