Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали.
Он был духовником советских академиков И.П.Павлова,
В.А.Филатова, А.П.Карпинского.
О ПОКАЯНИИ
Начинать исповедь надо с любого ПОСТОЯННО Повторяющегося Греха:
у кого-то язык – осуждает и сквернословит,
у кого-то ЛЕНЬ является его богиней,
у кого-то слава и честь, свое эгоистичное - "я".
Кто-то скуп, жаден и завистлив,
а кого-то борют блудные помыслы и блудная страсть.
Кто-то любит – выпить.
Кто-то согрешил злыми помыслами,
Кто-то злым языком, сквернословием, кипением зла в самом себе,
Кто-то согрешает раздражительностью, обидчивостью, нетерпеливостью, нежеланием быть снисходительным к людям, бесстрашием по отношению к Богу и своей собственной участи...
Раздражение, немирность, сквернословие это измена Богу. Отчуждение от Бога... Малодушие делает нас нервными.
Отчего бывает внутреннее раздражение? Это проявляется, вылезает наружу гнездящаяся в сердце гордыня! Необходимо стряхнуть с себя все мешающее, наносное. Надо исповедью поглумиться надо всем этим мусором, напитаться благодатью и стать Божиим человеком. Внимай себе! Потому что это дается лишь при условии того, что вы стряхнете с себя, порвете со своими слабостями. Чтобы лучше "любоваться" своей мерзостностью, страстями и грехами своими, которые есть истинный гной привычек и перешли в постоянные грехи (настроения, повадки, мысли): предлагаю завести листки именований грехов-страстей, которые будут заполняться ежедневно. На эти листки будем фотографически точно заносить факты и корешки грехов.
Это глубокое "любоваться", ужасаться своим гноем грехов - скорее ЗАСТАВИТ, от страха и стыда, ВЗЯТЬСЯ за передел своей жизни решительно - твердо, рассердясь по-настоящему на себя, и ДАСТ ревность молитвенную, надоедающую молитвенно о своих слабостях и язвах, ошибках и упущениях, любимых язвах греховных, привлекая Божию помощь и осенение благодати.
Записывание грехов – это показатель НЕНАВИСТИ ко греху и показатель потребности покаяния, потребности очищения.
Кто не имеет этой потребности тот никогда и не будет следить за своими грехами и записывать их, а будет чисто формально отделываться только общими названиями грехов. Надо научиться видеть факты. Видеть и записывать их правильно, честно. Надо записывать не только грехи, но и помыслы, греховные намерения. Вот тогда это будет искание постоянного самоочищения от грехов, которое есть самосовершенствование.
Если ты по настоящему трепещешь и имеешь Страх Божий – то этот Страх Божий и НАУЧИТ тебя по настоящему каяться. И как можно подробнее и естественнее, не формально и не сокращая ничего. То есть – при настоящем Покаянии ПОЯВЛЯЕТСЯ потребность – ОБЕССЛАВИТЬ, ОБЕСЧЕСТИТЬ самого себя. Даже маленький грешок – так расскажешь, чтобы ВЫРАЗИТЬ всю ТЯЖЕСТЬ ВИНЫ этого греха. Вот это будет настоящим Покаянием!
Иоанн Златоуст говорит, что Покаяние – это ДОБРОДЕТЕЛЬ и она приобретается годами, если сердце человек запачкал страстями. Молодые, им легче – они способны постигать эту науку и в полгода, если они поймут, что такое Покаяние и чистая совесть. Состояние Покаяния и делание Покаяния – это две разные вещи. Движение сердца покаянное – это одно, а делание покаяния – другое.
Ненависть ко греху и оплакивание своего умения и желания любить этот грех, наслаждаться грехом – нужно сочетать одно с другим. Когда мы каемся мы оплакиваем наши погрешности. Мы оплакиваем и наше тяготение, желание ко греху. И нашу беспомощность и неспособность избавиться от своих грехов без Благодати Божией. Вот всё это вместе взятое, и есть истинное ПОКАЯНИЕ.
