Человеческая душа едина. Однако она состоит из трех сил: мыслительной, желательной и раздражительной. Все эти силы в своем естественном состоянии направлены к Богу.
Разумная часть души взыскует Бога в молитве.
Желательная обращается к Нему с любовью.
Раздражительная же создает условия, необходимые для того, чтобы достигла такого единения и общения с Богом Святым.
В разумной части души действуют помыслы, которые возбуждают желательную способность и, поработив ум человека, направляют его к осуществлению греха. Грех начинается со снисхождения к приражениям помыслов.
Помыслы, по учению святых отцов, суть не просто мысли, но и образы и представления, которые пытаются поработить ум своей наглядностью, а затем войти в душу. Всякий страстный помысел, входящий в душу, приводит ее к загрязнению. Если в душе задерживается много страстных помыслов, то это означает помрачение ума.
Диавол достигает порабощения ума, пользуясь воображением и памятью, как своим орудием.
Противостояние помыслам - весьма серьезная задача. Брань с помыслами требует опытного духовного наставника, поскольку от нее зависит все духовное преуспеяние.
Лукавые помыслы являются причиной многих болезней не только душевных, но и телесных.
Существует основополагающее учение святых отцов, согласно которому ум и рассудок составляют два параллельных действия души.
Ум связан с Богом. В уме открывается Бог, и ум, будучи просвещен благодатью Святого Духа, воспринимает энергии Божии.
Рассудок же - это то, посредством чего выражается и находит свое запечатление опыт ума.
Рассудок действует в мозгу, ум же должен находиться в сердце, поскольку там его естественное место. Благодаря рассудку мы получаем представления об окружающем мире, в то время, как ум находится в сердце и молится. У духовного человека ум является владыкой души и повелителем всех страстей и помыслов.
Человек есть храм Всесвятого Духа. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Духа Святого 1 Кор 6-19
В человеке действуют одновременно ум м рассудок. Рассудок предается земным заботам, в то время как ум, находящийся в сердце, непрестанно хранит памятование о Боге. Это и в самом деле можно почувствовать, ведь когда в сердце совершается молитва, она овладевает умом. Ум же, возгреваемый благодатью молитвы, с рассуждением надзирает за всеми действиями рассудка и направляет их.
Блаженный старец Харлампий Дионисиатский говорил следующее: "Днемты можешь заниматься рукоделием, работать в саду, что-то строить, однако твой ум, будучи глубоко напитан сладостью Божественного мира, если и не желает того, молится непрестанно, и часто из очей при одном только воспоминании о Христе или Божией Матери обильно истекают сладчайшие слезы."
Когда ум молится, он управляет разумно. Следовательно душа не возмущается неожиданными искушениями повседневной жизни и не порабощается страстными помыслами, которые стремятся войти и осквернить ее чертог. Ибо когда Бог создал человека, то наделил его своими чувствами и нравами; когда же назначил ум владыкой надо всеми посредством внутренних чувств, то дал ему закон, дабы он, управляя по этому закону, царствовал властью целомудренной, справедливой, благодетельной и мужественной. 4 Мак 2, 21-23
Источник с изменениями и правкой редакции: старец Маркелл, ученик Иосифа Исихаста - из книги "Духовный опыт старца Иосифа Исихаста" (http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4455/)