Взрослые противъ … детей. О влиянии современных мультфильмов на детей
Вместе с изменением социально-политической системы в России произошло
одно изменение, на которое взрослые, в силу этой самой своей взрослости,
не обратили должного внимания. Коренным образом изменился мир ребенка –
он играет в другие иг-рушки, слушает другие песни, смотрит совсем иные
фильмы и мультфильмы. О влиянии современных мультфильмов на детей эта статья.
Родители, дедушки и бабушки современных детей появились на свет, когда
мир детства был в основном таким же, как сто, двести, и тысячу лет
назад. И в бедных, и в богатых семьях детей любили, им отдавали самое
лучшее, рассказывали добрые сказки, ограждали от трудностей и проблем
взрослого мира. А мир этот казался детям удивительным и загадочным.! В
него хотелось поскорее попасть. «Вот когда я вырасту…» — этими словами начиналась греза о будущей жизни каждого мальчишки и каждой девчонки.
О жизни, которая не могла быть никакой иной, как только прекрасной…
Ведь взрослый человек все знает и все умеет. Милиционер был добрым и
очень высоким. Все знали его по имени. Это был дядя Степа. Он и через
дорогу переведет, и домой приведет, если заблудишься. А если — не дай
Бог — в доме пожар, так и из огня вытащит… Взрослые ходили на
работу. И все знали, что всякая работа важна, нужна и почетна. «Папы
всякие нужны», будь он военный, слесарь, пожарник, инженер или
кабинетный ученый… По воскресеньям детей водили в кино. Это был мир
героев сказок или ребят, которые старались перещеголять друг друга в
исполнении детских добродетелей: помочь одинокой старушке, двоечнику,
позорящему класс, урезонить драчуна и грубияна… Добродетели были
наивны и милы, а пороки вовсе не страшными. Хулиган был нелепой
аномалией, затесавшейся в чудную компанию. Перевоспитать его не стоило
большого труда. Ведь он, бедняга, полагал, что хулиганом быть эффектно и
выгодно. Нужно было лишь доказать ему его неправоту. Лучше всего это
удавалось красивой отличнице. Немного усилий и хулиган на глазах
превращался в лучшего математика в классе и лучшего спортсмена во всем
городе. Но вершиной блаженства были «мультики». Это был мир воплощенной красоты очаровательных белочек с длинными ресницами и пушистыми хвостами, трогательных зайчат, трудолюбивых бобров, мудрых оленей, сильных и добрых медведей, всегда готовых придти на выручку слабым. В этом сказочном мире злодеи — волки и лисы всегда оказывались посрамленными и наказанными. Они были жалкими и нелепыми существами на фоне торжествующего дружного и веселого братства милых зверушек. Их голоса были похожи на голоса любимых сестер и братьев. Рисованные старики и старухи говорили ласковыми голосами родных бабушек и дедушек. Никому и в голову не приходило, что трусливого и хвастливого зайчонка может по-настоящему съесть серый разбойник-волк.
Единственным персонажем, наказанным за свою самонадеянность и
неуважение к старшим, был Колобок. Но и его лиса ухитрилась съесть
предельно деликатно, без «расчлененки» и сцен насилия. Представить,
что мультик может быть недобрым, было невозможно. Страшные персонажи,
наподобие Снежной Королевы или злой мачехи-колдуньи из «Сказки о Мертвой
Царевне», были не более зловещи, чем ведущая программы «Слабое звено». А
Баба-Яга и Кощей Бессмертный были глупы, смешны, беспомощны и
совершенно не страшны. Они обязательно проигрывали при встрече с
мужеством, бесстрашием и настоящей любовью. Не было тогда драматургов, которые бы осмелились утверждать, что «ребенок должен знать правду жизни». А жизнь была ох как далека от идеального мира кино. Взрослые дяди осиротили полстраны, но детей все же оберегали от «правды жизни» и в самые страшные годы… При том, что в детском кино было много идеологических установок и морализаторства, авторы все же понимали, для кого работали.
