Помнишь, как Христос Матери Своей сказал: «Что Мне и Тебе, жено, не у прийде час Мой!». Ты ли знаешь, час свой, ты ли можешь предугадать выпадение хоть одного волоса на голове своей?! Что же ты забиваешь эту голову всяческой половой? Все ведь очень просто – не греши, согрешив – кайся. Будь любвеобилен и не заглядывай в чужой и рот, и огород. Все просто, только в исполнении простоты этой и кроется сложность. Нам ведь как, легче исполнить поклоны, проставление какого-то количества свечей, наконец, просто дать деньги на храм. Куда как труднее потрудиться душой! Это тебе не реверансы творить, это истинный труд. «Простите, благословите» и пр. каждый сумеет промолвить, а вот увидеть душу страждущую – нет. Ты пытаешься сравнить несравнимое – жизнь протестантов и жизнь православных. Нет, душа моя надо верить Богу, сказавшему, что не каждый кричащий: «Господи, Господи!» внидет в Царство Небесное. Только верить Богу. И не Ему это надо, а нам. Сущему не нужны славословия смертных, не сущих в вечности. Людям необходима сопричастность вечности, в этом залог их существования. Приходили уже в давние времена к власти баптисты, слава Богу, только в одном городе. Разнузданность, казни, блуд и погружение во вся тяжкое. Таков был результат их правления. Волки в овечьих шкурах. Ты возьми в рассуждение такую вещь – они проповедывают толерантность в вере, полную веротерпимость. Но отчего же все их проповедники и тайно и явно так нападают на православных? И «паству» свою предуготавливают к борьбе с Апостольской Церковью. Да, у нас множество отклонений от заповедей учеников Христовых, допускают их все. Но не Христос ли сказал: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит»? У нас отклонения, но от правильного пути, верного, Богом указанного. У них – стезя самоволия и человеческой глупости. Как бы они не пытались жизнь свою соизмерить с Евангельскими заповедями, все одно выйдет только пустота. Одно сотрясение воздуха плодами гордыни своей. И я не утверждаю, что всякий человек, называющий себя православным христианином, таковым является в поступках своих. Скорее наоборот – только малая часть стада действительно верна во всем. Но и этого достаточно для того, чтобы сохранялась преемственность исповедования догматов. Ко мне частенько наведываются эти самые протестанты, по-разному преподавая себя. То это сильные мира сего, то какие-то коммерсанты – благодетели. Всегда чуть, что и спорить начинают. А к чему тут спор?! Стар я, да и неохочь до католических диспутов. Пустота все это, пустота. О чем можно говорить с людьми, не желающими истины? Мощи наших святых почивают нетленными – почивают. Так возьми в пример жизнь их и тоже сподобишься подобного. Не желают. А ты, душа моя, не бери в голову всяческие глупости иноверцев. Иди путем правым.
Ну, что ты кручинишься от происходящего, что ты все не привыкнешь к исполнению последних годин жизни века. Да, упадок нравов, да, небрежение к службе духовенством и пр. Все это есть. Только вельми хуже настроение отчаяния, паче этого хуже только потеря веры в промысел Божий. Промыслительная воля Божья даже худое обращает на пользу нам. Если уже пища несет человеку вместо жизни – смерть, что уж говорить о поступках отравленных смертью людей? И смертью не только от еды, но и смертью духовной. Все и вся заражено тлением. Показателем наличия в человеке жизни может быть только исповедание того, что Бог есть любовь. И рай – это любовь, ибо исполнен божества. Сама любовь – это рай. А вот грех – это отвержение любви, это ад, смерть. Безгрешный Сын Человеческий приял смерть крестную, дабы избавить любимое творение Свое от ада зла, привести в рай любви. Но нам по-прежнему любовь кажется непостижимой. Странно и страшно, что, ставя свечи в храме перед иконами угодников Божиих, угодивших Богу праведников, мы отказываемся следовать стезями их. Им-то было понятно, что Бог – это любовь. Следование Любви в жизни земной и приводит к раю. Спасает ведь не ряса, не митра, не омофор, и даже не носимый наградной наперсный крест или панагия. Крест у нас у всех один и он на Голгофе. У каждого она своя, только крест один – исповедование Христа и мученичество во Христе! Поверь, дорогая матушка, тщетна надежда человеческая, обрести рай без креста, скажу, просто не умна. Мы стали отступать от Правил Святых Апостол в малом, а вышла измена Истине. Давно это пошло, не сейчас. Ныне только многие плоды пожинаются. Держитесь Правил, даже в мелочах, не обращайте внимания своего на происходящее вне стен обители. Не я заповедал вам сие, я только повторяю. Мню, несведущему проще. Как дитяти мать тает пищу простую и удобоперивариваемую, так и в духовной жизни. Пока находишься