Популярные медиаматериалы и книги
Новый фильм Галины Царёвой «Во укрепление верным»
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 32166 | Комментарии (0)
Схиигумен Митрофан (Лаврентьев) об о. Николае Гурьянове и его пребывании в аде
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 29839 | Комментарии (0)
Новая редакция книги "Посланный Богом" о святом отроке Вячеславе Чебаркульском
Дата: 05.12.2013 | Просмотров: 28505 | Комментарии (0)
Пророчество архимандрита Ионы Одесского о будущем России и о будущем царе
Дата: 23.09.2014 | Просмотров: 25347 | Комментарии (0)
Пророчества православных старцев о последних временах и приходе антихриста.
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 23559 | Комментарии (0)
Старец Самуил. Книги, акафист, фото
Дата: 31.10.2013 | Просмотров: 23246 | Комментарии (0)
Рассказ монахини Александры о показанных ей ужасах ада
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 16327 | Комментарии (0)
Последнее искушение России (Татьяна Грачёва, 2013 г.)(аудиокнига)
Дата: 14.10.2013 | Просмотров: 15167 | Комментарии (0)
Истинное рыло ЛГБТ, или во что превратятся люди при антихристе (Видео)
Дата: 06.12.2013 | Просмотров: 14331 | Комментарии (3)
Рассказ офицера, героя России, р.Б. Александра о смерти и предварительном суде Божием
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 14044 | Комментарии (0)


Популярные статьи
Судьба Украины в пророчествах Старцев
Дата: 14.02.2014 | Просмотров: 131001 | Комментарии (0)
Начало мировой войны в пророчествах
Дата: 19.02.2014 | Просмотров: 126958 | Комментарии (0)
Предсказания и пророчества русских старцев
Дата: 19.10.2013 | Просмотров: 76879 | Комментарии (0)
КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ ЗА УПОКОЙ?
Дата: 25.02.2014 | Просмотров: 69654 | Комментарии (0)
Пророчества Григория Распутина
Дата: 26.11.2013 | Просмотров: 37658 | Комментарии (0)
Пророчества о России схимонахини Нилы (Новиковой)
Дата: 30.10.2013 | Просмотров: 37556 | Комментарии (0)
ПРОРОЧЕСТВО СТАРЦА ИОНЫ: Наступит время, когда доллары будут, как осенние листья, и никто за ними не нагнется
Дата: 01.01.2015 | Просмотров: 37477 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод. Ч 2
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 33517 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 31911 | Комментарии (0)
Выдержки из пророчества отрока Вячеслава о предстоящих событиях. Ч 1
Дата: 18.11.2014 | Просмотров: 23980 | Комментарии (0)


Популярные новости




Статьи

Главная » Статьи » Храм, святыни и богослужение

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святой исповедник Харитон (д/п 28 сент./11 окт.)

Уроки из его жизни: 
а) пути промысла Божия, сохраняющаго верных рабов своих; 
б) велик и дорог человек в очах Божиих).

I. Св. исповедник Харитон, память коего празднуется ныне, жил при императоре Аврелиане в городе Иконии. Когда объявлено было гонение на христиан, то представили его на суд. Начальник спросил, – почему он не поклоняется богам, пред которыми смиряются царь и все народы. Святой отвечал: «языческие боги суть бесы, которые некогда за гордость были свергнуты с неба, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов». Харитона начали мучить, затем истерзаннаго бросили в темницу, где Господь исцелил его. Новый царь, вошедший на престол убитаго приближенными Аврелиана, побоялся гнать христиан и отпустил узников Христовых на свободу. Тогда Харитон отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню, но на дороге, близ Иерихона, схвачен был разбойниками, которые хотели было умертвить его. Связав и бросив его в углубление своей пещеры, разбойники удалились на свой гнусный промысел. Случилось же по устроению промысла Божия так, что змей вполз в стоявший в их пещере сосуд с вином, и отравил вино. Разбойники, напившись отравленнаго вина, погибли. В пещере разбойнической и остался св. Харитон и начал проводить подвижническую жизнь. Услышав о подвижнике в мрачной пещере, многие стекались к нему, и таким образом устроилась первая, знаменитейшая в Палестине лавра – Фаранская, с строгою подвижническою жизнию. Святой сам написал устав для лавры. Ища безмолвия, Харитон удалился из лавры в пустыню:, но и здесь явились к нему ревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра. Иерихонская. Подобным же образом устроена была им и третья лавра Суккийская. Перед смертию, о которой известил его Господь, собрав братию трех обителей и дав им наставление, по общему желанию братии, святой заповедал похоронить тело свое в первой лавре, в той пещере, где хотеии умертвить его разбойники. Скончался св. Харитон в 350 г.