Все дышало любовью и трогательной заботой о детях. Фильмы о хороших
пионерах были наивными, глуповатыми, но добрыми. А мир
мультипликационной сказки был прекрасным, наполненным тайной и чудесными
персонажами. А если что и было в этом мире страшного, то рядом
были взрослые, которые в любой момент защитят ребенка от любой беды и
всякого зла. Не случайно «белоэмигранты», (в отличие от детей
комиссаров, просивших прислать им на новую родину ноты, постельное белье
и все, что можно выгодно продать) просили прислать для своих детей и
внуков советские мультфильмы. И вдруг, в одночасье, взрослые дяди и
тети опрокинули и осквернили этот чудный мир. В него ворвались вампиры,
демоны, злодеи всех мастей. Зверушки из милых тварей превратились в
чудищ, убивающих и пожирающих друг друга. Они заговорили
грубыми голосами уличных хулиганов, обрели повадки и манеры отпетой
шпаны. Одновременно на всех каналах помногу часов в день разные уродцы
стали кричать злобные угрозы: «Я убью тебя!» — Нет,это я тебя убью! —
ответили им такие же монстры, которые по замыслу создателей должны были
бы восприниматься детьми, как положительные герои. А за окном с подобными криками стали носиться по двору друг за другом мальчишки. И угрозы эти оказались не пустыми…
С каждым месяцем растет число детей, убитых своими сверстниками. Убитых
часто безо всяких на то причин. Просто забавы ради! Это продолжается
только что увиденный сериал, только что прерванная компьютерная игра, в
которой нужно убивать всех подряд. Иди — и стреляй. Чем больше убьешь,
тем больше очков. Вот, ты уже набрал их больше, чем три приятеля вместе
взятые. Ты герой! Ты лучше других. Теперь иди и продолжай делать то, что
делал с компьютером с соседскими мальчишками… А многим родителям невдомек, что у детей до семилетнего возраста виртуальный и реальный миры абсолютно тождественны…
Они просто не умеют отличать того, что им показывают по телевизору, от
того, что происходит за пределами экрана. Но на экране все интереснее и
динамичнее, чем в жизни. Наблюдения над семьюстами детьми, показали, что, если ребенок до семи лет проводит за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, то в его подсознании закрепляется
доминанта, от которой избавиться практически невозможно. Попав в
ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой ребенок непременно убьет.
Дело еще и в том, что ребенок, попавший в теле и компьютерную
зависимость, может никогда из нее не выйти. Запретительные меры вызывают
в нем ярость и страшную агрессию. И если в такой момент родители сурово накажут его, ребенок не сможет адекватно ответить, это может привести его к самоубийству.
Детские самоубийства — это совершенно новое явление. Пять лет назад
всех потрясли самоубийства подростков. А теперь из жизни уходят дети.
Экономическим фактором это явление не объяснить. Дети бедных
родителей в петлю не лезут. Уличные бродяжки борются за жизнь и мечтают
поскорее вырасти, чтобы быть сильными. Для борьбы силы нужны. Эти
трагедии происходят в обеспеченных и очень богатых семьях, где дети
перекормлены не только деликатесами, но и всевозможными забавами,
электронными игрушками. Эти дети не могут назвать зверушек, изображенных
на на картинках. Но они знают киборга, шредера, биороботов, черепашек ниньзя. Их первой в жизни игрушкой был трансформер. Мальчишки зацикливаются на «стрелялках», а родителям, особенно если они компьютерами занимаются профессионально, и в голову не приходит отвлечь их от опасной привязанности.
Многие дети, увидев ужасы и сцены насилия на экране, пытаются
защититься от них. Но они не могут этого сделать. Защита происходит на
бессознательном уровне. Психика не в состоянии адекватно реагировать на
слишком сильный раздражитель страха, и она «выставляет» блок: перестает реагировать на страх. Психика тупеет. Наступает, так называемое «скорбное бесчувствие». Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям.
