Святой праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский Семь слов о жизни во Христе. Слово 4 (продолжение)
Слово четвертое. Какое содействие дарует ей священное приобщение (продолжение)
И так очевидно, что поклоняться Богу духом и истиной, и служить Ему
чисто — есть дело священной трапезы; ибо не только быть членами Христа и
уподобляться Ему сим образом даруют нам сии таинства, но и то, что
мертвым нельзя служить живому Богу, а соделаться живыми и освободиться
от мертвых дел не иначе можно, как всегда вкушая сию вечерю. Ибо так как
Бог есть Дух и поклоняться Ему должно духом и истиной, так и живым
надлежит быть тем, кои избирают для себя служение живому, ибо сказано:
несть Бог Бог мертвых, но живых (Мф.22:32). И так и жить по правому
слову и устремляться к добродетели — значит служить Богу, но сие было
делом и рабов, ибо сказано: егда сотворите вся сия, глаголите, яко раби
неключими есмы (Лк.17:10). А сие служение свойственно одним сынам, а мы
призваны не в число рабов, а в лик сынов. Потому и приобщаемся мы плоти и
крови Его, ибо дети, — сказано, — приобщишася плоти и крови (Евр.2:14).
Почему и Он, дабы соделаться Отцом нашим и иметь возможность сказать:
се Аз и дети, яже ми даде Бог (Ис.6:18), соделался общником нам в плоти и
крови. Почему и мы, чтобы соделаться чадами Его, необходимо должны
принять принадлежащее Ему, и таким образом, не членами Его только
соделываемся посредством таинства, но и чадами, так чтобы служить Ему,
покоряясь добровольно и по произвольному желанию, подобно чадам, а
точнее подобно членам; ибо так удивительно и столь сверхъестественно
служение, что нужен и тот и другой образ, — и сынов и членов, так как
один из двух недостаточен для обозначения сущности. Ибо что
удивительного в том, что не имеющие сами в себе никакого движения
движутся Богом, подобно как члены главою? Что великого в том, чтобы
покоряться Отцу духов, также как отцам по плоти? Но то и другое вместе
преестественно; когда, сохраняя свободу разума как дети, можем
подчиниться как члены. И в сем важность прославляемого усыновления, не в
слове состоящего, как у людей, и не потому только почитаемого. У нас
усыновляемые сообщаются с родителями только в имени, и ради сего только
общий у них Отец, а нет ни рождения, ни скорбей его. А здесь есть и
рождение истинное, и общение с Единородным не по имени только, но самым
делом, общение крови, тела, жизни. И что лучше, когда сам Отец признает в
нас члены Единородного Своего, когда самый образ Сына находит в лицах
наших? Ибо сообразных, — сказано, — быти предустави образу Сына своего
(Рим.8:27). И что говорить об усыновлении, когда сие сыноположение
искреннее и родственнее сыновства естественного и когда рожденные так
больше сына Бога, нежели родивших их, и настолько больше, насколько
последние более усыновивших. Ибо что соделывает истинными отцами нашими?
То, что из плоти их имеем мы плоть сию, и из кровей их произошла жизнь
наша. Тоже имеем мы и в отношении к Спасителю, — мы плоти от плотей Его и
кости от костей Его; но между тем и другим общением велико расстояние.
Ибо в естественном порядке кровь детей теперь не то же, что кровь
родителей, а была их кровью прежде, нежели сделалась кровью детей, и
самая порода состоит в том, что теперь детям принадлежит то, что прежде
принадлежало родителям. А дело таинства таково, что кровь, которой
живем, и теперь есть кровь Христова, и плоть, которую создает для нас
таинство, есть тело Христово, и общи члены и обща жизнь. Таково истинное
общение, когда и тому и другому присуще одно и тоже, и притом в одно и
тоже время; а если каждый имеет попеременно сначала один, потом другой,
то не столько общение, сколько разъединение. Ибо не совокупляет то, что
находится не в том и другом одинаково, а что каждый имеет отдельно,
почему и не сообщаются они друг с другом, и никогда не были истинно общи
в чем бы то ни было. Но хотя одно и тоже то, что прежде принадлежало
одному, а теперь принадлежит другому, но это только некоторый вид
общения. Ибо нельзя назвать сожителем того, с кем жил в одном доме, если
живущий после не имеет ничего общего с тем, кто жил прежде, ни в
начальстве, ни в делах, ни в мыслях; но называют сожителем того, кто не
только живет в том же месте, но и занят теми же делами и притом живет в
одно и тоже время. Подобным образом бывает и здесь; с родившимися не
волне и не в одно и тоже время имеем общее по плоти и крови, а с Христом
мы сообщаемся истинно, с Ним всегда общи у нас и тело, и кровь, и
члены, и все подобное. Если чадами соделывает то, чтобы быть общниками
плоти и крови, ясно, что мы сродственные становимся Спасителю через
трапезу, чем самим родителям через естество, ибо Он не удаляется, дав
жизнь и существование, как они, но всегда присутствует и соединяется и
сим самым присутствием животворит и укрепляет. И при отсутствии родивших
