Архиепископ Аверкий (Таушев): В предверии антихриста
Многие русские люди и вообще православные, живущие за границей, давно уже ратуют за то, чтобы ввести у нас новый календарь и, таким образом, праздновать этот праздник Рождества Христова вместе с американцами и со всеми инославными, пользующимися в своей церковной жизни новым стилем, не отделяться от них.
Но они точно не знают, или, вернее, не хотят знать, что у современных людей Запада уже нет Рождества Христова, за малыми отдельными исключениями...
Произошла подмена Рождества Христова каким-то «сезонным праздником,» в котором даже нет упоминаний о Христе-Спасителе, а главным действующим лицом является бравый румяный старик с седой бородой, бойко раздающий детям подарки, фигуры и изображения которого можно видеть повсюду в эти дни «сезонного праздника» во всевозможных видах и позах.
Великие дни подготовки к величайшему событию явления в мир воплотившегося Сына Божия обращены теперь в дни самого интенсивного шумного «бизнеса» — бойкой торговли, когда предприимчивыми людьми наживаются миллионы. А о Христе-Спасителе тут уже и не думают! Святейшее Имя Его и не вспоминается!
Как это получилось?
Это, конечно, громадное «достижение» слуг грядущего антихриста, который как раз и будет стремиться заменить людям Христа-Спасителя, подменить Его собою.
Мы весьма далеки от дерзкой мысли предсказывать точные сроки появления антихриста, ибо слово Божие, устами Самого Господа Иисуса Христа, ясно свидетельствует, что этого никто из людей знать не может.
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24, 36). — так сказал Господь, имея в виду Свое Второе Пришествие и кончину мира сего, перед чем и должен явиться антихрист.
Но одновременно Господь указал и множество признаков близости Своего Второго Пришествия и кончины мира, причем закончил это следующим увещанием: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко при дверях» (Матф. 24, 32-33).
Равным образом, и в апостольских посланиях мы имеем множество указаний на то, какими признаками будет характеризоваться эпоха появления антихриста и каков будет сам антихрист.
А великий отец Церкви св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в своих замечательных по важности и глубине содержания Огласительных поучениях прямо и решительно увещевает христиан: «Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро» (Поучение 15-е).
Вот на основании всего вышесказанного мы и имеем не только право, но и священную обязанность находить в происходящих ныне в мире событиях исполнение всего того, что предречено Словом Божиим и Святыми Отцами Церкви об антихристе и последних временах и братски предостерегать всех верующих от неразумной беспечности и легкомысленного равнодушия к явным «знамениям времени».
А этих все более и более умножающихся, поистине жутких «знамений времени» накопилось уже столько, что даже недавно еще осуждавшие нас за то, что мы слишком много пишем об антихристе, начинают прозревать и признавать, что мы были правы, начав бить тревогу, когда большинство пребывало в каком-то безразличном прекраснодушии, словно не замечая, куда современный мир идет.
Разве было когда-нибудь в прошлом такое время, к которому так подходила бы данная св. апостолом Павлом характеристика «последних дней»?
«В последние дни» — обращаем внимание на то, что св. апостол подчеркивает это, как отличительную черту именно, последних дней, — «наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны; более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1—5).
Особенно гордость и самолюбие господствуют сейчас в мире, как никогда прежде, а это ведь и есть, по учению св. отцев-подвижников, корень и начало всех прочих страстей, всего того, что перечисляет св. апостол ниже.
Все вышеперечисленные явления и черты были типичны для нашей русской жизни перед революцией, почему они и привели к торжеству большевизма, окончательно разнуздавшего все эти страсти, залившего кровью всю русскую землю и причинившего неописуемые, неслыханные страдания всему русскому народу.
К великому для нас несчастью, многие из этих пагубных черт, несмотря на перенесенные нами страдания и лишения, не изжиты и до настоящего времени.
В этом главная причина всех наших внутренних нестроений и разделений, всех распрей, ссор и взаимной вражды, вместо естественного, казалось бы для нас, братского единодушия и христианской любви и взаимопомощи. Гордость и самолюбие заедают! Всем хочется властвовать, но никто не хочет смиренно подчиняться.
