Митр. Никодим Ротов. Книга украинского униата Михаила Гаврилова
Книга содержит ценные сведения о митр. Никодиме Ротове, как деятеле унии, в особой главе «Митрополит Никодим».
Митр. Никодим Ротов (выдержки из книги)
Как я уже говорил выше, в. Амвросий и
Валерий Смирнов по убеждениям были католиками, но считали, что по
нынешним временам и при современных обстоятельствах можно и нужно
оставаться в Православной Церкви, что иного выхода нет. Такого мнения,
говорили, придерживается и митрополит Никодим, с которым они решили меня
познакомить.
В
начале Великого Поста 1973 меня попросили принять участие в
митрополичьем богослужении в Троицком соборе вместо другого семинариста,
который заболел. Конечно, это произошло потому, что Валерий, который
был дьяконом у митрополита, уже рассказал ему обо мне. Мое приближение к
митрополиту должно было иметь какие-то основания. Таким основанием был,
собственно, этот случай.
С этого времени я вошел в окружение
митрополита надолго. Сначала ко мне «приближенные» митрополита
относились холодно, ведь я был первый «хохол» , который находился в
такой повседневной близости к нему, тем более, что в эту свиту в
основном входили семинаристы - ленинградцы, но со временем наши
отношения наладились и мы все вместе создавали замечательный сыгранный
коллектив.
Моим долгом было носить свечу во время
митрополичьих богослужений, и поэтому мне приходилось ездить вместе с
другими дьконами довольно часто в разные города и села Ленинградской и
Новгородской опасть, где были действующие храмы и где митрополит Никодим
совершал богослужения. Порой приходилось ездить в Москву, выполняя
различные поручения митрополита.
Кто же такой митрополит Никодим? За
время моего знакомства с ним, я могу сказать, что это был человек
широких взглядов, большой эрудиции, прекрасный историк, знаток
литургики, практик - дипломат, и в то же время добрый, участливый,
милосердный и очень простой в сожительстве человек. Сначала мы изучали
друг друга, а скорее всего он меня. Так продолжалось некоторое время.
Митрополит имел обыкновение, а лучше
сказать обязанность, ему приписал врач, осуществлять вечерние моционы. У
него было больное сердце. Он уже перенес несколько инфарктов миокарда.
Ему часто делали кардиограмму. Каждый из приближенных к нему имел
обязанность носить с собой нитроглицерин, чтобы немедленно поспешить с
помощью на случай сердечного приступа. Поэтому митрополит Никодим
никогда не шел сам на прогулку, но брал кого-то с собой.
Однажды митрополит Никодим меня
пригласил на прогулку. Я уже сейчас подробно не помню всего разговора,
достаточно того, что она не была вынужденной, проходила плавно, касалась
прежде всего меня, моих плянив на будущее. Митрополит много
расспрашивал о религиозной жизни Галичины, спросил, между прочим, откуда
я знаю священника Политыло. Когда я ему объяснил, что наше знакомство -
чистая случайность, митрополит успокоился. Думаю, что он ПОЛИТЫЛО не
слишком доверял, может имел для этого какие-то свои основания, ведь
митрополит Никодим был вознесен по иерархической лестнице Русской
Православной Церкви высоко и видел далеко.
В будущем митрополит часто брал меня. "Пойдем гулять , Миша" - любил он говорить.
Постепенно, во время этих бесед на
свежем воздухе, митрополит открывал свои истинные взгляды. Этот человек
включал в себя большую отвагу и смелость, чтобы идти на такой риск:
доверяться в своих мыслях другому. Ведь на моем месте мог быть,
например, какой-то карьерист, мог использовать митрополита, как
трамплин, или еще хуже кагебист. Я, кажется, ему об этом однажды даже
сказал, и он ответил, что обладает особенным ощущением относительно
человека. Впрочем, как думаю, он не очень заботился о самосохранении и
этот инстинкт, присущий живому человеку, был у него атрофирован, ведь он
был на такой высоте, когда все окружающие люди кажутся маленькими и
безвредными. Возможно, он чувствовал, что жить ему придется недолго.
Каковы же были взгляды митрополита Никодима? Бесспорно, его взгляды были католическими. Они очень напоминали взгляды Соловьева, кстати, портрет этого русского философа постоянно висел в кабинете миторполита. Наибольшую
симпатию митрополит имел к Папе Иоанну XXIII, кардиналу Тиссерану,
митрополиту Андрею Шептицкому и к монахам - иезуитам, монашеские Уставы
которых митрополит постоянно возил с собой в портфеле - «сундучке» и
постоянно их перечитывал. Духовность Игнатия Лойолы митрополит Никодим
считал наиболее практичной, рациональной и эффективной.
