Один ученик Антония Великого рассказывал о преподобном Павле, которого прозвали «препростым» за незлобивый и невероятно простой нрав. И вот, что он поведал о нем.
Некий сельский житель-земледелец по имени Павел женился на прекрасной, но развращенной женщине. В течение долгого времени эта женщина постоянно впадала в грех прелюбодеяния. Павел, будучи по своему характеру человеком беззлобным и неиспорченным, не замечал этого. Однако как-то раз, внезапно вернувшись с поля, он застал свою жену с поличным, во время прелюбодеяния с неким мужчиной. Он улыбнулся и спокойно говорит мужчине:
— Не беспокойтесь, мне дела до вас нет. Клянусь Иисусом, я больше не намерен жить с ней. Забирай ее себе, а я пойду, стану монахом.
И, больше ничего никому не сказав, он ушел. Павел побывал в восьми монастырях и, наконец, приходит к Антонию Великому и стучится в дверь его келлии. Антоний Великий выходит из келлии и спрашивает:
— Чего ты хочешь?
— Я хочу быть монахом, — отвечает Павел.
— Ты уже старик, тебе шестьдесят лет и ты хочешь стать монахом? Здесь, — продолжает он, — ты не сможешь жить. Лучше ступай в деревню и живи в трудах, благодаря Бога, ибо ты не сможешь терпеть скорбей пустынной жизни.
— Я сделаю все, что ты мне скажешь, — отвечает Павел.
— Я уже сказал тебе, — говорит Антоний Великий, — ты не можешь быть монахом, потому что ты уже стар. Если уж ты настаиваешь, то иди в общежительный монастырь с многочисленной братией, которая сможет понести твои немощи. Ибо я сижу здесь один, а ем раз в пять дней, ничем не утоляя свой голод за это время.
Этими и подобными им словами пытался Антоний Великий отговорить Павла. Но, видя, что тот не уходит, он вошел в келлию, закрыл дверь и три дня сидел взаперти, совершенно не выходя за порог. Но Павел тоже сидел снаружи и ждал. На четвертый день пришлось Антонию Великому открыть дверь и выйти. Едва увидев Павла, он говорит ему:
— Старик, вставай и убирайся отсюда, потому что ты утомляешь меня. Я тебе сказал: ты не можешь здесь жить!
Павел отвечает ему:
— Я не могу куда-то еще идти. Или я останусь здесь, или умру.
Тогда Антоний Великий, хорошенько рассмотрев его и заметив, что у него ничего нет с собой — ни хлеба, ни воды, ни какой другой пищи, а он уже четыре дня ждет голодный, испугался; как бы он не умер (ведь тогда на его душе был бы грех жестокого обращения с ним), и ввел его к себе в келлию.
Протянув Павлу связку пальмовых листьев, он говорит ему:
— Держи и плети из них веревку, как я.
К девятому часу Павел с большим трудом сплел пятнадцать вязанок. Антоний Великий, взглянув на его работу, остался недоволен и, подойдя, сказал:
— Ты плохо плетешь! Распусти их и опять переделывай заново.
Он повелел Павлу так поступить, хотя тот уже четыре дня ничего не ел и был уже в преклонном возрасте, как я уже сказал вам, чтобы испытать его терпение. Павел, действительно, распустил веревки и снова начал связывать те же самые листья, но с большим трудом, потому что скрученные листья было тяжело связывать вновь.
Когда Антоний Великий увидел, что старец Павел не ропщет по малодушию и даже не сердится и не хмурит лицо, это произвело на него впечатление. И вот, когда солнце было в зените, он говорит ему:
— Старче, не съесть ли нам по кусочку хлеба?
— Как хочешь, авва, — отвечает ему Павел.
Этот ответ заставил Антония Великого еще более пожалеть его. Ибо он не бросился за стол, едва услышав о еде, но предоставил Антонию решить этот вопрос. Поэтому он и сказал Павлу:
— Накрывай на стол.
И тот послушался.
Тогда Антоний Великий кладет на стол четыре сухаря, каждый по тридцать граммов. Себе он взял один, а Павлу пододвинул три. После этого, чтобы еще лучше испытать его, он прочитал двенадцать псалмов, творя молитву после каждого псалма. Павел тоже усердно молился и они сели есть, когда солнце уже давно зашло.