Такую же печальную картину наблюдаем мы на Западе, где иссякают окончательно последние остатки христианства, где самолюбие, сребролюбие, гордость и надменность цинично поднимают голову, где так же, как и в России перед революцией, теряется всякое уважение и послушание к родителям и старшим, где распутство, предательство и наглость доходят уже до край¬них пределов, нечестие явно преобладает, а благочестие только наружное, притворное, лицемерное, лишенное силы.
Вот какова откровенная картина современной жизни, что одно уже наводит на мысль о наступлении «последних дней»!
А вот еще весьма характерная черта нашего времени:
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12—13).
Такого гонения на желающих жить подлинно благочестивой жизнью во Иисусе Христе да и на самое христианство действительно еще никогда не было, кроме эпохи первых трех веков христианства, но ведь тогда христианство было чем-то совершенно новым и еще неизвестным для погруженного во тьму язычества человечества, а теперь гонят христианство прекрасно знающие его отступники, сознательные слуги грядущего антихриста.
Можно не ошибаясь сказать, что сейчас благоденствуют в мире только «злые люди» и «обманщики», захватившие в свои руки все — вплоть до государственной власти — и распоряжающиеся поэтому, по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди страдают, а мошенники и проходимцы благоденствуют. И это — весьма характерная черта наступления предантихристовой эпохи.
Но особенно характерно для нашего времени «действо льсти», о котором пишет св. апостол Павел в своем послании к Солунянам, когда люди «будут верить лжи» (2 Сол. 2, 11).
Истина и ложь в наше время так смешались, так переплетены друг с другом, что даже самому, разумному и честному человеку иной раз бывает трудно, почти невозможно разобрать, где же истина, а где ложь.
Ложь так цинично и нагло выдает себя за истину, что многие поддаются этому обольщению, отходя от истины и следуя за ложью, порою самой губительной.
И разоблачить эту ложь, искусно пользующуюся для своего утверждения всеми средствами мира сего, находящегося в ее полном распоряжении, вплоть до огромных денежных средств и государственной власти, бывает весьма нелегко.
И это особенно потому, что, как предупреждал апостол, и что мы уже видим исполняющимся, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4).
Сколько развелось сейчас всяких самозваных учителей, действительно «льстящих слуху», сколько всевозможных сект, политических партий самых разнообразных толков и направлений!
Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых принципиальных устоев в истинно христианском мировоззрении, кто готов колебаться и увлекаться «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», по выражению св. апостола (Ефес. 4, 14)!
Как легко заблудиться в дебрях всех этих всевозможных хитросплетений лжи и сбиться совершенно с правого пути истинно христианской жизни!
А все эти сеятели лжи — сознательные или бессознательные слуги грядущего антихриста, которые за деньги или просто по глупости усердно служат ему, подготовляя его временное торжество на земле, уже теперь на наших глазах, становящейся его вотчиной.
Они-то больше всего и нападают на нас всеми доступными им способами, злобствуя на то, что мы разоблачаем их и их господина, которому они так верно служат, и предостерегаем всех истинно верующих от их козней.
«Поэтому наблюдай за собой, человек», — так поучает нас великий отец Церкви св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский — «и охраняй душу свою. Церковь свидетельствует тебе пред Богом живым, и предварительно сказывает об антихристе до его пришествия.
При тебе ли оно будет, не знаем; или после тебя, также не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться» (Поучение 15-е).
Из многочисленных святоотеческих предсказаний еще первых веков христианства мы знаем, что большинство христиан последнего времени, угасших духом, беспечных и теплохладных, не узнают антихриста, когда он придет, и охотно поклонятся ему, как своему духовному вождю, господину и повелителю.
А он вначале лицемерно проявит себя, как величайший ревнитель и покровитель всякого добра и даже христианства, но только без Христа и для многих, ревнующих о каноническом строе Церкви и о церковной дисциплине, особенно о послушании и подчине¬нии церковным властям, явится строгим канонистом, сурово карающим всех, кто не захочет ему повиноваться и его почитать, опираясь на букву церковных канонов.
Вот причина, почему мы, следуя вышеприведенному нами наставлению св. Кирилла, так часто возвращаемся к этой теме об антихристе — в наши дни самой актуатьной.