Однажды митрополит сказал мне :
- Ты знаешь, Миша, я когда-то тоже был
обычным российским попом, с длинными волосами и в кожаных сапогах. Но
когда я начал писать диссертацию о папе Иоанне XXIII, то я понял, что
действительно христианство не на том и состоит.
Митрополит Никодим очень симпатизировал
галичанам - католикам и болел за их судьбу, и, к сожалению, ничем помочь
не мог. Он высоко ставил деятельность митрополита Андрея Шептицкого,
ценил ширину его взглядов, дипломатический талант, а особенно то, что
Андрей сделал для России.
- Ты знаешь, Миша, если бы митрополит Андрей не умер преждевременно, то он спас бы греко - католиков украинцев от православия.
При его гибкости и ширине взглядов он мог договориться со Сталиным о
легальном существовании Католической Церкви на Западной Украине.
Митрополит Никодим ценил украинцев за
то, что они в основном поставляли кадры в Православную Церковь. Особенно
митрополит любил слушать украинские коляды и любил украинский пение
вообще.
Митрополит Никодим в процессе наших
бесед расспрашивал о моих планах на будущее. А когда узнал, что у меня
есть желание быть монахом-священником, стал уделять мне еще больше
внимания, намечая передо мной мой возможный будущий путь, а именно,
стать преподавателем в духовных школах, а затем и епископом.
Я тогда только смутно догадывался, что
такая духовная карьера требует какого-то компромисса, но какого именно, я
еще точно не знал. Когда я митрополиту на это намекнул, он сказал, что
без этого компромисса в советских условиях обойтись невозможно, что этот
компромисс не является страшным и в духовной жизни не повредит.
Митрополит Никодим трактовал
сотрудничество с КГБ, как необходимое зло, какого, для сохранения Церкви
на легальном статусе, избежать невозможно. Митрополит мне время от
времени говорил: «Ты, Миша, во всем слушай меня, я все же твой
митрополит, думаю, и я имею Духа Божия».
Митрополит Никодим был человеком, не то что раздвоенным, а даже розтроеным. В его лице было как бы три человека:
- Никодим как православный Митрополит легально - внешний
- Никодим как патриот советского государства легально - внешний
- Никодим как убежденный католик подпольно - внутренний
Никодим
как православный митрополит официально выступал от имени Русской
Православной Церкви во всех богословских диалогах, проповедях и
богослужениях.
Никодим как патриот СССР и гражданин
этого государства представлял его интересы, когда выезжал за границу, а
также в отношениях Русской Православной Церкви с представителями
государства. А проявление этого искреннего патриотизма было его
сотрудничество с органами КГБ. Когда, как и каким образом это
сотрудничество его началось, митрополит никогда не рассказывал. Об этом
можно только догадываться, исследуя его биографию или архив КГБ, когда
будет такая возможность.
Никодим как католик по убеждениям и вероятно католический епископ вынужден был скрывать дорогие его сердцу взгляды и выражал их только в узком кругу людей, которым он доверял.
Например, однажды, когда он с
семинаристами (тогда были иеромонах Маркел Ветров, иеромонах Симон
Ишунь, Раннее Александр и я) ехал по улицам Москвы в машине, зашел
вопрос о Непорочном зачатии Девы Марии, то митрополит Никодим страстно защищал этот католический догмат (прим.Ред. - защищал латинскую ересь),
черпая доказательства из православных богослужебных книг, тексты
которых знал наизусть. Подобно было с вопросом освящения хлеба и вина во
время Литургии, ибо здесь митрополит придерживался зрения Католической Церкви.
Митрополит Никодим был человеком
расстроенным и, собственно, этот недостаток в его лице и был причиной
его величайших духовных волнений. Следствием этого были инфаркты.
Возможно, что в будущем я напишу
подробные воспоминания о митрополите Никодиме (Ротовеа), здесь я хотел
по крайней мере вкратце рассказать о человеке, с которым мне пришлось
встретиться и сыгравшим большую роль в моей жизни.
Митрополит Никодим умер 5 сентября 1978
во время аудиенции у новоизбранного Папы Римского Иоанна - Павла I, в
результате шестого Инфаркта на 49 - м году жизни, умер редкой смертью,
получая отпущение грехов и благословение самого Папы Римского и, таким
образом, утверждая себя окончательно как католик.