ничто не препятствует существовать, а удалившимся от Христа не остается
ничего иного, как умереть. И почему не сказать больше? Ибо сынам
существовать самим по себе не иначе возможно, как отделившись от
родивших, а сие самое, что они родили, другие родились, производит
начало разделения. А всыновление в таинствах состоит в сосуществовании и
общении, а это уже значит быть поглощену и не существовать. И так, если
кто общение обозначает именем родства и тех называет родными, кои
соединены общей кровью, то одно может быть общение крови, одно сродство и
усыновление, то самое, которым мы сообщается с Христом. Почему и об
естественном рождении умалчивает, когда рождаются сим рождением. Ибо
сказано: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти
(Ин.1:12,13), хотя были рождены и были у них плотские родители и оное
рождение прежде сего, но второе настолько превзошло прежнее, что не
осталось ни следа, ни имени его, и таким образом священный хлеб, вводя
нового человека, с корнем исторгает ветхого. И это дело Священной
трапезы, ибо принявшие Его, — сказано, — рождены не от крови; когда
принимаем хлеб, мы узнаем сие изречение: также и то, о каком из таинств
сказано оно, разумею же слово, приимите. Ибо ясно, что сим словом
приглашаемся мы к трапезе некоторой, и руками истинно берем Христа, и
устами принимаем, и душою соединяемся, и телом сообщаемся, и кровью
смешиваемся, и сие на самом деле. Ибо для тех, кои таким образом и
принимают Спасителя, и постоянно сохраняют Его — Он есть сообразная
глава, а они для него приличные члены, членам же следует родиться одним и
тем же рождением с головой. Не от крови плоть оная, не от похоти плоти,
не от похоти мужа, но от Бога Святого Духа, рождцышеебося в ней, —
сказано, — от Духа есть Свята (Мф.1:20), прилично, чтобы и члены были
рождены таким же образом, чтобы рождение главы было то же, как и
рождение блаженных членов. Ибо что члены составлены, это значит то, что
глава рождена. Если же началом жизни для каждого служит рождение и
начинать жить значит родиться, а Христос есть жизнь для прилепляющихся к
Нему, то они рождены тогда, когда Христос вошел в сию жизнь и родился.
Такое обилие благ рождается для нас от Священной трапезы: она
освобождает от наказания, снимает стыд греха, возвращает красоту,
привязывает к Самому Христу крепче естественных уз, словом сказать,
преимущественно перед всяким таинством делает совершенными в истинном
Христианстве. Здесь многим пришлось бы удивляться касательно таинства,
что будучи совершеннее всех, меньше, по-видимому, крещения имеет силы к
уничтожению вины, хотя и больше его; ибо оное совершает без всякого
труда, а сие после предварительных трудов. И у очищенных там нет
никакого различия с теми, кои не получали совсем древнего осквернения, а
из приступающих к вечери на многих есть следы грехов; и рассматривая
точнее, нужно сказать следующее: поелику сии четыре вещи усматриваются в
согрешающих: совершитель греха, худое действие, вина за сие, и от сего
вложенная в душу склонность к худому; то здесь надлежит действующему
изменить действие и прекратив его, идти в купели, а все остальное, хотя
бы никто ничего не сделал, крещение уничтожает вдруг, и вину, и болезнь,
так что веруем, что уничтожается и самый грешник, ибо умирает он в
водах и новым человеком бывает тот, которого отдает купель. А священный
хлеб, кого приемлет уже после скорби и трудов, тому справедливо
отпускает вину грехов, но не омывает душу от злого навыка и не
умерщвляет его, ибо не может воссоздать снова, и один сей знак греха
оставляет неизменным и допускает оставаться тому, что хотя не подлежит
осуждению, но тем не менее есть дерзновение на проступки. Есть такие,
кои носят на себе знаки болезни и язвы древних ран, когда меньше, чем
нужно заботятся о ранах своих, и представляют приготовление души, не
соответствующее силе врачевства. И оное очищение отличается от сего тем,
что не умерщвляет согрешающего и не воссоздает, но только очищает,
между тем, как он остается тем же, да и сие бывает для нас не без
трудов. Но сие относится не к таинству, а приводит к самому существу
дела, именно, что виновным нужно очищаться, там омываясь, и здесь
вечеряя. О том, что нужны труды, скажу следующее: Крещение, принимая еще
не созданных и не приобретших какой-либо силы стремиться к лучшему, не
напрасно все сие совершает в нас туне и не требует от нас ничего, так
как мы не можем принести ничего. А трапеза, предлагаемая уже созданным и
живущим, и могущим достаточествовать самим по себе, оставляет
пользоваться силой и данными оружиями, и стремиться к добру, так как мы
уже не насильно бываем приводимы и влекомы к ней, но по собственному
изволению и сами по себе стремимся и направляемся к ней, как умеющие уже
совершать течение. Ибо зачем и получать то, чем не должно пользоваться?