Ведь перед всеми нами, быть может, очень скоро встанет решительный вопрос: с кем мы: со Христом или с антихристом?
И очень-очень многие тогда поползнутся, соблазнятся и пойдут за антихристом, прельщая самих себя и увлекая за собой других.
Вот чего надо бояться и от чего да сохранит нас Всемилостивый Господь!
А это очень легко и незаметно может случиться, если мы будем беспечно и легкомысленно относиться ко всему, что происходит ныне в мире, и будем убаюкивать себя и других, что ничего особенного нет, а все идет нормальным путем и вполне благополучно.
Вот почему сейчас нам особенно необходимо помнить наставление-утешение нашего Господа и Спасителя о постоянном духовном бодрствовании:
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матф. 26, 41)!
«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф. 25, 13).
«А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте!» (Мк. 13:37).
Придет ли антихрист и когда?
Многие в настоящее время в этом сомневаются, не хотят и слышать об этом. Среди таковых, как это ни странно, имеются даже духовные лица, в своем мировоззрении и практической жизни ставшие на путь либерализма и модернизма.
Тем хуже для них. Хотят они этого или не хотят, но антихрист все равно рано или поздно придет, как об этом совершенно ясно учит Церковь, и горе им, если они не узнают его, а поклонятся ему.
От этого предостерегает Сам Господь Иисус Христос, сказавший иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите» .
Под этим «Иным» Церковь всегда понимала антихриста, уча, что «антихрист» — значит не только «противник Христов», но и «вместо-Христос» (предлог «анти» по-гречески значит и «против» и «вместо»).
Учение об антихристе, как об одном определенном лице, человеке, мы находим во множестве мест Священного Писания. И древняя вселенская Церковь устами многих великих Отцов и учителей исповедовала учение об антихристе как о единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение или усомниться в его истинности. Сомневаться в приходе антихриста стали только теперь.
Не есть ли это особенно яркий признак близости его прихода?
И не готовятся ли эти «сомневающиеся» сознательно или бессознательно принять антихриста и поклониться ему?
Учение об антихристе с достаточной полнотой и ясностью раскрыто в книге пророка Даниила (7, 11 и 12 главы), в Евангелиях (Матф. 24 гл., Мк. 13 гл., Лк. 17 и 21 гл., Ин. 5, 43), в 1-м Соборном послании св. Иоанна (2, 18 и 4, 3), во 2-м послании св. апостола Павла к Фессалоникийцам (2, 1 — 11) и в Апокалипсисе (гл. 12, 13, 17 и 20).
Из указаний этих священных книг явствует, что антихрист явится непосредственно перед Вторым Пришествием и кончиной мира.
Будет пытаться отвлечь христиан от Христа и увлечь за собой лестью и ложными чудесами, выдавая себя самого за Христа, а потом, сделавшись всемирным правителем и захватив в свои руки власть над всем человечеством, начнет страшное гонение на христианство и на всех, сохранивших верность Христу Спасителю. Владычество его прекратится со Вторым Пришествием Христа Спасителя, Который поразит антихриста, убив его духом уст Своих.
Яркую характеристику антихристу дает св. апостол Павел во 2-м послании к Фессалоникийцам (2, 3—10).
Он говорит, что антихрист будет «человеком беззакония, сыном погибели, противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом, или святынею».
Это будет всеподавляющий гордец, преисполненный диавольской злобы и превозношения, это будет открытый и бесстыдный наглец, «так, что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».
Он будет обманщиком, знакомым со всякого рода магией и волшебством, так что будет про¬изводить ложные чудеса и знамения, дабы поразить воображение людей и привлечь их на свою сторону.
Замечательно, что дав эту характеристику антихриста, св. апостол Павел говорит Фессалоникийцам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?»
— Это показывает, что учение об антихристе, наряду с прочими важнейшими догматами христианства, входило в состав первоначального апостольского благовествования и, таким образом, составляло неотложный предмет первого верования христианства, а отнюдь не считалось чем-то маловажным, малосущественным, как смотрят на него многие современные модернисты, даже из числа духовных лиц, не любящие и малейшего упоминания об антихристе и готовые считать его чуть ли не предрассудком или игрой больного воображения.