Мы даже представить не можем, скольких Каев породили телевизионные и
компьютерные «агенты Снежной Королевы», сколько душ заморозили они,
сколько пар детских глаз во всех городах и весях в безумном оцепенении
смотрят на компьютерные мониторы, выкладывая из виртуальных ледышек
слово «ВЕЧНОСТЬ». Эти дети не смогут нормально жить, любить, строить
семью, защищать от врагов страну. Они больны. Теле и компьютерная зависимость убила в них интерес к жизни. Они навсегда «прописались в компьютерном виртуальном зазеркалье».
Очень скоро людей, не способных воспринимать многообразие мира будет
большинство. И они будут преобразовывать мир, делать его сообразным
своему восприятию: то есть примитивным и жестоким. Директор НИИКСИ
В. Е. Семенов, говорит, что телевидение перестало выполнять свои
функции. Оно не воспитывает, не приобщает зрителя к культуре, не
занимается образовательными программами. Даже развлекательная функция
стала антикультурной, безвкусной и патологической по сути. Кто может
объяснить для чего мы калечим детей? Для чего мы их пугаем? Уровень
страха, который нагоняет на детей телевидение, запороговый. Меня поразил
недавний репортаж из израильского детского сада. В стране война, а
детям принципиально не позволяют играть с оружием. Его просто нет.
Никаких пистолетов, никаких автоматов. Дети играют в светлых, окрашенных
в мягкие тона комнатах в спокойные игры. Все направлено на то, чтобы
успокоить ребенка. А почему у нас делают прямо противоположное? Почему
детям показывают мультсериал о покемонах — карманных монстрах? В Японии после демонстрации одной из серий более шестисот человек попали в больницу с эпилептическими припадками.
Стоит лишь посмотреть на этих злобных уродов, чтобы стало понятно, что
детям нельзя их показывать. Зрелище это, мягко говоря, не эстетично.
Щели вместо ртов, пустые глазницы, из которых время от времени
выбрасываются пучки света. Никакой занимательности, никакой
драматургии. Но самое страшное, это то, что один и тот же «герой» в
одном сериале являясь «положительным» персонажем, в очередном
оказывается отъявленным злодеем. Ребенок, помимо агрессии, страха,
откровенного антиэстетизма, получает ложную и очень опасную информацию
об «устройстве мира». В подсознании ребенка прочно усваивается идея об
отсутствии миропорядка, как такового, об отсутствии в мире добра.
Добро — это лишь функция. Сегодня она проявилась, а завтра вчерашний ее
носитель в подобной ситуации поведет себя прямо противоположным образом.
Дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность обучиться этому непростому делу.
Сегодняшним детям настырно прививается идея людоедов и фашистов:
«Хорошо, когда я кого-то ем. И плохо, когда меня едят». Многие
зарубежные и отечественные психиатры считают, что появление таких
агрессивных молодежных течений, как «скинхеды», напрямую связано не только с неблагополучием в семьях, но и с массированным воздействием на детей и подростков агрессивной и патологической информации, получаемой через телевидение и компьютеры.
… Значит ли это, что нужно полностью отказаться от телевизоров,
запретить компьютеры, наушники и все то, что связано с так называемой
молодежной культурой? Во-первых, это невозможно. Мы уже живем в
ситуации, когда огромная часть населения находится в теле и компьютерной
зависимости (а это серьезная психическая болезнь). Общество должно
знать и понимать серьезность этой проблемы. Судя по западным
публикациям, американская и европейская телеэлита не позволяет своим
отпрыскам смотреть то, что они производят. Пребывание у телевизоров
они предельно ограничивают очень спокойными и приличными передачами.
Нам нужно последовать их примеру. Они-то знают, что делают. Как
никак — профессионалы. Телевизоры ломать не нужно, а изменить то, что по
ним показывают, давно пора. И в первую очередь изменить то, чем мы
кормим через телевизор своих детей. А это вполне реально. Из статьи православного писателя "Мультик — опасная зона"