Зачем укрепляться и вооружаться намеревающемуся сидеть дома? Если бы ни
для просвещенных в начале, ни для желающих очиститься впоследствии не
были благовременны борьба и труды, не знаю, как были бы мы полезны для
самих себя: какое было бы дело человека с прекращением стремления к
добродетели. Даже более, что было бы и хуже того дела, чтобы не делать
ни одного похвального дела, а для злого всегда иметь деятельную душу.
Чтобы для людей избрано было место для дел и время для подвигов,
надлежит соделаться мужами совершенными тем, кои получили уже от таинств
возможность и имеют силу делать дело сообразно с природой, и когда
является день, который сотворил для сего Господь, уже не сидеть, но
выходить на дела, и как говорит Давид, исходить человеку на дело свое и
на делание свое до вечера {Пс.103:23). Ибо как после обыкновенного дня
наступает ночь, в которую никто не может делать, так и прежде дня была
совершенная невозможность делать и никто не знал, куда должно идти,
поелику была ночь на земле, в которой, — сказано, — ходяй не весть, камо
идет (Ин.12:35), а когда воссияло солнце и повсюду через таинства
разлился луч солнца, необходимо, чтобы не было никакой остановки в делах
и трудах человеческих, но в поте лица нужно снедать хлеб сей наш, как
за нас ломимый, особенно же потому, что назначен он для одних обладающих
разумом, и должно, как говорит Господь, делать брашно пребывающее
(Ин.6:27), что служит повелением, чтобы к сей вечери приступали не
ленивые и недеятельные, но делающие. Ибо если Павлов закон отводит
ленивых и от гиблющей трапезы, не трудивыйся, — сказано, — ниже да ясть
(2Сол.3:10), какие потребны дела призываемым к сей трапезе?
А что таким образом надлежит прикасаться к священным дарам и посему
самим нам нужно очищаться прежде таинства, это ясно из сказанного, а что
оно не только не меньше других таинств, но и больше имеет силы, явно
будет из следующего. Ибо, во-первых, если лучшим более дарует Бог,
Который и ярмом некоторым, по пророку, утверждает милость (Иер.5:5), и
правдой творит все, то когда еще лучшими соделывает нас уже принявших
таинства и уже подвизавшихся в добродетели, нежели когда еще не были
омыты совсем, следует, чтобы и благодать сия была лучше одной и высшие
блага получали уже принявшие оное таинство. Первое есть крещение, а
второе — священная вечеря, которую настолько надлежит почитать
совершеннейшей, насколько большее требуется приготовление от желающих
приступить к ней. Ибо несообразно, чтобы, когда все желают лучшего,
менее даваемо было тем, кои очищаются подвигами, нежели тем, кои
очищаются только таинствами. Напротив, здесь благоразумнее отдавать
преимущества и почитать совершенным то, чего нельзя получить без многих и
мужественных дел. Потом и сие нужно знать, что Христос, насыщая нас,
споборствует нам, споборник же подает руку не лежащим и не больным, а
исполненным силы и дерзновения и мужественно противостоящим врагу. Ибо
Сам Христос, действующий в каждом таинстве, всем бывает для нас:
творцом, укреплением, споборником, первым когда омывает, другим когда
помазует, последним когда питает. Там в начале устрояет члены, здесь
укрепляет их Духом, а в святой трапезе присутствует приискренно и
помогает в подвиге, и по окончании его будет подвигоположником, и
воссядет со сеятыми как судья тех трудов, в коих Сам был общником, потом
Сам же Он и победа, и когда нужно увенчать испытанных, — венец их. К
тому же, чтобы могли дерзать на подвиги любомудрия и совершать их, — для
сего образующий и помазующий дарует все, споборствует же не во всем, и
во время подвига даже ни в чем. Ибо тому, кто укрепляет и созидает,
неприлично оставить без внимания все, что может быть приготовлено для
подвижника, равно и споборнику закон общения не позволяет все взять на
себя самого, и другому предоставит наслаждаться, а самому одному
приготовляться на брань, и подвигоположнику неприлично ни самый венец
сплетать, ни делать и уготовлять врачевства, ни пособлять подвижникам в
победе или мужеством, или силой, или крепостью, и чем-либо подобным, а
только уметь украшать победу, когда она есть и для всех очевидна. А для
самых мужественных лучше быть увенчанными, нежели только подвизаться для
победы, и лучше быть победителями, нежели только быть приготовленными к
победе. Ибо сие для победы, победа же ради венцов. Но если бы признаком
несовершенства и худшей участи служило то, что не совсем очищает, не
приготовляет, и не образовывает, то и самый совершенный предел
блаженства мало служил бы к благополучию. Разумею то, что при трапезе
под покровом принимают Самого увенчивающего Бога, так что трапеза имеет и
приготовление некоторое, и очищение, а венцов сих совсем не имеет.
