В день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских
Этот день в Церкви посвящен воспоминанию тех православных христиан,
которые были замучены или погибли за веру во Христа от рук
богоборцев-большевиков. Только в день празднования Собора новомучеников и
исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых
неизвестна.
В этот день мы вспоминаем священнослужителей, архиереев Русской
Православной Церкви, прихожан храмов, пострадавших за веру в период
открытых гонений на Церковь, на Православие, — оклеветанных и невинно
осужденных. И среди них – известные ученые, писатели, юристы, врачи,
деятели культуры, военные и самые обычные люди. Несмотря ни на что, они
остались христианами, помня о том, что Господь особенно близок к
страдающим: где Крест, там и Христос.
После Октябрьского переворота в 1917 г. началась новая волна
гонений на Святую Православную Церковь. Первым священнослужителем,
который пострадал за Христа был Иоанн Кочуров - священник, служащий в
Царском Селе под Петербургом. После молебна, который он совершал со
своими прихожанами о умиротворении Русской земли, к нему в келию
ворвались матросы и тяжко его избили, а затем неизвестно куда потянули
по шпалам железной дороги. Не вынесло сердце пожилого человека таких
истязаний и на этом кровавом пути, на своей Голгофе отец Иоанн отдал
свою душу Богу на суд.
Много совершалось кровопролитий в эти тяжкие годы. Среди архиереев
пострадал первым священномученик Владимир, митрополит Киевский и
Галицкий. 60 лет этот человек отдал служению Богу. И служил он очень
истово, не только совершал Божественную службу, но служил он усердно и
всей своей пастве. Он был митрополитом Московским, затем
Санкт-Петербургским, затем по Указу Священного Синода был направлен на
Киевскую кафедру. Он мог отказаться от этого поста, потому что был он
человеком преклонного возраста и многие ему советовали отказаться от
кафедры в связи с надвигающимися смутными временами. Но он ответил: «А
как же по-Божьему, ведь послушание нужно нести Святой Православной
Церкви». После окончания Божественной Литургии, которую он совершал, в
его келию ворвались красноармейцы и тяжко истязали его. Затем его вывели
к стене Киево-Печерской Лавры и расстреляли.
А в это время его ждали в Москве на собор Русской Святой
Православной Церкви (именно на этом соборе был выбран патриарх Тихон –
тоже мученик за Христа). Ждали митрополита Владимира, потому что он был
постоянным членом Священного Синода. Он должен был возглавить этот
собор. И когда узнали о его убиении отцы, архиереи этого собора приняли
решение – в день кончины священномученика Владимира или в ближайшее
воскресенье после дня его кончины совершать поминовение новомучеников и
исповедников Российских. Этот праздник берет свое начало с 1918 г.
С 1917 г. началось крутиться колесо гонений и мучений в нашей
Русской Православной Церкви. 1917, 1918, 1919 годы по жестокости,
наверное, не уступают тем временам, когда христиане были гонимы во 2-3
веках языческими императорами Диклетианом и Максимианом, стремившихся
уничтожить первые ростки христианской веры. Точно также и у нас на
Святой Руси проявилась эта жестокость по отношению к Церкви, к ее
служителям, по отношению ко всем верующим людям.
В книге «Святые мученики XX века» приводятся факты истязаний наших
русских святых новомучеников и исповедников. Так, в 1919 г. в Воронеже, в
монастыре в честь святителя Митрофана Воронежского семь инокинь
преклонного возраста были заживо сварены в кипящей смоле в центре
монастыря.
В 1918 г. был казнен епископ Соликамский Феофан (Ильинский). На
глазах у народа его вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага,
заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них
палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и
поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два
пальца.
Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол.
Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь…
Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый
десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь, заставив
танцевать. После того как он отказался это делать, его сразу же
повесили.
Священника Иакима Фролова вывели за село, в котором он служил, и сожгли в стогу сена.