Мы уже говорили, что Покаяние есть: ОСОЗНАТЬ грех перед собой и Богом, ОПЛАКАТЬ грех, исповедать священнику, ВОЗНЕНАВИДЕТЬ – грех. БОЯТЬСЯ – греха или того места, где был этот грех, или сторониться человека от которого идёт соблазн этого греха. Бояться греха, и умолять, просить Бога – «Помоги! Огради!» Чтобы не впасть в этот грех во второй раз. Вот, всё это вместе взятое и является настоящим ПОКАЯНИЕМ.
Когда, что-то одно отсутствует – это уже не Покаяние. А когда мы понимаем, что без помощи Божией мы не сможем избавиться от своих страстей и грехов, тогда мы выпрашиваем у Бога – «Господи, помоги!, Огради!, Исцели это пятно, которое остаётся на совести, на сердце! «Выскобли!» Чтобы никогда больше не было никакого влечения ко греху, вот это и есть Покаяние!
О СТРАСТЯХ
Все страсти побеждаются большим терпением, большими трудами. Так же, как поганая страсть тщеславия и самооцена, то есть гордость – она побеждается только великими, большими трудами САМООСУЖДЕНИЯ и плача. «Господи, исцели и помоги!»
Феофан Затворник вот что пишет: «Возьми свою самую злую страсть, привычку, грех и начинай бороться против этого и ты натолкнёшься на прочие свои грехи, но не думай, что ты один справишься, без Божией помощи со страстями справиться НЕВОЗМОЖНО, поэтому нужно умолять Господа, чтобы Он помиловал и помог избавиться от страстей.
Если человек – ПЕРЕСТАЛ бороться со страстями – он предал забвению свое спасение и подчинился Страстям. Он уже вне Спасения.
Епископ Феофан еще указывает: «Если у тебя есть искренное Покаяние и смирение, то попроси близких тебе людей помочь тебе, и за это смирение, что ты смиряешься перед своими ближними и как бы публично каешься, Господь тебя быстро ИЗБАВИТ от этой страсти и привычки греха. Я не имею в виду пьянство, блуд или другие пороки, а такие грехи как: Ложь, Гнев, Лень, Ярость, Тщеславие, «Якание», Самохвальство. Эгоизм, Жадность, Зависть – которые нам необходимо обязательно искоренить.
И если будешь честно каяться в своих страстях, то Господь непременно, незримо пошлет Свою благодатную помощь. А как это произойдет ты и сам не заметишь! Только Господь требует искренной настойчивости и постоянства. Вся сила в вере, и настойчивости от веры и постоянстве от веры.
И надо помнить, что так называемой Общей исповедью, неправославной – ты никогда НЕ СМОЖЕШЬ ИЗБАВИТЬСЯ от своих страстей и грехов. Потому что Общая исповедь – это грех, это чистый формализм и человеку не помогает, а только ВРЕДИТ человеку. Общая исповедь устраивает только хитрых, лживых маловерных людей.
Исповедь должна быть такой, на которой нужно себя обесславить, обесчестить, подробно пояснив каждый раз как ПРОИЗОШЕЛ грех, а не перечислять названия грехов.
Только тогда мы невидимо получаем помощь Благодатную, и из сердца грех изглаживается – до степени ненависти, НЕПРИЯЗНИ к нему. Вот это и есть известие нам, что этот грех Бог нам ПРОЩАЕТ. А пока мы не имеем ненависти, а только жалеем о том, что мы сделали – это не есть извещение, что нам прощен наш грех.
У меня в моей пастырской практике были блудницы, которые даже НЕ МОГЛИ себе представить, как они могут обойтись без любимой страсти, без любимого удовольствия. Но мучимые совестью и всё-таки веря в Бога они приходили ко мне и каялись в этой греховной блудной страсти. И через год или меньше – они совершенно ОСТАВИЛИ эту свою любимую страсть, и со страшной ненавистью и слезами вспоминали то, что было с ними раньше. И одна из таких особ сейчас монахиня и большая монахиня. И никто даже и не догадывается, кем она раньше была, кто она такая.