Посему не должно удивляться, если вечеря, будучи таинством более
совершенным, менее, по-видимому, очищает, особенно же когда, по
сказанному, и награда за подвиг есть ее дар, и такого рода награды не
соделывают и не производят победителей, а показывают только и укрепляют
их. Ибо в вечере Христос не очистилище только и споборник, но и награда,
которую нужно получить подвизавшимся; ибо какая иная награда блаженным
за здешние труды, как не то, чтобы принять Христа и сожительствовать с
Ним? И Павел сказал, что после оного течения разрешение отсюда получает
успокоение в самом последнем — соединении со Христом; разрешитися, —
говорит, — и со Христом быти много паче лучше {Флп.1:23), и сие по
преимуществу дело трапезы. Ибо хотя и в других таинствах можно обрести
Христа, но так только чтобы возможно было приготовиться к соединению с
Ним, а здесь так, чтобы истинно принять Его и соединиться с Ним. Ибо в
сем одном из всех таинств и единое тело, и единый дух, и пребывание в
Нем, и возможность иметь Его в себе, почему, думаю, и Сам Христос
блаженство праведных назвал вечерею, на которой прислуживает Сам Он
(Лк.12:37).
Таким образом, и хлеб жизни служит наградой. Поелику же приемлющие
сей дар еще попирают землю и совершают путь, поелику и прахом
засаривают, спотыкаются, и страшатся рук разбойников, то для всех
представляющихся им нужд вполне достаточен сей хлеб, — он и силу
поддерживает, и служит вождем, и очищает, пока не достигнут туда, где,
по слову Петра, хорошо быть человеку (Мф.17:4), так как для пребывающих
уже в свободной от дел стране не нужна никакая иная страна, и
единственный венец их есть Христос, искренно спребывающий им. И потому
Христос, как очищение и для сего существующий от начала, очищает нас от
всякой скверны, и как общник наш в подвигах, в которых служит и вождем,
прежде всех вступив в них, подает нами силу против врагов. Поелику же он
награда, то и не без трудов; если же вечеря есть награда и последнее
блаженство, какое основание доказывает, что она имеет силу меньше других
таинств? Подобным образом должно рассуждать, и думать и о прочем, что
оно не опровергает совершенства таинства. Не потому не воссоздает оно
поврежденного грехом, что немного имеет силы, но потому, что он сам не
может сего принять и получить, так как имеет еще первое создание, о
котором сказано в предшествовавших словах, и которого не может
уничтожить и исторгнуть из души однажды крещеных даже самое крайнее зло,
если они не дерзнули отречься от того служения, какое исповедали общему
Владыке, и так как и высшая философия не могла вложить более, чем
простое исповедание, и далее потому, что человек еще остается лучше
умершего и уничтоженного, а без сего невозможно воссоздание. Ибо смерть
есть признак ветхой породы, и может умереть тот, кого произвела персть:
секира, говорит Иоанн, при корени древа лежит (Лк.3:9). А омытый носит
уже нового человека и как же можно умереть тому, кто соединен с Адамом,
который уже не умирает? И для кого умирать ему, когда он уже носит в
душе Того, для принятия Кого нужно умереть? А сего нельзя получить и от
самой купели. Каким образом оное таинство может быть лучше сего в том,
чего нельзя одинаково найти у обоих? Ибо и крещение не имеет такой силы,
чтобы уже существующих и сотворенных возрождать вновь, и посему
священный закон ни одного человека не омывает дважды, не обычай
какой-либо сохраняя и порядок, но потому что дважды родиться одним и тем
же образом невозможно.
Но может быть, скажет кто-либо, что крещение же есть и то, чтобы
умереть, показав перед гонителями истинное богопочтение, а многие из
совершенных водой прошли и по сему пути, приняв сие вторую купель, а на
сие нужно сказать следующее: Ючто касается до предызбранных сопребывать и
жить со Христом, для них нужно для благого создания, с одной стороны
быть созданными от руки оной, с другой посредством добродетели и
похвальных дел самим достигать сего. Крещение водой создает человека и
только в сем одном имеет и то и другое; и то, что дарует вода, и то, что
должно быть привнесено нами. И потому для не принявших еще таинства оно
есть крещение и создание, когда они свидетельствуют о Христе и
спогребаются Христу, в чем и состоит цель крещения; есть и добродетель,
полная подвигов ради добра и крайнего мужества; а для получивших
таинство первым она не бывает, так как они созданы уже и живут, вторым
же бывает, ибо служит подвигом благочестия и обнаружением добродетели и
того, что они знают Христа и любят Его выше всего, что может быть
любимо, и ничего не почитают несомненнее надежды на Него, — для всего
этого она служит живым свидетельством, подтверждающим сие и мечом, и
огнем, и всяким насилием. И посему однажды принявшим крещение никак
непозволительно опять употреблять его, так как оно не может даровать
ничего более того, что мы, получив от него, уже имеем, а подвергать
мученичеству вполне возможно, так как оно может не возрождать только и
творить, но и венцы сплетать за мужественные дела, и посему не
получившим таинства доставляет и то и другое, а получившим таинство
только одно из двух. Ибо когда оно полезно в двух отношениях, ничего
странного нет в том, чтобы не имеющие нужды в обоих, получали одно в
двух, то именно, в чем нуждаются. И дары священной трапезы могут очищать
еще не получивших сего, могут и просвещать уже очищенных и подобным
образом ничто не препятствует приступать к таинству ради второго, когда
кто имеет уже первое. Но о сем довольно.
