Протоиерей Валериан Кречетов. Беседа о зависти. Часть 1. Погоня за призраками
В
современном мире, где границы между добром и злом размыты, людям необходимы
четкие нравственные ориентиры, маяки, помогающие переплыть житейское море с
наименьшими для души потерями. Ведь душа человеческая слишком слаба и иногда
очень быстро подхватывает то или иное заболевание. Чтобы излечить его, можно
потом «издержать на врачей всё имение» (Лк. 8, 43), но так и не достигнуть
результата. Тем не менее, для правильного лечения необходима своевременная
диагностика. Как обнаружить и искоренить в своей душе грех зависти? Об этом мы
побеседовали с духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.
Первая ступень покаянного пути
– Отец Валериан, скажите, может ли человек завидовать, а сам не знать, что
болеет этой болезнью?
– Это происходит сплошь и
рядом.
– Когда человек признался себе: «я завидую», значит ли это, что он осознал
свой грех и может двигаться дальше?
– Большей частью, увы, чем
глубже человек погрязает в бездне греха, тем меньше осознает свою греховность.
А чем человек чище, тем строже он к себе относится. Святые люди, которые, по
нашему понятию, вели почти праведную жизнь, чувствовали себя очень грешными.
Святитель Игнатий Брянчанинов сказал:
«Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя
праведником». Эта истина и является главной. Если взять Евангелие, видно, что
мытари, прелюбодеи чувствовали себя грешными, сознавали свою греховность, а
книжники и фарисеи – нет. Последние были погружены в пучинуне грубых греховных удовольствий, а более
тонкого греха, что еще страшнее.
О грехах, касающихся земной телесной
стороны нашей жизни, как, например, чревоугодие, святые отцы говорили: «Когда
мы не оставляем их, со временем они нас оставляют». Приходит время, когда
человеку ничего не нужно. В старости всё лишнее отходит, и человек оставляет
некоторые привязанности, но страсти, которые гнездятся в душе, мучают человека
независимо от его возраста, со временем еще только больше усиливаются. Оттого
люди и кончают жизнь самоубийством, хотя внешне для этого, вроде, и нет причин.
Люди, не сознавая этого болезненного
состояния, даже боятся почувствовать себя грешными, стараются как-то извинить,
оправдать грех, ввести его чуть ли не в закон. Признак духовного здоровья –
осознание своей греховности даже в мелочах. Признак духовного омертвения –
отрицание своей греховности даже после совершения самых страшных преступлений.
Более того, человек считает, что он всегда и во всём поступает правильно.
Сейчас, например, стараются узаконить явный разврат, пытаясь назвать, открытый
блуд «браком», в современном смысле. Узаконить грех.
Самая конечная точка падения человека –
«мерзость запустения на месте святе», когда там, где должны стоять закон и
истина, будут беззаконие и ложь.
Первая ступень покаянного пути – сознание,
что многое из того, что ты делаешь, осквернено греховностью, или просто грех.
Блудный сын из евангельской притчи пришел в себя, осознал это и у него
появилось покаянное чувство.
– Получается, что большая часть людей даже не сознает, что страдает тем или
иным грехом, например, той же завистью?
– Да. Пример – русская
революция 1917 года. Люди позавидовали тому, как живут другие, и решили всё
отнять под благородными лозунгами «справедливости». На самом деле это была
попытка узаконить зависть, чтобы «по закону» отнять то, что принадлежит другим.
Иван Ильин написал об этом целую работу. Он, светский писатель, философ, был
человеком верующим и всё это отметил.
Зависть еще и источник войны. Видим мы
соседнее благоденствующее государство – значит, надо захватить его богатства.
Именно к этому относится библейское
изречение «суть пути мнящиеся благи, а конец их во дно адово». Зачинщики
революций и переворотов считают, что совершают всё, вроде, бы во благо
человечества. В свое время А.К.Толстой об этом хорошо сказал:
«…Коль у кого именье.
Отнимешь и разделишь,
Начнется вожделенье»…
и ещё:
Весь мир желают сгладить
И тем ввести равенство,
Что всё хотят загадить
Для общего блаженства.
Достоевский прекрасно написал, что если
справедливости добиваться через кровь и слезы – это уже не справедливость.
– Почему в мире не может быть равенства?
– Потому что, как святые
отцы говорят, если у всех всё будет, то не будет места любви. У тебя избыток
богатств? Прояви свою любовь по отношению к другому, а он проявит любовь по
отношению к тебе. В неравенстве скрыт глубокий смысл. Оно заложено в мире с
самого его начала. Даже ангельские чины не были равны.
Равенства на этой Земле быть не может.
Равны мы все перед Богом, но каким образом? Если математически сравнить любое
число с бесконечностью, то перед ней все числа – точки, ничто. Перед Богом мы
все равны, а между собой, конечно, отличаемся, как не равна, к примеру,
шестерка девятке.
