Сказки преображают мир, дают возможность человеку увидеть его красоту
и гармонию, почувствовать себя сопричастным чуду, творцом сказочного
мира.
Дети особенно восприимчивы к сказкам, к их воспитывающему потенциалу.
Осознанно применяя сказкотерапию, родители могут не только помогать
психологическому развитию личности своего ребенка, но даже
корректировать некоторые поведенческие реакции. Конечно, сказка – не
панацея от всех бед, но хорошее дополнительное средство воспитания,
которое обязательно нужно использовать. Помните, дети открыты сказкам,
их благотворному воздействию.
Сказкотерапия для родителей. Прием 1: расскажи сказку
Главное, четко сформулировать, на что Вы хотите повлиять с помощью
сказки, что хотите объяснить ребенку. Затем нужно из арсенала
специалистов в области сказкотерапии (а кто-то — из недр своей памяти)
выбрать нужную сказку и рассказать или прочитать ее ребенку. Обсуждать
сказку или нет? С малышом — обязательно, и в процессе, и сразу после
прочтения. С ребенком постарше можно позже вернуться к сказке, дав ему
время сначала подумать самому. А для подростка может быть достаточно
хорошей притчи, рассказанной в нужное время.
Например, в ситуации, которая кажется ребенку безвыходной (никак не
получается завязывать шнурки, красиво писать, выразительно читать стихи и
т.д.), можно рассказать известную сказку о двух лягушках. А потом
вместе сделать вывод о том, что терпение, настойчивость, воля к победе,
оптимизм помогут справиться со всеми трудностями; о том, как важно не
сдаваться.
Две лягушки
Жили-были две лягушки. Однажды они прыгали по столу в поисках
съестного и случайно запрыгнули в кувшин с молоком. Как ни пытались
они выбраться оттуда, ничего не получалось: горлышко кувшина было узким
и скользким, а под ногами у лягушек было только жидкое молоко, в
котором они бултыхались, с силой перебирая лапками.
Скоро они устали, и у них почти не осталось сил. Тогда одна лягушка говорит:
— Эх, все равно нам не выбраться отсюда, какой смысл бороться?
— Нет, — отвечает другая, — я так быстро не сдамся. Глядишь, и придет откуда-нибудь подмога.
Побултыхались еще немного. Первая лягушка совсем выбилась из сил.
— Я больше не могу! — опять заныла она. — Да и зачем? Все равно бесполезно…
С этими словами она сложила лапки и пошла ко дну. Вторая же лягушка не
хотела сдаваться и из последних сил колотила по молоку уставшими
лапками. Вдруг ей стало казаться, что она чувствует внизу что-то
твердое. Лягушка забултыхалась еще сильнее, и чем дольше она делала это,
тем тверже становилось молоко под ее лапками — сама того не зная, она
взбила его, превратив в масло! Имея опору под ногами, ей не стоило
больших усилий выпрыгнуть из кувшина.
Вспомнив о своей подруге, лягушка подумала:
— Ах, как жаль! Если бы у тебя оказалось чуточку больше терпения!
Это адаптированный вариант сказки «Две лягушки» для детей, а вот
исходный — для взрослых, которые тоже были детьми — написанный А.И.
Пантелеевым в 1937 году.
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но
только одна из них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная
веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про
нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке
родилась. Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять. Идут себе по лесной дороге и
вдруг видят — стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень
вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз
то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать.
Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали
тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется. Тогда они стали барахтаться,
стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие
стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и
думает: «Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно
барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.
А вторая лягушка — та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я
всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще
поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только — нет, ничего не выходит. Как ни плавай — далеко не уплывешь.
Горшок узенький, стенки скользкие, — не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего, — думает, — пока силы
есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая — значит, надо жить. А там —
что будет». И вот — из последних сил борется наша храбрая лягушка со
своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот
захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе
лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет. Не сдамся. Шалишь,
лягушачья смерть...»
И вдруг — что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее
уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде
земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке
уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? — думает лягушка. — Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот, — думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не
утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к
себе домой — в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда уж она, голубушка,
больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не
квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти...
------------------------------------------------------------------------
Источник Часть 2
|