в несмышленом состоянии, то и предуготовленное к потреблению Господь Сам упрощает, Сам определяет нужную меру знаний для спасения. По мере духовного роста, а с ним и увеличения понятия размера греха, приходит необходимость познания более полного в том, что является грехом. Но весьма пагубно, когда сии плоды используются для осуждения ближнего. Храмы наполнены «учащими», учиться ни кто не хочет. Впрочем, истинный духовный подъем всегда, матушка, всегда, связан с осознанием именно своего греха. Увы, как сказал великий святитель и подвижник Игнатий, заповеданное Апостолами забыли, а следуем учениям человеческим. Так-то проще. Только простая дорога – путь в ад. А ты пой на клиросе, пой, не взирая на сокращения в службе и творимое настоятелем. Не ты сокращаешь и не ты совращаешь, но только до той поры, пока не осуждаешь. Все эти новомодные лукавствования, как: «Прими, Господи, не в осуждение, а в рассуждение», – суть бесовская привычка обмануть самое себя. Мнили из светлых ангелов превратиться в богов, а вышло что? Так и тут. Один раб Божий обещал меня к вам свезти, верю – исполнит обещанное и мы свидимся. Тогда и продолжим нашу беседу. Не нравится мне ваше настроение упадничества. Ужель проще были времена, когда ты постриг принимала, сестры?! Разве забыла, как приезжали к вам отцы тайно, чаще ночью – вокруг агенты НКВД крутились. Но обитель жила своей размеренной жизнью. Службы служили, молились. Вот, обрела духовника – слава Богу! Не Господа ли промыслительная длань видится за всем этим? Живут и ныне праведники, есть духовные миряне и духовенство. На этом и успокойтесь. Отцу N…, духовнику своему, передай от меня, что стоило бы ему съездить за благословением на обустройство домашнего храма к кому-то из святителей духовных. Дело хорошее он придумал, только боюсь, чтобы самовольства не вышло из всего этого. Тем паче, что от прихода и храма его ни кто не отрывает. Пусть лучше съездит.
Остаюсь всегда ваш отец Антоний.
--------------------------------------------
Любезный брат мой во Христе отец N…!
Понимая твои тревоги и недоумения от свершающегося, хочу лишь повторить слова Евангельские: «Этому надо свершиться». Помнишь, как горстка учеников, будущих великих Апостолов, уговаривала Спасителя отказаться от Голгофы? По их тому размышлению, куда как проще было бы избежать ее. Самые близкие видели и славу Его, считали куда как лучшим путем построение кущей – Илии, Христу и себе. Когда же пришло понимание того, что только Голгофа может соединить их с любимым Христом – прошел страх кончины земной жизни. Мерзость разгула языческого, потворствования страстям человеческим, едина – что тогда, что ныне. Разница в другом. В прежние времена, до евангельские, люди не знали слова Божия. А если и знали, то не имели разумения, как поступать по слову. Когда же Сам Бог Слово даровал человекам искупление и очистил разум наш кдля приятия Истины, все грехопадения несут в себе еще и предательство. Каждый сам выбирает, взыскивать ли ему чистоты или, уподобляясь известному животному, продолжать валяться в грязи страстей своих. Ад ли, рай ли – все это наш выбор. А газеты с журналами не читай вовсе, дабы смущение вместе с осуждением не входили в сердце твое. Какая разница, кто их печатает и что написано на обложке – важно, что внутри. Если содержат ложь, то понятно, что заказчик этой отравы один, рогатый. Я, было, брал на приход газеты и журналы – думал в пользу пойдет верующим, сам то не читал. А потом столько вопросов сыпалось, только и думай, что ответить. Тут и борьба за мир, и экуменизм… Как-то заставили распространять «праздничный» номер, к какой-то годовщине гнетущего октября. Я смирился, взял у владыки что положено было. А там, оказывается, главенствующая статья о том, что октябрь стал целительным для всех людей, и, в первую очередь, для верующих! И речь чья! Мог ли я, оставивший своих братий там, за колючкой, распространять этот журнал?! Как можно было травить души жаждущие истины такой ложью?! Отправил все в печку, хоть какая-то польза от этих писаний и речей. Вот так и поступай. Душа моя, дорогой отец N…, все, что мир рождает, мир в себе и содержит. Не тот мир, которого Спаситель желал Своим ученикам, отнюдь. Но тот мир, который увлекает людей в пучину страстей, заставляет забыть о вечном ради призрака земного блаженства. Не страдай ты от того, что видишь вокруг – будет еще хуже и сердца уже не хватит на переживания. Что толку от них? Спасайся сам, будь образчиком веры и аскетизма. Кто с тобой, как последует – не твое это дело, Господь управит. А ты служи и молись, веди еще более закрытую жизнь. Таков мой к тебе сказ.
Всегда помнящий тебя и твое семейство отец Антоний.