От того началась речь наша о сем, что всецелое общение людей с Богом,
нужно ли назвать его служением, или усыновлением, и тем и другим вместе,
производит именно священная вечеря, которая соделывает нас родственными
со Христом более, нежели рожденных с самими родителями их. Ибо не
слабые некие основания тела влагает в нас, и не малые начатки крови, но
совершенное тело и кровь сообщает нам Господь, и не виновник только
жизни Он, как родители, но и самая жизнь, и не потому называется Жизнью,
что виновник жизни, как Апостолов называет светом, потому что они
руководители света для нас, но потому, что есть то, чем должно жить
поистине, есть самая жизнь, поелику и святыми соделывает прилепившихся к
Нему и праведными, не только наставляя и научая чему должно, и упражняя
душу в добродетели и приводя в действие ту силу, какую имеет он в
отношении к истинному разуму, но и Сам, будучи для них правдой от Бога и
освящением. Сим-то преимущественно образом и совершается, что святые
соделываются блаженными и святыми, ради соприсутствующего им Блаженного,
через которого они соделались из мертвых живыми, мудрыми из неразумных,
святыми и праведными и сынами Божиими из потребных и лукавых рабов. Ибо
в них самих и в человеческой природе и ревности не было ничего, за что
бы могли они истинно назваться таковыми, но и святыми именуются ради
Святого, и праведными и мудрыми по причине сопребывающего им Праведного и
Премудрого, и вообще, если кто-либо из людей истинно достоин слышать
сие великое и досточестное, то оттуда получает и проименование, особенно
же потому, что их собственные качества и усилия не только не могут
соделать их праведными и мудрыми, но еще злом служит правда их, и явным
безумием мудрость их. Хотя и весьма честными делает нас, и украшение
доставляет нам добродетель, но поелику для сего мы имеем правду и
мудрость, более, нежели человеческую, и достигаемую нашим тщанием, то и
наименование прилично иметь от сей, а не от той. Ибо как не от
постороннего и чуждого получаем мы прозвание, а обыкновенно получаем
свидетельство и название от своего собственного и от того, что есть в
природе нашей, ибо не дом или одежда располагает нас к тому или другому
нраву, и не они дают имя добродетели или пороку, притом и из
собственного их, -то более свидетельствует и дарует общее наименование,
что более наше. А Христово гораздо более наше, чем наше собственное. Оно
есть собственное наше потому, чтобы соделались членами, и сынами, и
приобщились плоти, и крови, и духа Его; оно сродственнее нам не только
того, что от подвига, но и того, что от природы, поелику Он оказался
сродственнее нам самих родителей наших. Посему все мы обязаны не
человеческое вносить любомудрие, не в подвигах оных быть твердыми, но
жить самой новой жизнью во Христе и оказывать оную правду. Если бы она
не была прилична нам, не была бы она особенно предназначена для нас. Ибо
для того соединены мы со Христом через крещение, чтобы ходить в
обновление жизни (Флп.6:4), и Тимофею говорит Павел: емлися за вечную
жизнь (Тим.6:12), и святи будете по звавшему святому (1Пет.1:15), и
милосерда будите не милосердием человеческим, но якоже и Отец ваш
милосерд есть (Лк.6:36), и дa любите друг друга, якоже возлюбих вы (Ин.
