Спасительница земли Русской, или уроки «смутного времени»
Казанская икона – один из самых почитаемых на Руси образов
Пресвятой Богородицы. А церковный праздник в честь этой иконы, ее помощи
народу русскому, установленный осенью - 4 ноября, - всегда, еще задолго
до объявления его государственным днем, был не просто православным
праздником, но общенациональным торжеством.
Иконы была явлена в Казани в 1579 году отроковице Матроне, а само
это событие - обретения иконы - описал святитель Гермоген, впоследствии
священномученик, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. На месте
явления иконы по велению Царя Ивана IV Грозного был основан Казанский
женский монастырь. В 1595 году - установлен праздник ее явления - 8/21
июля.
Второе прославление иконы, ставшее основанием для праздника 4
ноября, связано с трагическим для Руси периодом «Смутного времени».
В 1605 году умирает Борис Годунов; московские воеводы-предатели
убивают его сына Федора, и в столицу въезжает латинский прихвостень
Лжедмитрий I. Через год его убивают. Царем избран Василий Шуйский
(1606–1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий
II; войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году
польские оккупанты-католики осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь
(будущую лавру) под Москвой и вскоре входят в столицу. По дотла
разоренному царству бродят ватаги разбойников и мародеров. В 1610 г.
Шуйский свергнут; изменники-бояре избирают польского, опять же
католического, королевича Владислава на Московское царство. Православная
Русь на краю гибели. Но святая Церковь вновь спасает Россию.
Троице-Сергиев монастырь не был взят, и позднее его келарь Авраамий
Палицын, участник того страшного времени, высказал свой взгляд на причины смуты. Они кроются в грехах русских людей пред Богом. Главный
же грех – это «всего мира безумное молчание»: подавление общественной
инициативы, обернувшееся губительным для страны социальным эгоизмом. В
решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее»
русское общество не смогло достойно перенести испытание и распалось на
противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В
итоге безначальная Русская земля «побрела розно». В этом и заключалась
суть наказания Божьего: «и сего ради попусти ны (нам) в самовластии
быти».
Поэтому Церковь прежде всего зовет к покаянию. В 1610 году
находящийся в заточении Патриарх Гермоген призывает всех подняться на
защиту веры и Отечества. Он сумел тайно отправить в Нижний Новгород
воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к
боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли
за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить
души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и
совершили. Да и во все города пишите, <…> везде говорите моим
именем».
Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное
Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский.
Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с
Казанской иконы и передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая
Богородица возьмёт ополчение под Своё покровительство. Перед Ее образом
совершались молебны. Наши предки поняли, что все беды обрушились на
страну за народные грехи, и стали готовиться к битве постом, молитвой и
покаянием. После этого воинство двинулось на штурм оккупированной Москвы.
В ночь на 22 октября (по старому стилю, 4-е ноября по новому,
гражданскому календарю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу
Арсению Элассонскому явился преподобный Сергий Радонежский и сказал:
«Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих,
и Россия спасена». Это радостное известие разлетелось по войскам, и,
подкрепляемые силой Свыше, русские воины в этот же день штурмом взяли
Китай-город (прилегающий к Кремлю район Москвы), а через четыре дня
польский гарнизон в Кремле капитулировал. Смута была побеждена. В 1613
году избрали законного царя – Михаила Романова, сына будущего патриарха
Филарета (1619–1633), и Россия стала возрождаться. Поэтому именно в
переломный для судьбы страны день 22 октября / 4 ноября стали совершать
особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это
был лишь московский праздник, а с 1649 года он справедливо стал
всероссийским.
Но где же тот первый чудесно явленный образ? Известно, что наиболее
почитаемые списки (копии) чудотворной иконы издавна хранились в
Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. При этом каждый собор
ревниво утверждал, что хранит именно ту первую, обретенную в Казани,
чудотворную икону! Еще один чудотворный список иконы пребывал в
Успенском соборе Казанского женского монастыря, но 29 июня 1904 г. был
похищен святотатцами и бесследно исчез. Отметим, что это все произошло
незадолго до революции – новой смуты в нашем Отечестве.
Так что ни «оригинал» и ни один из древнейших списков времени
прославления Казанской иконы в конце XVI столетия нам пока вновь не
явлен. Возможно, это произойдет с окончательным прекращением смуты в
нашем многострадальном Отечестве, и день празднования Казанской иконе
действительно станет Днем народного единства и примирения? Будем
молиться, терпеливым трудом и духовной работой над собой приближая это
время.