И можно много приводить примеров, когда жестокость гонителей не
знала границ. Самый простой случай из моей жизни. Двадцать лет назад,
когда я принял решение стать священником и оповестил об этом свою семью,
то решение мое было воспринято по-разному: кто-то одобрял, кто-то
противился этому. А, например, моя бабушка преклонного возраста как-то
по-особому приняла мое решение. Она заплакала и вспомнила 1919 г., когда
в Кубанской станице служил прекрасный священник по фамилии Курочка.
Священник был добрый, часто ходил по домам, служил молебны, духовно
окормлял казаков, переселенцев с Украины. И вот пришли красноармейцы и
забрали священника. Они повели его в районный центр. Пройдя половину
пути, убили священника, но возвратившись в село рассказали об этом
селянам, чтобы они погребли его тело.
Таким образом, исторические факты свидетельствуют, что мучения не
знали границ. Но новомученики стояли в крепкой своей вере до смертного
конца. Они своей жизнью показали яркий пример любви к Богу и любви к
ближнему своему. Когда их заточали в тюрьмы, они не переставали славить
Бога, не переставали молиться Господу. Многие из них знали утренние и
вечерние молитвы наизусть. Священники преклонного возраста знали
наизусть Божественную Литургию и служили ее в заточении. Из тряпок
делали облачения, связав две палочки вместе, делали крест. Один из
заключенных, верующих людей ложился на спину, и его грудь служила
престолом. Совершали богослужение без книг, без пения, но молились так
истово и усердно, что Господь слышал их молитвы. Многие заключенные
говорили, что близость Бога в лагерях более явственна, чем в центральных
храмах Москвы.
Мы часто не можем найти ближнего своего, задаем вопрос: кто же наш
ближний? Кто находится рядом с нами? Кому оказать нашу помощь? А эти
люди силой были заключены в темницы, их подсаживали к уголовникам,
которые совершали тяжкие преступления. Но сила молитвы, веры и любви к
ближнему новомучеников были так велики, что растопляли каменные сердца
преступников. Они раскаивались в своих злодеяниях и начинали оказывать
свое покровительство священникам, кормить их.
Особенно тяжело приходилось инокиням, монахиням, которые в
заточении не знали чистоты телесной, а знали только чистоту духовную.
Они претерпевали душевные мучения от насмешек, от каких-то козней,
которые устраивали им сокамерницы. Но когда монахинь переводили в другие
места, то те, которые сидели с ними в камере проливали слезы жалости,
что этих чистых непорочных людей увели от них.
Прискорбно отметить, что мы, живущие на этой земле во времена
свободы совести, свободы духовного исповедания, все равно находимся в
плену безнравственности и аморальности. Мы находимся в плену безбожного
воспитания наших детей. Казалось бы, Церковь открыта для всех и льется
слово Божье с церковного амвона и с экранов телевизоров, но, несмотря на
это, в миру царит вседозволенность. Детям начальных классов не говорят,
что отношения между мужчиной и женщиной не благословленные Богом
являются грехом, а предупреждают и учат как нужно предохраняться, чтобы
не заболеть СПИДом или не забеременеть. То есть разрешают заниматься
развратом только осторожно. И можно привести множество таких примеров.
Святые мученики и исповедники нашей Русской земли являются ярким
примером для подражания в стойкости веры и исповедания веры до конца.
Они предстоят в торжествующей Церкви Небесной за каждого из нас. И когда
мы имеем какую-то нужду в своей земной жизни не забудем помолиться
новомученикам и исповедникам Русской земли дабы предстательствуя о нас
пред Господом они были нашими помощниками на пути нашего спасения. Также
напомним, что множество их еще не прославлено в лике святых. И сегодня
на панихиде мы обязательно вспомним всех тех, чьи имена на записаны в
церковном календаре, попросим Бога о том, чтобы Господь Сам прославил
этих людей в лике святых и даровал им небесную награду – Царствие
Небесное.