II. При чтении жития препод. Харитона исповедника, именно разсказа о спасении его от разбойников в пещере, невольно приходят на мысль две великия и утешительныя истины, неразрывно соединенныя между собой: первая та, что верных Богу христиан, надеющихся на Него и прибегающих к Нему, весьма часто спасает Промысл Божий посреди самых великих опасностей, - вторая та, что человек, достойный этого великаго названия, именно человек- христианин, велик и дорог в очах Божиих.

Раскроем эти мысли по творениям св, Тихона Задонскаго, премудро и назидательно разсуждавшаго об этих истинах, и присоединим к ним несколько библейских и церковно-исторических примеров.

а) «Промысл Божий», особенно о человеке, свят. Тихон трогательно раскрывает в своем «Духовном сокровище» (Част. 12), углубясь мыслию своею в обыкновенныя простыя слова: «не бойся, я с тобою». «Бывает, так в задонском уединении своем беседует с собою св. Тихон, – бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: «не бойся, я с тобою». Так милосердый и человеколюбивый Бог верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: «не бойся, Я с тобою». Я твой создатель, Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощник и заступник; Я, Который в руце Своей вся содержу, – «Я с тобою» (Исх.49:14, 15, 43, 23). Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирнаго потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Выл с рабами Своими – Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земли пришельствия их (Пс.104:14). Был со Иосифом, и в нашедших ему напастях и искушениях сохранил его и прославил его. Был со Израилем во Египте и во исходе его из Египта, и разделил ему Чермное море, и в пустыне питал его чудесною манною и поражал пред лицем его врагов его. Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях. Был с Ионою во глубине морской, с тремя отроками – в пещи вавилонской, с Даниилом – в рове и пр... Был с апостолами, был с мучениками и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранял их от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному обещанию: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). «Господи сил с нами буди!» «

Приведем теперь несколько библейских и церковно-исторических примеров промыслительной попечительности Бога о людях.

аа) Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. «Пророк Илия» не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ея, потому что был голод. И – вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: ««»; Бог повелел им кормить праведника» (3Цар.17:4, 6). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых!

«Муч. Василиска» вели на суд к мучителям: на него надели сапоги с гвоздями внутри и железную цепь на шею. В одном же месте воины, сопровождавшие его, среди знойнаго дня привязали его к сухому дубу у ворот, пока сами в доме обедали и упивались вином. Собрался народ и смотрел. В высшей степени жалостный был вид свят. мученика, когда он, так изнуренный и палимый солнцем, стоял у дуба. Он громко просит Бога о помощи. И вот вдруг делается землетрясение; спадают с него цепь и медные сапоги; наконец тот дуб, к которому он был привязан, зеленеет, покрывается широкими ветвями, которыя доставляют ему прохладу от зноя, а под ногами его для утоления его жажды открываетси ручей воды (Чет.-Мин. 22 мая).

«Св. Александр невский» пред каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матер и св. мучеников Бориса и Глеба. И – что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр невский: «враг силен; но не в силе Бог, а в правде» (Чет.-Мин. 30 августа).

бб) Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкия дети наругались над «прор. Елисеем», в ту ж минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких (4Цар.2).

В истории страданий «великомученицы Варвары» читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ея, произнося ропот на безчеловечие отца ея, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали (Ч.-М. 4 дек.)

Подобным обр., после того как «великомученица Евфимия» была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и – все разбежались (Чет.-Мин. 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «ужасеся небо о сем» (Иер.2:12). Так слышим и в песни церковной: «ужаснися, бояйся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на кресте!».

вв) Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведеть этого человека путем испытаний; наприм. попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснения по службе. Такой путь жизни прошел Iосиф пред временем своего возвышения в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарения (Пс.17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышения Мардохей.

Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердия к другим; чтоб запаслись большею опытностью в жизни и т. д. За то, чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему.

гг) Благочестивых людей Бог выводит безопасными из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях: «многи скорби праведным (сказано) и от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20). Так «прор. Даниил» был брошен в ров на съедение седьми гододным львам: но там приносит ему пищу другой прор. Аввакум, котораго переносит к нему ангел из дальняго места (Дан.24:31–39).

«Священно-мучен. Поликарп» имел ночлег в гостинице. Вдрут пробуждает его ангел и велит ему выйти из гостиницы. Но лишь только он вышел, – гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился (Чет.-Мин. 23 Февр.).