Желая отметить ярость и жестокость антихриста, Господь, как мы это видим из Апокалипсиса, представляет его в видении св. Иоанну под образом «зверя, выходящего из моря или бездны (главы 13 и 17).
Под этим «морем» толкователи понимают «море житейское», то есть волнующийся как море, род людской, а под «бездной» — бездну грехов человеческих.
Следовательно, антихрист явится как порождение греховности человеческой и в этом смысле будет «сыном греха».
Важные и ценные сведения о личности антихриста дает нам и Священное Предание в согласных между собой повествованиях Святых Отцов.
Так, они прежде всего подчеркивают, что антихрист будет не воплощенным сатаною, но человеком, всецело поддавшимся действию сатаны. Сатана даст ему «силу свою, престол свой, и великую власть» (Откр. 13, 2), и он сделается орудием сатаны, почему власть и сила его будут!
Св. Иоанн Златоуст спрашивает: «Кто же он будет?» и отвечает: «Ужели Сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу». (Беседа 3-я на 2-е послание к Фессалоникийцам).
В своем «Точном изложении Православной веры» преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Не сам диавол сделается человеком, но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в нем» (Кн. 4, гл. 26).
Св. Ипполит Римский передает распространенное мнение древности, что антихрист будет иудейского происхождения из колена Данова. Св. Ириней говорит, что в антихристе будет «возглавление всего нечестия и всякого коварства... богоотступничество, неправда, лжепророчество и обман... он возглавит в себе все диавольское заблуждение, все диавольское богоотступничество» (Против ересей кн. 5, гл. 25 и 29).
Чрезвычайно важно указание Святых Отцов, что многим нелегко будет узнать антихриста потому, что он сначала скроет свою диавольскую сущность, а покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, хитро и притворно будет творить много мнимого добра, чтобы представить себя благодетелем человечества и этим «прельстить, если возможно и избранных» (Матф. 24, 24).
«Сперва, как человек ученый и мудрый, — говорит Св. Кирилл Иерусалимский, - притворно покажет он скромность, целомудрие и человеколюбие: знамениями и чудесами, ложно произведенными с помощью волшебной прелести, обманув иудеев, как бы ожидаемый Христос, впоследствии запечатлеет сие всякого рода бесславными и беззаконными злодеяниями, так что превзойдет всех прежде него бывших неправедных и нечестивых людей, ко всем, особливо же к нам христианам, имея кровожадное, жестокое, немилосердное, исполненное всякого коварства сердце» (15-е Огласительное Слово).
Равным образом и Св. Ипполит Римский говорит, что антихрист вначале будет «кроток, тих, любезен, нищелюбив; видя таковые его добродетели, люди поставят его своим царем, говоря, едва ли найдете такого доброго и праведного человека в роде нашем. Евреи будут надеяться, что он восстановит их царство.
И после этого уже он вознесется сердцем и будет уже жестоким, немилостивым и бесчеловечным».
Самое страшное — именно то, что большинство людей вначале не распознают антихриста и признают его авторитет. Почему это произойдет? Это объясняет св. апостол Павел: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».
Впадут в это заблуждение и поклонятся антихристу те люди, которые утратят в своем сердце чутье истины, сердце которых развратится и будет противоборствовать всему идущему наперекор его страстным движениям и греховным вкусам.
«И поклонятся ему все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца» (Откр. 13, 8). Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» (Откр. 13, 4).
Итак, для верующего и признающего Богооткровенность Священного Писания и Священного Предания православного христианина нет и не может быть никаких сомнений в том, что антихрист придет.
Придет, как всемирный губительный властелин и тиран, все силы, способности, мысли и действия которого будут проникнуты злом, несмотря даже на внешнюю видимость добра, и будут направлены к тому, чтобы искоренять действительное добро и сеять зло.
С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, отвергая и истребляя всякую религию, а в особенности христианство, будет попирать и уничтожать все святое, как Божеские законы, так и человеческие.
Источник с изменениями и правкой редакции: Архиеп. Аверкий (Таушев), «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи», т. 3 (http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3105/)