13: 34). Таковой любовью возлюбил Павел — утробою Иисус Христовою
(Флп.1:8), почему и Сам Спаситель, повелевая ученикам иметь мир, даровал
им Свой мир; мир Мой, — говорит, — даю вам (Ин.14:17), и к Отцу
говорит: да любы ею же Мя еси возлюбил, в них будет (Ин.17:26). И как
рождение есть нечто Божественное и превыше естественное, так и жизнь, и
образ жизни, и любомудрие, и все сие ново и духовно. И объясняя сие,
сказал Спаситель Никодиму: рожденное от духа дух есть (Ин.3:6). Посему и
Павел: дa обрящуся, — говорит, — в Нем, не имый моея правды, яже от
закона, но яже верою (Иисус) Христовою, сущую от Бога правду (Флп.3:9). А
писание говорит, что это есть царская одежда, ибо наша одежда рабская;
свобода же и царство, к которому должно стремиться, каким образом будут
рабскими? Ибо невозможно явиться достойными царства, не показав ничего
более, кроме добродетели рабов. Ибо как тление нетления не наследует,
нужно же тленному сему облещися в нетление и смертному сему облещися в
бессмертие (1Кор.15:53); подобным образом и дела рабские не могут быть
нам достаточны для царства, но нужна для сего правда от Бога. Ибо сыном
надлежит быть наследнику, а не рабом, ибо раб, — сказано, — не пребывает
в дому во век, сын же пребывает во век (Ин.8:35). Почему каждому из
приходящих к сему наследию нужно, отложив вид раба, показать в себе
сына, это значит, нося на лицах своих образ Единородного, с сею красотой
явиться Родителю. И сие-то значит быть освобождену Сыном Божиим от
всякого рабства и соделаться истинно свободным, что и разумеет оное
речение Христа к Иудеям; аще убо сын вы свободит, воистину свободна
будете (Ин.8:36). Ибо освобождает рабов и соделывает их сынами Божиими,
потому что Сам, будучи Сыном и свободным от всякого греха, общими
соделывает им и тело, и кровь, и дух, и все Свое. Ибо таким образом Он и
воссоздал нас, и освободил, и обожил, соединив с нами себя всецелого,
свободного и истинного Бога, и, таким образом, Христос, будучи истинной
природой, нашим благом, учреждает для нас священную вечерю, превыше
самого естества, так что мы и хвалимся ее благами, и как бы сами соделав
доброе, приобретаем славу, и получаем от нее именование, если только
сохраним общение, если тот, кто называется истинно святым и праведным и
тому подобными похвальными именами, получает похвалу ради того, что
получил от Него. О Господе, — сказано, — похвалится душа моя (Ис.33:2) и
благословятся о Нем вси языцы (Гал.3:8). Потому не человеческое
что-либо, но Христово должны мы и вносить в души и нося отходить, и
прежде венцов всячески показывать таковое любомудрие, и соблюсти сие
новое сокровище, не прилагая к нему ничего лукавого, поелику одна сия
ноша достойна небесного царствия. Поелику же награда, какую должны
получить подвизавшиеся, есть Сам Бог, нужно, чтобы сообразны были с
наградой и божественны подвиги, и чтобы Бог был для подвижников не
только помощником и вождем подвигов, но и Сам исправлял их, так чтобы
искомая цель соответствовала приготовлению и приготовление — цели. Ибо,
как на землю посылая нас, не сделал и не требовал от нас ничего выше
естественного, так приводя к Богу и перелагая от земли, не позволяет
иметь ничего человеческого, но в чем была для нас нужда, ко всему
приспособил Себя Самого и не оставил без Себя ничего из того, что может
приготовить к оной цели. Ибо, если кто наше назовет болезнью, а оное
врачевством, то Он не только Сам пришел к страждующему, и осмотрел его, и
подал ему руку, и Сам приготовил что нужно для врачевания, но соделался
и самим врачевством, и образом жизни, и иным подобным, что ведет к
уврачеванию. Если же это воссоздание, то из Себя Самого и из собственной
плоти воззывает он нужное, и Сам становится тем, что может вознаградить
поврежденное в нас. Ибо воссоздать нас не из того же вещества, из
какого создал, но там сотворил, персть взяв от земли, а во второй раз
даровал собственное тело и воссозидая жизнь, не душу находящуюся в
естестве соделал лучшей, но изливая кровь Свою в сердца приемлющих
таинство, рождает в них Свою собственную жизнь. Тогда вдуну, —
сказано, — дыхание жизни, теперь же сообщает нам духа Своего; ибо
посла, — сказано, — Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва
Отче (Гал.4:6). Поелику и свет нужен был тогда, он изрек: да будет свет,
и был свет рабский сей, а теперь воссиял в сердцах наших Сам Владыка,
рекий тогда из тьмы свету возсияти (2Кор.4:6), как говорит Павел. И,
словом сказать, в первые времена благодетельствовал роду человеческому
посредством видимых сих тварей и руководил человека заповедями, и
повелениями, и законами, при содействии то ангелов, то досточестных
мужей, теперь же непосредственно Сам Собой и во всем действуя Сам. Посмотрим же и еще. Дабы спасти род человеческий, Он не Ангела послал,
но пришел Сам. Когда надлежало научить людей тому, для чего пришел Он,
