Угодник Божий преподобный Илия Муромец, жил в XII веке и скончался
иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному
календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.
Достоверных
сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне
мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности
страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига
состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и
невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии
показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма
внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Он
является главным действующим лицом не только наших былин, но и
германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях.
В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.
Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской
биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же
значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление,
что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к
сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие
тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и
постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует
отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина -
сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за
земные блага, а за небесные. Прп. Илия - не первый и не последний воин,
поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить
великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных
воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп.
Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
Отсутствие
в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о
том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много
времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца
приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского
(1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило
духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп
пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава
Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье
приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями
Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что
одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.
В
XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность
отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем.
Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно
лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит:
"Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым;
ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва
вся знать; а правая изображена крестным знамением".
В советское
время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп.
Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала
героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный
эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики
перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских
изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины "калики" - это
Христос с двумя апостолами.
В 1988 г. Межведомственная комиссия
Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для
получения объективных данных применялась самая современная методика и
сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.
Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника,
которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича
конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной
смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка
гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот
факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты
правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые
перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со
старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным
доказательством в пользу трехперстного сложения.
Илья Муромец был
официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти
угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого
богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских
частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя
святого Ильи Муромца.
В наше время былинный образ Илии Муромца
по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных
людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не
будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою
жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп.
Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы
смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не
забывать и о Царствии Небесном.