Вчера был день памяти
всероссийского проповедника, архипастыря, христианского мыслителя и
писателя, доктора церковной истории, духовного лидера русского
патриотического движения конца ХХ века митрополита Санкт-Петербургского и
Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося в 1995 году.
В тот год, "2 ноября, погода была совершенно другая: с утра выпал
снег. Странный это был снег… у нас в Петербурге ведь как? выпал снег —
растаял. Но тот снег пролежал всю зиму. Это было явное прощание с
Владыкой природы, и в том был Божий Промысл. Была скорбная, лютая,
холодная зима. И такой же ледяной была в наших сердцах скорбь, что
покинул нас великий пастырь, учитель града святого Петра и всея Руси.
Что я могу сказать о Владыке? Он был святой, вот и все", - писал о.
Пахомий, келейник митрополита Иоанна.
Владыка Иоанн в сане митрополита
возглавил Санкт-Петербургскую кафедру с августа 1990 года. Здесь его
трудами были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возвращенные
епархии, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах.
По его инициативе возродился журнал "Санкт-Петербургские епархиальные
ведомости", начала выходить газета "Православный Санкт-Петербург", было
создано православное издательство "Царское дело". Митрополит Иоанн
принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Св.
Царственных Мучеников.
Он был не только опытным архиереем, но и дивным старцем, окормлявшим
сотни духовных чад, стяжавшим от Господа множество Его чудесных
дарований: милосердия, нестяжательности, прозорливости, а главное –
ревностной, богоугодной молитвы.
Но в северной столице Господь возложил
на него еще одно служение - всероссийскую проповедь Православия.
Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда
державы, духовное одичание народа – таковы лишь некоторые темы
многочисленных выступлений владыки на страницах российской печати.
В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания Русского Народа,
величия и мощи Святой Руси? Как осуществляется в нашей стране тайна
беззакония? Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн
в своих литературных трудах "Самодержавие духа", "Одоление смуты",
"Голос Вечности", "Русь Соборная", "Стояние в вере". Благодаря активной
деятельности на ниве публицистики и проповедничества владыка стал
признанным духовным лидером православно-патриотических сил России,
создателем современной идеологии русского национального возрождения.
"Доктрина митрополита Иоанна" сводится к нескольким важнейшим истинам:
"русская идея" – это неутолимое стремление к святости, праведности и
чистоте; "русская демократия" – это соборность; "русская идеология" –
это Православие; "русский порядок" – это державность; "русское
государство" – это Россия во всем многообразии исторических форм ее
существования; государственно-политический и одновременно
нравственно-религиозный идеал России – Святая Русь; патриотизм –
религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская
Православная Церковь – соборная совесть народа.
Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного
приступа, как записано в официальных документах. Похоронен он был на
Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а его могила стала для
православных местом паломничества.