Прп. Порфирий Кавсокаливит: Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь
Преподобный Порфирий Кавсокаливит (в миру Евангелос Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года в Греции, на острове Эвбея. В 13-летнем возрасте ушел на Афон и поступил в скит Святой Троицы, известный также под названием «Кавсокаливия», где был пострижен в монашество. Спустя несколько лет, получив тяжелое воспаление легких, он вынужден был оставить Святую Гору и поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, в котором, после рукоположения в сан пресвитера, более десяти лет исполнял послушания духовника. В 1940 году преподобный Порфирий был назначен приходским священником церкви святого Герасима в Афинах, в которой прослужил 33 года. После ухода на покой основал монастырь Преображения Господня в Милеси. Старец Порфирий сподобился благодатного дара прозорливости и чудотворения, широкое народное почитание святого началось еще при его жизни. Скончался преподобный Порфирий 2 декабря 1991 года. 27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобного Порфирия Кавсокаливита к лику святых, о чем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уведомил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей своим письмом.
Священный Синод Русской Православной Церкви 25 декабря 2014 года постановил «включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имена преподобного Мелетия Ипсенийского, преподобного Никифора Прокаженного и преподобного Порфирия Кавсокаливита с определением празднования их памяти соответственно 12 февраля, 4 января и 2 декабря — как это установлено в Константинопольской Православной Церкви» (журнал № 133).
_________________________________________
Старец Порфирий, прекрасный и рассудительный воспитатель, своим богоосвещенным словом побуждал родителей иметь между собой и к детям христианскую и святую любовь.
Он отмечал, что хорошая и показательная жизнь родителей излучает благодать и на детей: Святость родителей спасает и детей. Ребенок желает родителей — людей горячей молитвы — с самого начала, еще с момента зачатия.
Святая жизнь родителей как общение истины и любви переносит мир, согласие, любовь, кротость, святые чувства в сердца детей. Когда семья живет христианской жизнью, она становится местом взращивания любви. Любовь — высшая цель воспитания.
- Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь.
Напротив, когда родители не подвизаются или не имеют правильного подвига, они передают детям свое плохое расположение и свое тревожное настроение, так что враждебный дьявол мучает родителей различными противодействиями детей в малом и взрослом возрасте.
Родители должны в сладости сердца, с самоотречением, с миром и спокойствием, с терпением и благим расположением, с радостью Христовой, с верой и молитвой направлять своих детей в любви, в истине, в стяжании плодоносных добродетелей. Они должны передавать им пламя веры, дух благоразумия и рассудительности.
В основном именно мать должна бдеть, следить, заботиться, молиться и подвизаться, чтобы вдохнуть в сердца детей страх Божий с благочестием и благоговением.
Один мудрец говорил о своей матери: «Он не научила меня ничему, потому что была необразованной. Но она вдохнула в меня все, потому что была верующей».
За каждой славной семьей стоит самоотречение женщины, матери. Дети вдохновляются ее примером, ее жизнью, ее образцом, а не учением бесплодной морали.
Как-то раз за столом, где собралась семья левитов, один гость завел разговор, кто из трех священнослужителей, сыновей и отца, самый лучший проповедник божественного слова. В разговор вмешался младший сын, который без всякого сомнения ответил:
- Сейчас она на кухне. И указал на мать...
На самом деле, она была лучшим священнопроповедником. Она не разговаривала в церкви. Но она непрерывно проповедовала делами внутри «домашней Церкви», в своей семье.
С малых лет мать должна учить ребенка поститься, ходить в церковь, причащаться Живоносного Тела и Честной Крови Христа. Учить его любить, человеколюбиво приносить себя, быть кротким, смиренным и уступчивым.
Потому что до 6-7-летнего возраста в ребенке развиваются все самые основные черты личности. И как отмечает святой Иоанн Златоуст, в этом податливом возрасте развивается ум, а в нем отпечатывается и записывается, как печать на воске, все то, что он слышит и узнает. И с этого раннего детского возраста — продолжает святой — жизнь ребенка начинает склоняться к добру или ко злу, к пороку или к добродетели.
Очень важно воспитание именно в этом возрасте, потому что, как он говорит, если родители-воспитатели пvропустят эти первые годы, они потеряют и своего ребенка как человека в будущем.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9382/