Архимандрит Петр (Кучер): Матерщина язык инновационного общества (глава из книги "Ненавижу школу")
Есть известная книга «НЕНАВИЖУ ШКОЛУ», которую написала неравнодушный, порядочный человек учительница Инна Завалишина. Эту книгу необходимо прочитать всем учителям. Книгу можно скачать в интернете, забив в Яндексе – название книги. Я решил поместить в своей книге «Блюдите убо како опасно ходите» главу из этой книги. Архимандрит Петр (Кучер)
Ещё одна неожиданная НОРМА в российских школах мат. И странно, что до сих пор эту тему не подняли в СМИ. Хотя нет, не странно если уже давно на телеканале «Культура» (!) известные «культурные» деятели неустанно ратуют за свободу ругательств в русском языке и даже самым грязным ругательствам НАХОДЯТ логическое оправдание их естественным происхождением!
Так вот, наши дети НАЧИНАЮТ уже даже не ругаться матом, а РАЗГОВАРИВАТЬ матом с 1–2 класса.
Подростки те так просто во весь голос, да в присутствии учителей, завуча, и на переменах, и на уроках. Сразу поясню: я работала в лучших московских школах, все в пределах садового кольца, а не в «маргинальных» провинциях и спальных районах. Это всё речь о старейших школах центрального округа города Москвы, одна из которых носит название в честь одного великого русского писателя.
Тут, надо отдать должное родителям, многие из которых ПОДАЮТ дурной пример детям, сами дома запросто РАЗГОВАРИВАЮТ Матом и между собой, и с собственными детьми. Именно поэтому, дети уже с 6-летнего возраста разговаривают матом.
И когда я слышала от детей мат и делала им замечание, я видела, что на лицах детей, которым ты делаешь замечание, НЕТ никакого даже легкого смущения. Дети НЕ ПОНИМАЮТ за что их ругают, ведь вокруг все ВЗРОСЛЫЕ ГОВОРЯТ матом.
Они, конечно, формально извинятся, но как только ты отойдёшь от них на пару метров, ПРОДОЛЖАТ разговаривать матом.
И это также ровно на глазах у всех вокруг. С ужасом думаю даже, что для многих не будет и понятно — а чего это я тут возмущаюсь, что меня возмущает-то, настолько я часто, как в порядке вещей, слышу сегодня ото всех кругом эту грязную брань, перемежованную словами нормального человеческого языка.
Тут надо отдать должное и современным средствам связи мобильным телефонам, на которые детям регулярно СБРАСЫВАЮТ различную информацию откровенно ПОХАБНОГО содержания. Такого содержания, что и у иного взрослого краска на лице выступит от стыда.
Опять же родители, снабдившие своих детей мобильными телефонами, в курсе того, что их ребёнок никоим образом – НЕ ЗАЩИЩЕН от таких рассылок, ничего НЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ, чтобы ОГРАДИТЬ ребёнка от этой мерзости, превращающей его в похабного циника, распущенное, развязное хамло, в полудебила.
И, как я уже говорила, нужно отдать должное и всему российскому современному обществу, где говорить матом – НЕ СЧИТАЕТСЯ зазорным вообще:
У нас МАТЕРЯТСЯ ВЕЗДЕ, на улице, в подъезде, в электричке, автобусе, во всех общественных местах.
И хотя эта брань является «как бы» общественным правонарушением, но на деле за мат никого – НЕ ШТРАФУЮТ, не преследуют по закону, не увольняют с работы и т.д. У нас, наоборот, люди культурные, не ругающиеся матом, являются маргиналами (меня однажды даже не приняли на работу только за то, что я высказалась против сотрудников, ругающихся матом)!
Моя знакомая, проходившая практику в Госдуме РФ, рассказывала мне, как наши министры и депутаты в дорогих костюмах, галстуках и запонках с бриллиантами КРОЮТ своих подчинённых матом направо и налево.
И уж если там-то не чувствуют моральных обязанностей и не имеют никаких сдерживающих рефлексов, закладываемых с детства элементарным воспитанием и культурой, если даже «ответственные» в государстве люди, облечённые публичностью и властью, позволяют себе невоспитанность и распущенность, грубость и бранность языка, то что же тогда можно требовать от провинции, от живущих в беспросветном быту выживания серой, полуразрушенной российской глубинки, в тысячах Пикалёво, еле сводящих концы с концами, как они собираются требовать от народа не пить и не курить, не нюхать клей и не колоться, не бить и убивать?!
В окружении грубой брани вдруг увидишь одного-двух милых, прелестных пятиклашек, чистенько одетых, вежливо разговаривающих с тобой, учителем, с одноклассниками.
