Современные дети и подростки играют больше на компьютере, чем на улице.
Предлагаю вспомнить про подвижные игры на свежем воздухе. Я тут
переоткрыл одну книгу, называется «Большая книга игр и развлечений для
детей и родителей», выпущена издательством «Педагогика-Пресс».
Научно-популярное издание, Москва, 1992 год. Книгам уже 4 года выдают
международные номера, и эта — не исключение, у неё ISBN 5-7155-0283-7.
Авторы Кедрина Татьяна Яковлевна и Гелазония Пётр Ильич, художник
Шляпугин Борис Александрович. Это книга моего детства, может быть, и вы
её знаете — тираж в 270 тысяч экземпляров не сравним с нынешними.
Рекомендую зайти за ней в библиотеку (или к букинисту), а не покупать
ребёнку очередную компьютерную игрушку, которая даст ему очередную
порцию пищи для ума, перегружающей его, сидящего почти без движения.
Книга не идеальна. В ней пропущены некоторые картинки. Одна-две заметки про игры идут не по порядку. Некоторые
моменты в книге не актуальны в наше время, спустя двадцать два года
после её издания. В основном это описание снаряжения: как сделать своими
руками, как доработать купленное. Сейчас можно купить всё, что угодно,
были бы деньги.
Но не потеряли ли мы чего-то, приобретя широкий
выбор товаров для покупки? Не потеряны ли нити, связывающие родителей с
детьми? Одна из таких нитей — совместный отдых. У родителей нет времени,
они зарабатывают деньги. Дети сами сорганизоваться не могут — они не
знают простых игр, в которые играют не за компьютером. Конечно, есть
футбол, хоккей и другие спортивные секции. Но там дети там не особо
играют, а больше работают.
Для того, чтобы часы отдыха были более
полезны для всей семьи, и предназначена эта книга. Кроме первого
раздела «Вечное движение» про подвижные игры (освещены лапта
и штандер), в ней есть и другие. «Лето пришло»: походы, велосипед,
рыбалка и байдарки. «Мороз невелик, а стоять не велит»: снежки, коньки,
лыжи, зимние походы. «В вашем доме»: игры в помещении, за столом, с
самодельным инвентарём и безо всего. «Забавы, шутки и всякие штуки»:
головоломки, шуточки, фокусы. «Своими руками» (переключение после школы
на работу руками — отдых для головы): нужные для создания других вещей
вещи (фартук мастерового), самодельные полезные вещи во дворе и в доме,
вещи, создаваемые для забавы, и просто поделки. «У нас праздник»:
карнавалы, мамин день, новогодные хлопоты. В интернете текстов всей
книги я не нашёл, только обрывки, в основном из последнего раздела. Ниже
предисловие и выдержки из «Вечного движения».
К читателю
Мы
часто привыкли смотреть на свободное время как на часы отдыха, часы,
уступающие, конечно, в своем значении часам напряженного труда и
усердного учения.
Свободное время — это проблема не только
каждого человека, но и семьи в целом. Преобладающую часть своего
нерабочего времени человек проводит дома, в семье, Именно в семье
ребенок, подросток, юноша должен впитывать то, что можно назвать
культурой свободного времени: чему-то его надо учить, а что-то должно
вырастать в нем из подражания старшим, из следования их примеру.
К
сожалению, часто мы попусту растрачиваем свое свободное время. Что уж
говорить о тех, кто не знает, что делать со своим свободным временем! Но
будем помнить, что свободное время — это время, которое не просто
свободно от чего-то, но должно быть свободно для чего-то. А если мы
свободное время обращаем на обогащение своих творческих, духовных
качеств, мы совершенствуем не себя лишь, но и своих детей. И уж,
конечно, самым непосредственным образом достигаем мы этого в общих
занятиях с ними — мастерим ли вместе первую в жизни модель катера или
отправляемся в поход, устраиваем ли домашний кукольный театр или выходим
во двор своего большого дома, чтобы залить для ребят каток.
Рано
или поздно наши дети остаются наедине со своим свободным временем: они
должны теперь сами найти достойное применение ему. Будем готовить их к
этому, помня мудрые слова К. Д. Ушинского: «Более
всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то
лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в
руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится
голова, сердце и нравственность...»*
*) Ушинский К. Д. статья «Труд в его психическом и воспитательном значении», 1860.
Вечное движение
Ловкость
и силу, быстроту реакции и точный расчет, глазомер и чувство ритма —
все это естественно и исподволь развивают подвижные игры. Побольше
подвижных игр! Пусть дети играют в них в любое время года.