Дайте трем работникам по сто монет: один
положит в кубышку, второй пропьет или прогуляет, а третий употребит в дело и
рост – и сразу же они станут неравны. Что делать? У кого отнять? У того, кто
увеличил, и отдать тому, кто пропил? Чтобы было равенство? Так и происходит в
жизни.
Погоня за призраками
– Допустим, коммунистический проект, основанный, по Ильину, на зависти,
потерпел крах. Но ведь капиталистическая идея основана на том же: попытка
догнать других, жить так же или еще лучше. Видя красивые дома, рекламу, люди
хотят также стать обладателями этих вещей, потому что чужая красивая жизнь
вызывает у них зависть.
– Совершенно верно, это подпитывает
зависть. Множество людей несчастно не потому, что на самом деле несчастно, а
потому, что им показывают все эти богатства, они завидуют, и мучаются оттого,
что они не имеют того, чему завидуют.
Это безумие. Часто человек нафантазирует что-то, начнет подгонять свою жизнь
под придуманный идеал, а ничего не получается. В результате человек
разочаровывается, в сущности, не в жизни, а в своих миражах.
– Бывает так, что один человек завидует конкретному человеку, а другой –
увиденным по телевизору декорациям?
– Безумие современного мира состоит в том,
что, как сказал сербский святой Иустин (Попович), что люди не только ушли от
истинной духовной жизни в менее реальную временную жизнь, в которой каждый
момент проходит, меняется, но уже и из этой жизни человек уходит в совершенно
нереальную жизнь. Раньше человек отдавался во власть грёз, воображения, теперь
они уступили место телевизионным сериалам и компьютерным играм. Человек мнит
себя чем-то, сражается, а на самом деле просто нажимает кнопки.
Один человек, который когда-то увлекался
автогонками, говорил мне, что наивно считать, что так легко летать на виражах,
на самом деле это, очень опасно. Но молодые люди наивны, опыта у них нет. Они
воображают себя сильными, ловкими, но, на самом деле, за них все делает
программа. Играя, человек ничего не приобретает. Эфемерные представления
собственной самодостаточности создаются техническими средствами.
Так же раньше человек действительно имел
вокальные данные, потрясал театры. А теперь новички грызут микрофон и считают
себя певцами, ничего собой на самом деле не представляя. Фонограмма – это же
полный обман. Они на сцене только рот открывают.
Печальное состояние. Несмотря на это,все едят пищу, которая растет на земле. А
сейчас не очень-то много трудящихся. Работать на земле никто не хочет, трудятся
только кое какие бабушки по инерции. Остальные думают, что пищу можно запросто
где-то достать, а главное, купить-продать. Вот главный уход от реальной жизни:
через эти приманки и обман.
– Видимо
люди находят в виртуальной реальности успокоение, потому что пытаются сбежать
от чего-то, что им не нравится в реальной жизни?
– Совершенно верно. Люди бегут от реальной
жизни и её трудностей. Никто не хочет ни потерпеть, ни смириться. Вот сейчас,
например, объявлен Год семьи, а ведь семьи почти все разрушены. Нет ни одной,
наверное, за редким исключением, нормальной семьи.
– Неужели нет? Вокруг все постоянно женятся …
– Вот именно, они «постоянно» женятся:
сначала одна, потом вторая, потом третья… Мы же постоянно об этом слышим, мы с
этим соприкасаемся. Взять любой приход: не так много семей, в которых сохранен
первый постоянный брак, проведенный супругами в полной чистоте.
– Корень
этого тоже в зависти?
– В зависти и лени, в отсутствии труда над
собой. Люди готовы всё вокруг переделать, кроме самих себя. Говорят: «В другой
семье, с другим мужем я буду другая, с другой женой я буду другим».
Увы, нечасто меняется человек. Умный
человек старается приспособиться к тем обстоятельствам, в которых он находится.
А дурак хочет всё приспособить под себя.
Нужно учитывать обстоятельства, но
держаться духовного стержня. Часто люди пугаются: «Как это возможно?» Все
возможно, тем более с Божией помощью.
«Эта болезнь есть начало вечных скорбей,
залог бесконечных страданий» (Цветник Духовный)
«Демоны от зависти (плодам веры) наносят
нам неверие и если мы его принимаем, то делаемся их слугами и сообщниками.» (Добротолюбие)
«Зависть под покровом благочестия —
горькая вода в золотых сосудах.» (Добротолюбие)
«Завистник почитает чужие несчастья своим
счастьем, а благополучие других своим злополучием. Не столько бедный огорчается
своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего; что может быть
гнуснее сего?» (Свт. Иоанн Златоуст)
Извращение порядка в человеческом естестве
от сатанинской зависти.
Завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. (Прем. 2, 24)