И понимаешь, что их родители просто вынуждены бегать по городу в поисках такого учебного заведения, где строгий отбор учеников, только из «хороших семей» (т.н. интеллигенции, людей, называемых средним классом), а это ведь только блатные и частные платные школы. И нельзя этих родителей винить в изнеженности и классовой неприязни, поскольку я бы и сама не хотела, чтобы мои дети проводили основную часть своей юной жизни в грубости и пошлости.
А посмотреть на это с другой стороны: пока есть школы, где ПЕРЕМЕШЕНЫ дети из хороших семей с детками из Неблагополучных семей, то у последних есть шанс поглядеть на вежливого умного мальчика или милую девочку и где-то внутри захотеть быть лучше: меньше ругаться матом, не пинать кого-нибудь ногами, не портить общественное имущество, не пить, не курить...
То есть, пока они вместе, они взаимно влияют друг на друга, но с течением времени, когда общество окончательно расслоится по признаку наличия денег на благополучных и неблагополучных, богатые отмежуются от бедных, богатые районы от неблагополучных, куда и милиция, как в США, уже не будет заезжать — потому что там уже вообще свои, а не общеамериканские законы, тогда и школы также чётко будут: одни для приличных деток, а для «неприличных» другие, отдельные школы, с металлоискателями и вооруженной охраной на входе и учителями-вышибалами, а эта тенденция уже отлично прослеживается в нашей стране.
Так вот, когда я попала на работу в государственную школу, у меня уши свернулись в трубочку от похабщины, изрыгающейся изо ртов учащихся. Но хуже мне стало от другого.
Как-то я отправила одного старшеклассника к директору за трехэтажный мат на перемене у двери моего кабинета. Так директор мне сказала: «А меня не волнует то, что он хулиганит, сами разбирайтесь, это ваши проблемы, зачем вы его ко мне отсылаете».
Это значит, у меня, совсем нового в этом заведении учителя, есть ответственность за детей, которых ВОСПИТАЛИ, вернее попросту ИСПОРТИЛИ так, что на каждой перемене можно «спокойно» СЛЫШАТЬ мат-перемат, а вот директора это – НЕ ВОЛНУЕТ, и она даже не стесняется об этом заявлять. Воистину, сегодня не краткость, а НАГЛОСТЬ сестра таланта!
Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!)
А закончился этот вышеописанный случай тем, что ко мне подошла школьный психолог и сделала мне замечание о том, что я, учитель, не имею права подходить к ученикам школы на перемене и делать им какие бы то ни было замечания по поводу их поведения.
Привожу её слова почти дословно: «Перемена это их свободное время, когда они могут делать – все, что хотят, и вы к ним не должны подходить вообще». И пригрозила мне разбирательством: если я буду и впредь делать учащимся замечания о неподобающем поведении на перемене, она будет вынуждена написать на меня бумагу.
На мой вопрос: «Что, и курить им можно в туалетах, и наркотики принимать, и дискотеку на перемене устраивать, а мне мимо проходить?» — ответа от этого школьного психолога я, конечно, не получила. Она, как и все делают в таких случаях, просто перевела тему.
Тогда я попробовала спросить о том же, обращаясь к логике другого примера: а как же тогда быть с дежурством учителя на перемене в коридорах и холлах школы (теперь это обязательная посменная обязанность школьных учителей), в чём тогда заключается это дежурство?
На что этот «специалист» ответила, что учитель должен следить только за физической безопасностью учеников и может вмешиваться только в таких случаях, когда кто-то выпрыгивает в окно или режут друг друга ножом и т.д.
Вот в руки таких специалистов родители и ОТДАЮТ своих детей, даже не подозревая, что учитель вступится за их ребёнка, только когда, того уже БУДУТ выкидывать из окна или резать ножом.
А некоторые родители ещё и записывают своих детей к таким «специалистам» на консультации, даже НЕ ЗНАЯ, что там за «Детский психолог» и не маразматичка ли она, не профан ли, и чему она ребёнка научит на своих консультациях.
Я не хочу сказать, что все школьные психологи такие, но пусть даже хороших и плохих школьных психологов 50 на 50 вам от этого легче? Мне нет. А в какой газете, в каких новостях ни прочитаю о какой-нибудь проблеме детей с учёбой, проблемой воспитания-поведения или по любому другому вопросу журналист всегда не преминет посетовать на недостаток психологической поддержки, недостаток внимания психолога (вместо просто человеческого внимания) или даже (о ужас!) его отсутствие в сельских школах, дескать, как же без него вообще можно. Только вот как же раньше без них дети учились-то, не пойму? И не лучше ли вообще без психологов, чем с плохими психологами?
Прежде всего, сами учителя в школе должны быть хорошие, добрые, внимательные, понимающие, профессионалы своего дела тогда эти психологи и не нужны будут вовсе!
И я ещё раз убедилась в том, что если ребёнок НЕ УМЕЕТ чего-то – это не столько его проблема, сколько проблема его педагогов и родителей, которые его НЕ НАУЧИЛИ.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_13481/