Осуждение и обличение в традиции и практике Православной Церкви
ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто
ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл.
Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не
судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не открывавшие
Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя — об обличении
согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале — один на один,
потом при одном — двух свидетелях, а уж не послушает... скажи церкви; а если и
церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.). Так
что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании
используется в смысле определения, постановления, приговора (Ис. Н. 24, 25.
Суд. 4, 5; 13, 12. 2Ц. 26, 6 и т.д.). Следовательно, осуждение — есть вынесение
этого определения или приговора. Обличение же является открытием,
доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр. 1,1). Несколько
отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице
очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице
идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение,
большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное
со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное
течение жизни невозможно. Приведу такой пример — с автодорог убраны знаки
предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит
себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и
говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит. 2, 15)
Тим. 5, 20. 2 Тим. 4, 2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то
обличение в духовной жизни — вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал
необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
(Мф. 7, 2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и
любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские
только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт
сравнивает обличение с хирургической операцией — с резанием (Толк, на «К Тит»
2, 15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет
Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании:
«...прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2, 16).
Сами Апостолы обличали. (Фил. 3, 18. Фес. 3, 2. Тит. 4, 14). Обличали и Святые
Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали
арианство. Папе Мартину (Ап. 14) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся
обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (Ав. 28, Ок. 28) всю жизнь боролся
обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности
от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех
православных богословов есть творения или часть их имеющие обличительный
характер. Но в определенное время, где-то в XVIII — XIX вв., начинают смешивать
оба эти понятия осуждения и обличения, и последнему также приписывается
греховный смысл. Возникает вопрос, почему это произошло и кому это было
выгодно?
Сатана, князь мира сего, всегда боролся с обличением и
обличителями, даже когда из уст святых и слова не выходили, но сама жизнь во
Господе Иисусе была обличением врага и его козней. Равным образом, и реакция
обличаемых, власть придержащих и без оной, часто даже рядящихся в тогу
православия, а на деле живущих по требованиям плоти, тоже однозначна — закрыть
любым способом уста обличителя. Как могла отреагировать Константинопольская
императрица на знаменитые слова Златоуста: «Опять Иродиада беснуется...» в
которой обличались ее мерзкие дела?! Конечно, так, как отреагировала —
организовала свержение и ссылку Святителя руками недовольных, в частности, и
его борьбой с симонией. А вспомним, чем закончилось обличение злых дел царя
Иоанна Грозного митрополитом Московским Филиппом? Малюта Скуратов задушил
святаго старца.
Это закономерно, ибо даже сама мысль о возможности мирного сосуществования
христианина и мира богохульна, как противоречащая словам Спасителя: «Если бы вы
были от мира, то мир любил бы свое, а как не от мира... потому ненавидит вас
мир... Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин. 15, 19, 20.). Но Христос «победил
мир» (Ин. 16, 33.) и мир боится открытой явной борьбы, ибо следуя Христу,
столетия Христовы всегда Ним побеждают мир. Поэтому, приемы борьбы мира с
Православием стали более изощренными, одним из них и было проведение знака
равенства между осуждением и обличением. На такой почве легко врагу взрастить
полную безнаказанность всех, от малых до великих мира сего. О том, на сколько
это опасно, можно судить по положению в епископии Римской, католичестве. Начали
с малого, а кончили тем, что уже: «Если папа изрек приговор против Суда Божия,
то Суд Божий должен быть исправлен и изменен»!!! (Дословное постановление
Ватиканского собора 1870 г.). Сумашествие?! Да, как все отошедшее от Христа,
ушедшее от исполнения Слова Божия.
Будем помнить, что Православие — это неизменность, ортодоксальность
во всем, от канонов до языка Богослужения. Только сохраняя все, в том числе, и
очистительно обличение при необходимости, «ибо как бывает вредно осуждать
необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому что чрез это
распространяется греховная болезнь на многих» (Вл. Феофилакт, Толк. 2 Тим. 4,
2), мы сохраним и себя, и веру нашу.