то, не в одном месте пребывая, посылал Он за слушателями, но Сам ходил,
ища тех, кому бы преподать учение. И, нося на языке своем величайшие из
благ, входил Он в двери тех, кои имели нужду в благодеяниях Его, и
больных исцелял также, Сам приходя к ним, и касаясь их рукой, и очи
создал слепорожденному, наложив на лицо брение, которое Сам образовал,
плюнув на землю и смешав перстом, поднял Сам и помазал, и Сам
коснулся, — сказано, — одра (Лк.7:14), и предстоял гробу Лазаря, и голос
испустил вблизи его, хотя и издали, если бы восхотел, словом и одним
мановением сие и большее сего все соделал бы Тот, Кто небо создал
словом. Но то было очевидным доказательством Его могущества, а сие
служит знаком человеколюбия, которое и пришел Он показать. Когда же
надлежало разрешить узников во ад, и сие дело не вверил Ангелам или
начальникам Ангелов, но Сам сошел в узилище. Надлежало же пленным не
туне получить свободу, но быть выкупленными, потому и освобождает их,
пролив кровь; сим же образом с того времени и до последнего дня
освобождает и отпущает вину, и омывает нечистоту души. И Сам Он то, чем
очищает; на что указывал Павел сказал: Собою очищение сотворив грехов
наших, седе одесную престола величествия на небесех (Евр.1:3). Почему
Павел и служителем называет Его (Рим.15:8). И Сам Он называет Себя
служащим (Лк.22:27), и говорил, что пришел Он от Отца в мир, чтобы
послужить (Мф.20:28), и, что больше сего, не в настоящее только время,
когда Он пришел и явился в немощи человеческой не для того, чтобы судить
мир, и показывал свойственное рабам, и скрывал все свойственное
Владыке, но и в будущем веке, когда приидет с силой и явится во славе
Отчей, в откровении Царства Своего, препояшется, — сказано, — и посадит
их, и приступив послужит им (Лк.12:37), хотя Им цари царствуют и
властители держат землю (Притч.8:15,16). Ибо сим образом воцарился Он в
чистом и истинном царстве, Сам Собой будучи достаточен для царства, и
так направляет тех, коими обладает, что для них Он снисходительнее
друзей, внимательнее властителей, любвеобильнее отца, сродственнее
членов, необходимее сердца, не страхом склоняя их и мздой увлекая, но
Сам, будучи и силой начальственной, и один Сам соединяя с Собой
начальствуемых. Ибо царствовать страхом или обещанием наград не значит
истинно начальствовать Самому, но причиной послушания нужно тогда
считать надежды и угрозы. Ибо как не истинно начальствует тот, кто
владеет иначе, так не значит и работать истинно как Богу, когда мы
покорны Ему по каким-либо из указанных способов. Поелику же надлежало
Ему царствовать чистейшей властью, а властвовать иной не было прилично,
Он измыслил как достигнуть сего. И способ сей был самый удивительный. Он
употребил противоположное, и, чтобы соделаться истинным владыкой,
принимает природу раба, и служит рабам даже до креста и смерти, и таким
образом уловляет души рабов и непосредственно руководит хотением их.
Посему и Павел, зная, что сие служение есть причина царства, говорит:
смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестный, темже и
Бог Его превознесе (Флп.2:8); и досточудный Исайя говорит: сего ради той
наследит многих и крепких разделит корысти, зане предана бысть на
смерть души его и со беззаконными вменися (Ис.53:12). Ибо Христос
посредством первого создания есть Владыка природы нашей, а посредством
нового творения Он овладел волей, это и значит истинно царствовать над
человеком, когда Он управляет, связав здесь и поработив себе самовластие
разума и самозаконие наше, что одно и делается человеком, почему и
сказал: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18), как
будто новое что получил предвечный Владыка мира, когда вместе с
небесными и человеческое естество познало общего Владыку. И оное
изречение Давида: воцарися Бог над языки (Пс.46:9), указывает на сие
царство, в котором языцы, — говорит Павел, — суть сотелесники и
сопричастники Христовы (Еф.3:6). Ибо, однажды соединившись таким образом
с телами и душами, Он соделался Владыкой не только тела, но и душ и
произволений, и истинно владеет благопотребным и чистым царством,
управляя им Сам через Себя, как душа телом, и голова членами. А
управляются те, кои решились возлюбить иго сие, как бы не живя разумом и
не владея самозаконием произволения; скотен, — сказано, — бых у тебе
(Пс.72:22), а сие значит возненавидеть и погубить душу свою, и самим
погубленном спасти ее, когда новая тварь овладеет и новый Адам
совершенно сокроет ветхого и ни в рождении, ни в жизни, ни в смерти не
останется никакой ветхой закваски. И для ветхого человека тело
составлено из земли, а новый, — сказано, — от Бога рожден (1Ин.3:9}, и о
той и другой жизни свидетельствует та и другая трапеза, ибо одну
износит земля, а нового человека Преднебесный питает собственной плотью.
