Не в
лености и не в беспечности будем проводить, душа, время настоящей
жизни, также не бессмысленно, как бы неопытные младенцы, считая для себя
достаточным ко спасенью пребыванье на сем месте, недоступном для женщин
и мирских людей, чтобы не оказаться нам обманутыми. Ибо и в древности
для тех, кои помощью Вышнего и под руководством Моисея бежали из Египта и
от Фараона, недостаточно было для благочестия того, что они в
необитаемом месте, то есть, в пустыни, препроводили сорок лет, так как
не сохранили разумной веры к Богу, избавившему их от бесчисленных
скорбей. Не переменою места, душа, можно угождать Владыке всяческих, и
не переодеванием в худые рубища.
Одно из этого, то есть, пребывание в пустыни, предпринимается ради
крайнего безмолвия, а другое—ради совершенного смирения. Если же кто при
том и другом опять опутывается молвою и мирскими попечениями, тот ничем
не отличается от пса, который возвращается на свою блевотину, по слову
верховного Апостола. Плача и умерщвления служит изображением, душа, это
внешнее черное рубище, которое убеждает нас, избравших оное, признавать
себя всегда добровольно умершими для настоящей жизни, а умерщвление это
состоит в том, чтобы всегда всею душою ненавидеть всякое плотское
сладострастие и житейские молвы, и жить нестяжательно и преподобно,
приобретая потребное от своих трудов и почитая нищету за великое
богатство. Если же опять без ума опутаем себя стяжаниями, славою,
пьянством, смехотворством, к которым, обыкновенно, присоединяется всякая
беззаконная похоть, то нет никакого сомнения, что мы будем преданы
сугубым мучением, как добровольно и сознательно солгавшие Христу в
данных нами обетах. Что же может быть хуже этого? Лучше, говорит
премудрость Божия, не обещаться и исполнить, нежели обещаться и
обмануть.
И Божественный песнопевец вопиет: «погубиши вся глаголющия лжу»
(Пс.5, 7). Не переменою места и одежды, душа, как сказано выше,
угождается Христос Бог, но чистотою жизни и приобретением всяких
добродетелей, твердо основанных на вере непорочной. И как ты, при помощи
благодати Божией, избежала сетей мысленного Египта, то есть мира сего:
так постарайся всею силою, ограждаемая верою и страхом Божиим, избежать
владеющего им диавола, всегда сильно и с бешенством нападающего на тебя.
И не переставай бежать от него, пока не увидишь его потопляемым
крепкою десницею Вышнего в пламенной пропасти, вместе со всеми его
колесницами и крепкими оруженосцами, себя же познаешь покрываемою
облаком Параклита, прохлаждающим жжение, производимое в тебе бесплотными
врагами, действующими пламенными помышлениями скверных похотей. И не
столпом огненным, но озарением присносущного света увидишь себя
наставляемою к земли обетованной, — не к той, которую разделил
израильтянам Иисус, Навин, но которую обетовал «Перворожденный всея
твари, Красный добротою паче сынов человеческих», родившийся от
Отроковицы и Пресвятой Девы, неложный Христос Бог наш — Иисус, Который
Сам первый вошел туда, убив смерть.
Трезвись же всегда, душа, ибо гонящийся всегда за тобою мысленный
Фараон не перестанет изобретать против тебя зло. Не жди, о любезная
душа, прекращения изобретаемых им против тебя лаяний; ибо он, будучи по
естеству завистлив и нахален, не укрощается от гнева, всегда стремясь
ввергнуть тебя в пламень мучений. Не верь также, когда он отступает; ибо
тогда то он наипаче весьма хитро старается уловить тебя. Этим способом
он, скверный, старается подчинить тебя, побуждая к ослаблению тобою
своего постоянного крепкого трезвения, дабы таким образом, найдя тебя
обленившеюся, внезапно уязвить тебя одною из многих его душепагубных
стрел, или пагубным кичением запнуть тебя на пути к преуспеянию к
большим добродетелям. Как ум, весьма опытный в изобретении зла, он
знает, какую пользу получаем мы, когда пребываем в трезвении, по причине
наносимых им напастей, будучи свыше укрепляемы Божественною благодатью.
Ибо если мы трезвимся, то наносимые им напасти бывают для нас
причиною великих наград, подобно тому, как борьба с сильным противником
служит опытному борцу случаем к получению больших похвал. Ибо если при
помощи твоего Спасителя избежишь рук всепагубного фараона, и чермную
глубину пламенных страстей пройдешь сухою, а не мокрою, как тайно
научает нас боговдохновенное слово, то есть, совершишь переход в худости
и нищете, также—пешею, а не сидящею верхом, то есть, сознавая всегда в
мыслях, а не на словах, свою худость и крайнее недостоинство, тогда
вселишься у холма горы Синайской в пустыни, то есть, достигнешь
священного пристанища достохвального и чудного бесстрастия, которым
наипаче увеселяется Святой Дух.
Блюди же, окаянная, чтобы и тебе не подвергнуться беснованию подобно тем
неблагодарным людям, и не предаться объедению и пьянству и пляскам, —
чтобы не почесть тебе свое чрево предметом самым дорогим и священнейшим,
и не воздать ему богоподобного поклонения, как те тогда поклонились
тельцу, и чтобы не лишиться тебе будущих благ, как те лишились земли
обетованной, и предана будешь бесконечным мукам, в коих будешь страдать
хуже всех бывших до закона неверных. Если же, действительно, любишь
Христа — Царя своего, вкусившего ради тебя смерть на крест, то старайся
всею силою вселить в свою душу Его божественную любовь. Достигнуть же
сего иначе нельзя, как только, если возненавидишь вполне все свои
пожелания.
И опять, возненавидеть эти последние нет возможности, если не
вселишь в сердце свое страх Божий; страх же Божий не возможешь
приобрести, если не отгонишь от себя всякое сомнение и желание казаться
мудрым, и не пойдешь, как незлобивый младенец, за Господом своим,
повинуясь Его повеленьям. Как любовь есть исполнение всего закона, так и
вера есть основание всех вообще добродетелей: от веры рождается страх, а
от сего— исполнение заповедей, чрез которое ум наполняется божественною
любовью. Сподобившись же сего, мудрствуй смиренно, почитая себя прахом,
чтобы всегда пребывать в наслаждении божественных желаний.
Преп. Максим Грек. Нравоучительные сочинения. Слово 5. О покаянии.