Антоний Великий, съев один сухарь, не стал брать другой. А Павел грыз свой еле-еле и у него еще оставался недоеденный кусочек. Антоний Великий подождал, пока он с ним справится. Когда Павел закончил, он говорит ему:
— Старче, съешь еще один сухарик.
— Если ты тоже будешь есть, — говорит ему Павел, — съем и я. Если ты не будешь — не буду и я.
— Мне этого достаточно, ведь я монах, — отвечает ему Антоний Великий.
— И мне тоже достаточно, ведь я тоже хочу быть монахом, — в свою очередь, отвечает ему Павел.
Они встали из-за стола, и Антоний Великий снова сказал двенадцать молитв и двенадцать псалмов. А вместе с Антонием Великим молился и Павел. Потом они немного поспали до полуночи. Около полуночи они поднялись и пели до рассвета. Когда Антоний Великий увидел, как старец Павел усердно во всем ему подражает, он сказал ему:
— А теперь подумай, брат: если ты можешь так жить каждый день, то оставайся со мной.
Павел отвечает ему:
— Не знаю, может быть, ты мне покажешь еще что-нибудь, более суровое? А то, что я видел, я тоже легко могу исполнять.
Когда Антоний Великий окончательно удостоверился, что Павел не притворяется, но у него действительно совершенная душа и неиспорченный характер, по благодати и с помощью Божией он строит ему келлию на расстоянии трех-четырех поприщ от своей и говорит ему:
— Силою Божией ты стал монахом. Живи один в этой келлии, чтобы узнать бесов.
Павел Препростой жил там в одиночестве один год, И он достиг таких высот подвижнической добродетели, что удостоился от Бога благодати изгонять бесов и исцелять различные болезни.
И вот однажды к Антонию Великому принесли юношу, в котором жил бес, заставлявший его богохульствовать. Антоний Великий, хорошенько разглядев юношу, говорит сопровождавшим его:
— Это не моя работа. Я еще не получил дара изгнания бесов. Этот дар имеет Павел Препростой.
И, взяв их собой, он отправился к Павлу и говорит ему:
— Авва Павел! Изгони беса из этого человека, чтобы он вернулся домой здоровым и прославил Бога.
Павел отвечает ему:
— Почему не изгонишь его ты?
— Мне некогда; у меня есть другие дела, — говорит Антоний Великий.
И, оставив там юношу, он вернулся к себе в келлию.
Тогда Павел встал и стал молиться. И обратившись к бесноватому юноше, он говорит:
— Авва Антоний велел тебе выйти из этого человека, чтобы он прославил Бога.
Разъяренный дьявол закричал:
— Нет, выживший из ума старик, я не уйду!
Тогда Павел взял свой посох и стал постукивать им бесноватого, приговаривая:
— Антоний Великий приказал тебе выходить!
Однако бес стал еще больше оскорблять Антония Великого и Павла, говоря:
— Старикашки, сони, обжоры, у вас мало своих дел, что вы лезете к нам?! Что вы нас мучите?!
Наконец Павел говорит бесу:
— Так ты не выходишь? Ну постой, я пожалуюсь Христу, и тогда Он тебе задаст!
Но свирепый демон стал хулить даже Самого Христа и кричать, что не выйдет.
После этого Павел Препростой рассердился на беса и в самый полдень вышел из келлии (в Египте, особенно в тех местах, где происходило дело, в это время стоит жара, как в печи Вавилонской). Встав, словно столб, на большой камень он стал так молиться:
— Иисусе Христе, Ты, распятый при Понтии Пилате! Ты видишь, что я не сойду с этого камня и не буду ни есть, ни пить, пока не умру, если сейчас Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из этого человека, чтобы он был свободен от нечистого духа.
Тогда, еще в то время как Павел Препростой молился и говорил такие слова, бес громко вскричал устами бесноватого человека:
— Иду, иду! Высшая власть силой изгоняет меня. Я ухожу из этого человека и больше не приближусь к нему. Меня изгоняют смирение и простота Павла, и я не знаю, куда мне идти.
Нечистый дух немедленно вышел из этого человека, приняв вид огромного змея длиной почти в семьдесят локтей и, извиваясь, уполз в сторону Красного моря.
Вот дело смиренномудрого и простого Павла, через которое Бог показал, какой славы и чести удостаиваются от Него простые и смиренные.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_8937_4_60966/#c38