У меня был больной вор И он НЕ МОГ не воровать. А Покаянием он стал чистым и честным человеком. Он вернул людям всё, что украл у них и покаялся. И вот это есть доказательство, как можно искренно каяться. От настойчивости, постоянства и твердой решимости ИЗБАВИТЬСЯ от этой пагубной гибельной страсти воровства и упования на помощь Божию. Бог ему ПРОСТИЛ и избавил от этой тяжкой страсти. Сейчас он счастливый, очень честный человек.
Потому что Покаяние, оно не только ЛЕЧИТ человека, Покаяние ОБНОВЛЯЕТ – ПЕРЕРОЖДАЕТ, полностью ИЗМЕНЯЕТ к лучшему человека и человек СТАНОВИТСЯ – хорошим, честным, добрым! Вот, что такое – настоящее Покаяние!
Я бы хотел добавить несколько слов о Покаянии. Об этом пишут уже давно, но нет в обществе понимания и чёткого представления о механизме исполнения. В чем истинный смысл этой фразы. Это становится понятным на смысловом уровне. Греческое слово: "Покайтесь" означает – ПЕРЕМЕНИТЕ МНЕНИЕ. Измените своё мнение и вы ИЗМЕНИТЕСЬ сами. Это и будет настоящее Покаяние.
К примеру, человек Матерился, сквернословил, но понял, что Материться – НЕЛЬЗЯ. Раскаялся в этом грехе и стал следить за собой, чтобы не материться – таким образом человек изменился, исправился ПЕРЕСТАЛ материться и сквернословить. Стал другим человеком.
Начало Покаяния начинается с языка. Пока язык - НЕ ОБУЗДАН, пока мы материмся, сквернословим, болтаем – никогда Покаяния НЕ БУДЕТ. Язык дома, язык на работе, язык везде. Мы должны научиться говорить только хорошими словами, надо учиться НЕ БОЛТАТЬ, больше молчать и меньше говорить, а если говорить, то только по делу, там, где это действительно нужно.
Скучно жить – не болтать, распустить свой язык и не бояться ничего. А к вечеру, у нас и молитвы из-за болтовни – НЕ БУДЕТ. У нас внутри такая тяжесть, такая усталость и всё это из-за нашей пустой болтовни.
Вот одна из причин, почему люди ПЛОХО молятся, НЕ МОГУТ молиться. А опыт святых отцов давно показал, что если мы ПЕРЕСТАНЕМ болтать, перестанем злословить, то молитва БУДЕТ. За одно воздержание на язык! И будут тогда уже – и признаки настоящего Покаяния.
Мы часто наблюдаем за большими, великими людьми: как они удивительно любят молчать, какие они скупые на слова. Они долго, медленно думают, и скупо скупо скажут. Это люди духовной жизни, люди огромного опыта и понимающие, что Бог Вездесущий. Как-то Карпинскому, президенту академии наук я сказал: А всё-таки. Вы умеете молчать. К стыду своему, я, монах, а так молчать не умею, как вы!» А он мне знаете как ответил? «А потому что я имею перед собой мысль, что Бог на меня СМОТРИТ и меня СЛЫШИТ. Это заставляет меня молчать». Обыкновенный мирской человек, хотя и президент Академии наук, он оказался умнее всякого монаха.
Признак делания духовного, признак духовной жизни – МОЛЧАНИЕ с неосуждением. Скупость на язык. От этого и боязнь осудить и боязнь о себе что-нибудь плохое или хорошее сказать, но основа при этом – молитва Иисусова.
Основа всему молитва, но молитва без молчания уст, без неосуждения и не рассказывания о себе – пустое время провождение – ПОТЕРЯ времени.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_10767/