ПЯТНАШКИ НА ВЕРЕВОЧКЕ
Салки,
салочки, пятнашки — забава, настолько известная всем и каждому, что
как-то неловко расписывать ее здесь. Но вот небезынтересный перепев этой
игры, где шансы на успех у того, кто умеет резко менять направление
бега, молнией срываться с места.
К столбику (деревца не портить!)
привяжите веревку длиной 3—4 метра. Вокруг столбика очертите круг того
же радиуса. (Вот и сослужила веревка первую службу.) Внутри круга
разбросайте два-три десятка камешков (шишек, палочек и т. п.). Это
богатство будет сторожить один из вас, тот, кого вы выберете по жребию.
А
все остальные (человек пять), расположившись сначала за кругом,
пытаются завладеть камешками, вынести их из круга как можно больше.
Сторож одной рукой должен держаться за веревку, а вот другая у него
свободна для того, чтобы пятнать неосторожных добытчиков. Тот, кого
запятнали, из игры выбывает. Через условленное время ( минуты три
хватит?) смена у сторожа кончается. Можно считать, сколько камешков у
него утащили, а сколько он сберег.
Теперь повторите все с другим сторожем. Когда все перебывают в этой роли, нетрудно будет определить, кому она больше удалась.
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО...
Действительно,
мало кому нынче ведомо, как играть в горелки. А ведь когда-то это была
одна из излюбленных игр детей, да и не только детей.
ПРОСТО
ГОРЕЛКИ. Играющие становятся попарно, держась за руки, одна пара за
другой, а впереди всех — один, кому по жребию досталось гореть.
Оборачиваться назад ему нельзя. Стоящие в последней паре по счету
«раз, два, три» разнимают руки, бегут вперед и стараются вновь
соединиться, обежав водящего-горящего один слева, другой справа. Тот же
преследует бегущих, и если ему удастся кого-то поймать, то он становится
с пойманным в первую пару, а тому, кто остался один, гореть. Если же
горевшему не удалось поймать никого, то та же пара становится впереди
других пар, а он горит вновь.
ДВОЙНЫЕ ГОРЕЛКИ. Простой способ
игры можно усложнить, играя в двойные горелки. Тогда становятся по
четыре человека в ряд. Горит же одна пара. Играть можно с пением:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Взглянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят!
Все
замолкают, а горящая пара одна продолжает считать: «Раз, два, три!»,
прихлопывая в ладоши. После слова «три!» обе задние пары разбегаются и
стараются соединиться вместе впереди горящей пары. Если это им удается,
горит прежняя пара. Если любой из горящих поймал какую-нибудь пару, то
горевшая пара соединяется с пойманной; вчетвером они становятся в первый
ряд. Непойманная пара горит.
Правило: бегущим парам нельзя
разъединять руки, а горящая пара не имеет права трогаться с места
прежде, чем бегущие пары минуют ее.
ШВЕДСКИЕ ГОРЕЛКИ. Становятся
парами, и каждая пара, начиная с головной, получает свой номер по
порядку: первая, вторая, третья и т. д. В середине должен быть оставлен
как бы коридор для пробега, так что пары не соединяют руки — получается,
что все стоят гуськом, в две шеренги.
Этой игрой должен кто-то
руководить. Он становится впереди, шагах в десяти от первой пары. В
обеих руках у него по палочке. Одну за другой он вызывает пары (в любом
порядке). Оба из вызванной пары бегут по внутреннему коридору к
ведущему, выхватывают из его рук палочки и, обежав стоящие пары с
внешней стороны, снова отдают ему эти палочки. Тот, кто отдал свою
палочку первым, приносит своей шеренге очко. Когда все пары перебегают,
то окажется, что у одной из шеренг больше очков — она и победила. После каждой пробежки шеренги меняются местами: первая становится левой, а левая — правой.
УСПЕЙ ЗАПЯТНАТЬ
Встаньте
дети, встаньте в круг на расстоянии двух вытянутых рук! (И взрослые
могут вместе с вами встать, если захотят.) Кому-то по жребию выпало
оказаться в центре круга — быть водящим. Все перебрасывают друг другу
большой мяч, а водящий стремится запятнать того, у кого мяч сейчас
оказался в руках. Тут надо быстро сообразить, к кому мяч летит, и успеть
коснуться его, пока он от мяча избавиться не успел. Ну ясно — тому
теперь и водить.