Посему и по разрешению один возвратится в землю, из которой произошел,
другой отойдет ко Христу, откуда взят, и каждый покажет кончину,
сообразную с произведшим его в начале: яков, — сказано, — перстный,
такови и перстии, и яков небесный, тацы же и небеснии (1Кор.15:48) и не
по душе только, но и по самому телу. Ибо и оно небесное, как там то и
другое перстное; ибо душа обитает в руках Небесного, а тело есть член
Его, и души оно не имеет, а исполнено живущего Духа, и по окончании
первой жизни живет лучше, нежели как и сказать можно, поелику истинно и
не умирало от начала. Ибо только непщевани была умрети, — говорит
Соломон, — и притом не премудрыми, а в очесех безумных (Прем.3:2). Ибо
как Христос возста из мертвых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому
необладает (Рим.6:9), так и члены Христовы смерти не имут видети во веки
(Ин.8:51). Ибо как вкусят смерть они, всегда соединенные с живым
сердцем? Если видимое есть только персть и ничего нет более, не должно
сему удивляться. Ибо сокровище внутри; живот наш, — сказано, — сокровен
есть (Кол.3:3), а вместилищем его служит скудельный сосуд, имамы бо
сокровище сие в скудельных сосудех (2Кор.4:7), сказал Павел. Почему,
кому видно только снаружи, тем представляется одно брение, когда же
явится Христос, и самый прах покажет свою красоту, потому что, будучи
членом оного луча, откроется и уподобится солнце, и будет испускать
общий с ним луч. Ибо просветятся, — говорит, — праведницы, яко солнце в
Царствии Отца их (Мф.13:43), царством Отца называя оный луч, в сиянии
коего явился Он, открывая Апостолам, видевшим, как сам сказал, самое
Царство Божие, пришедшее уже в силе (Мк.9:1). Просветятся же и
праведники в день оный одной светлостью и славой, когда они будут
принимать, а Он сообщать свет. Ибо сей самый хлеб, сие самое тело,
которое, отходя туда, понесут от сей трапезы, явится тогда на облаках
пред очами всех и подобно молнии, в одно мгновение времени на востоке и
западе, покажет свою красоту. С сим лучом живут блаженные здесь, и по
смерти не удаляется от них свет. Ибо свет всегда с праведными и
просвещаемые им отходят они в жизнь оную, устремляясь к Тому, с Которым
всегда жили во времени. Ибо что случится тогда с каждым из воскресающих,
именно что кости, и части, и члены, соединяясь с головой, составят
целость тела, тоже будет и со Спасителем Христом, общей главой всех. Ибо
сия глава едва только воссияет на облаках, отовсюду соберет собственные
члены. Бог посреди богов, прекрасный вождь прекрасного лика, и как
тяжелые тела, как скоро будут расторгнуты узы, удерживающие их в
воздухе, падают к земле, и тотчас находят свое место, так и тела святых
теперь привязаны к земле, преданы тлению и находятся под игом, и
посему — сказано, — воздыхаем в жилище сем, а когда явится свобода,
неудержимым парением устремятся ко Христу, дабы занять собственное
место. Почему Павел, показывая, что оное течение неудержимо, называет
его восхищением; восхищена, — говорит, — будем на облацех в сретение
Господне на воздусех (1Сол.4:17), и Сам Спаситель сказал, что поемлет
их, говоря: тогда два будета на селе, един поемлется, а друеий
оставляется (Мф.24:40), означая сим, что не человеческое это дело и не
собственными совершается силами, как будто есть место собственному их
усилию, но повлечет их и восхитит Сам Он, который не подлежит никакому
времени. Ибо как в начале не дожидался, что искали Его, но Сэм искал
заблуждающих, и указал путь, не могших же идти по нем Сам нес, подняв на
рамена Свои, и падающих воззывал, и ослабевающих духом исправлял, и
удаляющихся призывал, и вообще заботливо болезнуя все совершил для
спасения их, так и тогда совершающих последнее к Нему течение Сам
восставит, и для летящих Сам будет крылами. Потому и орлами именует
сообщающихся к трупу; идеже, — говорит, — труп, тамо соберутся орли
(Мф.23:28). Ибо от трапезы пойдут к трапезе, от сокровенной к явленной
уже, от хлеба к телу. Ибо теперь Христос хлебы для них, еще живущих
человеческой жизнью, и пасха, ибо переходят отсюда во град небесный;
тогда же изменят крепость, окрылатеют яко орли, говорит чудный Исайя
(40:31), тогда воссядут при самом теле, свободном от покровов. Указуя на
сие, блаженный Иоанн говорит: узрим Его, якоже есть (1Ин.3:2), ибо Он
уже не хлеб для них, когда окончится жизнь во плоти, и не пасха для
пребывающих уже на одном месте, а признаков трупа имеет много. Ибо руки
Его с язвами, и ноги Его имеют следы гвоздей, и ребра носят еще знак
копья. К сему трупу ведет оная вечеря; без нее невозможно получить его,
как с исторгнутыми глазами нельзя видеть свет. Ибо поелику не вкушающие
вечери не имеют жизни в себе самих, как Бессмертный может быть главой
мертвых членов? Ибо одна сила трапезы, и Один предлагает ее в том и
другом мире, и одно есть брачный чертог, другое приготовление к брачному
чертогу и иное есть сам Жених. Почему для тех, кои не с сими дарами
отходят, не остается ничего более для жизни, а кому случилось и получить
благодать и сохранить ее, те и вошли в радость Господа своего, и
вступили с Женихом в брачный чертог, и иного утешения насладились на
вечери, не тогда получив все, но в явлении Его чище ощущая то, что
принесли пришедши. И такова причина, по которой Царствие Божие внутрь
нас есть (Лк.17:21).