Сей-то змий, кроющийся в сердце — хотение греха и нехотение правды
О борьбе со грехом: из поучений свт. Феофана Затворника.
После
того, как человек волею своею воспротивился воле Божией, в угодность
воле диавола, он подпал под власть последняго и потерял данную ему
первоначально силу свободно и охотно ходить в воле Божией. Теперь,
напротив того, в его душе напечатлелось нехотение повиноваться Богу и
хотение жить по своему желанию. Это превратное настроение сердца
человеческаго от одного перешло во всех, и все стали в этом отношении
как один: "грех во вся человеки вниде” (Рим. 5:12). Сие то хотение
творить волю только свою, не покоряясь воле Божией, с нехотением
противиться себе и повиноваться Богу, и есть то, что называется живущим в
нас грехом (Рим. 7:17, 20, 23).
Грех, вселившись в самой глубине души, вместе с тем подчинил себе и все
силы ея, — ум, волю и чувство, и разложился от сего на множество
наклонностей, страстей и греховных помышлений; из души перешел в тело,
отсюда в дела и поступки, — и таким образом проник все поведение и все
отношения человека. Так «грех приразился ко всему существу человека, — и
к душе, и к мыслям, и к уму, — потряс все телесные члены; и ничто ни в
душе, ни в теле не свободно и не удалено от злых влияний сего живущаго в
нас греха» [Мак. Вел. Бес. о повр. и обновл. состоян. челов. § 4].
«Весь человек облечен в сей грех, чтобы не мог уже смотреть так, как бы
хотелось, но чтобы и видел худо, и слышал худо, чтобы и ноги имел скорыя
к злодеянию, и руки, простертыя к беззаконию, и сердце занятое злыми
помыслами» [Там же 1—2].
Живущий в нас грех, с диаволом — отцем его, точно есть деспот, держащий
душу у себя в плену и не дающий человеку делать то, что противно ему.
Как инстинкт, влечет он грешника по обычному пути далее и далее, не
давая ему времени одуматься и как-нибудь остановить цепь своих греховных
желаний. Большею частию грешнику и на мысль не приходит изменить свою
жизнь: грешник и не думает о том, что грешит «вверженный в море забвения
и бездну пороков, и как бы во вратах ада поселившись» [Мак. Вел. сл. о
тер. и различ. вещей гл. 18]. «Округ бо сердца завеса некая тьмы
обложена лежит, дым, глаголю, исходящий от огня мирскаго духа, который
ниже мысли допускает обращатися с Богом, ниже душе дозволяет по
соизволению молитися, или веровати, или любити Господа» [Там же гл. 5].
Но если и увидит грешник, если и узнает, что того или другаго не должно
делать, что то или другое желание, та или другая наклонность, незаконны,
безнравственны: то и тогда что пользы? Ему не хочется поднять руку,
подвинуть ногу в противность незаконному желанию или незаконной
наклонности; потому что ему вообще не хочется не грешить, не хочется
воспротивиться себе и покориться Божией правде. Он пленник, увидевший,
что связан по рукам и по ногам, и безпечно предавшийся поносной судьбе
рабства. Это главный недуг, коренное зло, поддерживающее все душевные
недуги, питающее все греховныя наклонности — не желание возстать против
греха, не желание покориться воле Божией. Кто хочет освободиться от
рабства греховнаго, очистить душу свою от всех скверн; тому необходимо
прежде всего возненавидеть грех, возжечь желание противиться ему,
истребить противление Божию закону и возжечь желание ходить в нем, —
необходимо переломить волю. Без сего нельзя сделать никакого добра,
нельзя победить ни одного греховнаго движения. Правда «суть нецыи, как
говорит св. Макарий, воздерживающиися от всякаго блуда, и татьбы и
мшелоимства, и подобных сим грехов, и посему в число святых вносят себе:
но в самой истине весьма далеко отстоят от святости. Обитает бо в уме
их злоба многажды, и живет, и пресмыкается, и не у оставила их» [Сл. о
возв. ум. гл. 20]. «Не просто бо воздержание от злых, говорит он в
другом слове, очищение есть: но истребление тех из совести совершенное
есть очищение. Вниди ты, кто либо еси, чрез возрастающия в тебе выну
помышления, к военнопленной и рабе греха душе твоей, и разсмотри до дна
мысли твои, и глубину помышлений изследуй: и узриши в недрах души твоея
ползающаго и гнездящагося змия, убивающаго тебе отравою частей души
твоея. Неизмеримая бо бездна есть сердце: но аще убиеши змия сего,
похвалися пред Богом о чистоте твоей; аще же ни: смири себе, яко
немощный и грешный» [О хр. сердца гл. 1]. Сия-то злоба, сей-то змий,
кроющийся в сердце — хотение греха и нехотение правды — и должно быть
убито первоначально. Без сего невозможен никакой успех: при каждом деле
будут как бы отниматься руки.
Не вдруг, без сомнения, заметно очистит себя и тот, в ком совершится
решительный перелом воли. Против него будут возставать страсти,
наклонности, привычки — все, что он прежде делал с удовольствием и в чем
с приятностию упражнялся; но по крайней мере после сего у него есть
возможность противостоять сим возстаниям, есть возможность ослаблять их,
умалять и сокращать. За изменением главнаго расположения последует
изменение сил души — чувства, воли и ума, далее ослабление или
совершенное погашение страстей и наклонностей, одних за другими, хотя
все это не вдруг и не тотчас. Падать легко, но не легко возставать;
легко сбежать под гору, но не легко подниматься на нее.
После сего очевидно, что свергнуть с себя узы рабства греховнаго нельзя
без борьбы и борьбы напряженной, продолжительной, — и что сия борьба
имеет два вида, или два приема. Сначала надобно возстать против греха
вообще возненавидением его, изгнать его из его главнаго местопребывания
переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя
св. воле Божией, — а потом уже возставать и против порождений сего
греха, поражать остатки его в себе до возможнаго его истощания. Там
совершается генеральная битва, здесь не более как усмиряются частныя
возмущения побежденнаго; там раззоряется главное укрепление врага, а
здесь он изгоняется совсем из земли, возвращенной победою законному
владетелю, и преследуется до последних пределов ея. Святитель Феофан Затворник