О борьбе с духом блуда. Беседа по творению Иоанна Кассиана Римлянина
Нечистый дух блуда начинает терзать человека еще с юности и тем страшнее становится, если не имеет противоположные добродетели: чистоту и целомудрие. Первыми средствами в борьбе с этим мерзким грехом являются искреннее покаяние, смирение, постоянные труды и рукоделие. Ум должен быть занят работой и молитвой. Память смертная также будет помощницей в сокрушении лютого врага.
Грехи, усиливающие блудную страсть. Многоспание же, многоядение, леность, праздное провождение времени и, как следствие, уныние, напротив, разжигают блудную страсть еще сильнее. В первую очередь, нужно очистить свое сердце, наблюдать за движениями своей души. Христианин должен хранить свой взор и слух от видения и слышания соблазнительных образов и речей, чтобы не оказаться в плену похотливых желаний. Находиться в безмолвии и уединении будет полезнее всего.
Тело – сосуд чистоты. В борьбе с духом блуда не стоит надеяться на свои силы. Чаще всего падение происходит от гордости и самонадеянности. Только с помощью Божией можно одолеть эту страсть и стяжать благодать чистоты. По слову апостола Павла, тот, кто хранит себя в чистоте и целомудрии достигает святости, в то время как блудник растлевает собственное тело, которое есть храм Божий. Наше сердце должно быть жилищем Святого Духа, а значит, призвано к тому, чтобы быть святыней. Без целомудренной жизни невозможно видеть Бога.
Борьба с помыслами. Чтобы соблюдать себя в чистоте, необходимо всегда помнить, что Господь Вездесущ и видит все, что мы делаем и думаем сделать. Ничто не укроется от Его Лица. Возможные ночные нечистые видения не будут иметь власти над нами, если будем держать посильный пост или хотя бы не наедаться перед сном. Нельзя поддаваться лукавому помыслу, который увещевает согрешить, чтобы удовлетворить свою похоть и забыть об этом. Подобные мысли нужно отгонять тут же, чтобы не быть обольщенными. Лишь исповедав перед Господом свое полное бессилие, можно получить Его благодать и помощь, укрепляющую и избавляющую.
Этапы возникновения блудной страсти. Святые отцы говорят о нескольких этапах, которые предшествуют возникновению страсти: прилог, сочетание, сосложение, борьба, пленение и сама страсть. Прилог – это мысль, внушаемая нам диаволом (нашего греха в ней нет). Сочетание – это беседа с помыслом (может быть и грешным, и безгрешным). Сосложение – это уклонение души в сторону помысла, сочувствование ему. В результате проигранной борьбы человек пленяется своими помыслами и услаждается ими, а укоренение в них рождает страсть, которая или переходит в вечное мучение, или изглаживается покаянием.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://3rm.info/index.php?newsid=42563