«Великомуч. Феодор стратилат», распятый на кресте, лишенный мучителями глаз, пораженный стрелами из лука в лицо и весь покрытый ранами, изнемог духом и уже произнес жалобу на Промысл. Но ночью после этого ангел Божий снял его со креста, исцелил от всех ран и заметил ему: «зачем же ты сказал, что Бог оставил тебя!» (Чет.-Мин. 8 Февр.).

дд) Благочестивых людей Промысл Божий не оставляет без взыскания за их прегрешения. Так «св. царь Давид» за каждый свой тяжкий грех терпел от Бога посещение (2Цар.12:14, 24, 13), между тем как многие из его современников и за многие свои грехи оставались не наказанными; богобоязненный царь Иоасаф за одно неуместное дружество с порочным Ахаавом подпал гневу Божию (2 парал. 19, 2, 3).

Что же, ужели Бог менее милостив к праведникам, чем к грешникам? Нет! Но те, которые глубоко веруют в Промысл Божий и, как строгие христиане, привыкли к лишениям в жизни, – те более способны вынести наказание, чем маловерующие и изнеженные: последние скорее, чем они, пришли бы от наказания к малодушию. Наказаниями того или другого рода благочестивые люди, как золото в огне, очищаются для царства небеснаго.

ее) Как отечески промышляет Господь о сиротах и как нередко из среды их воздвигает полезных деятелей церкви и общества, это видно из многих исторических примеров.

Кому не известен вселенский святитель Иоанн Златоуст? – Он в младенчестве лишился своего отца и остался на руках матери. Господь сохранил юнаго Иоанна от соблазнов светской жизни, которыми он был окружен, как сын и наследник богатаго и занимавшаго видное общественное положение отца. С ранней молодости пробудилась в нем склонность к подвижнической и пустынной жизни. Одне слезныя просьбы матери убедили его остаться при ней до ея смерти, и как только она померла, он поспешил продать имение свое, роздал деньги бедным, освободил рабов своих и сделался иноком. Иноческою жизнию он приготовлен был к служению церкви в сане пресвитера и потом епископа, – служению, на поприще котораго он явился светильником церкви не только для современнаго поколения, но и для всех грядущих родов.

Мы утомили бы себя и слушателей исчислением подобных разительных примеров всеблагой и премудрой попечительности Божией о людях.

б) Разсуждая же о том, как велик и дорог человек в очах Божиих, о котором Господь так помышляет, святитель Тихон задонский пишет «Господи! что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его» (Пс.143:3)? Воистину дивное создание Божие – человек! Дивный и промысл Божий о нем: создан не так, как прочия твари, создан особливым советом Святыя Троицы: «сотворим человека» (Быт.1:26) и создан «по образу Божию и по подобию» человек (Быт.1:27). Все вещи созданныя суть свидетельства всемогущества, благости и премудрости Божией; но человек, кроме того, образ Божий в себе носит. Воистину краснейшая доброта, любезное благолепие, высочайшее достоинство, честнейшее благородие! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий – человек».

«Образом Божиим почтен человек. Прекрасно небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие, но прекраснее их человек, яко по образу Божию созданную доброту в себе носит. Разсуждай и размышляй, коль славен Бог, несозданная и присносущная доброта. «Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исеоведание и велелепоту облекся еси, одеяйся светом яко ризою»» «(Пс.103:1, 2).

«Отсюда несколько познаешь, учит святитель Тихон задонский, сколь прекрасна душа человеческая, по образу Божию созданная. Образ бо должен быть подобен первообразному. Небо и земля с исполнением своим служат и работают человеку. Но когда пал и погиб человек: чудным и непостижимым образом возставлен и взыскан он. Сам Бог, что всякий разум и удивление превосходит, Сам Бог ради человека в многобедный мир сей пришел, и в человека вообразился; пожил на земли, трудился, болезновал, страдал и умер святейшею Своею плотию за человека. Не послал ни ангела, ни ходатая, но Сам «пришел взыскати и спасти погибшаго» (Лк.19:10). Так человек, милостивый, человеколюбивый и чудный о себе промысл Божий дознавши, какой еще милости не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева; но «омывается, оправдывается именем Господа нашего» (1Кор.6:11), делается духовным членом пренебесныя главы – I. Христа; причащается таинственно животворящаго тела и божественныя крови Его; удостояется быть жилищем Божиим и храмом Святаго Духа; сподобляется иметь общение со Отцем и Сыном Его I. Христом, быть чадом Божиим верою о Христе Иисусе, наследником Богу, снаследником же I. Христу. Читай апостольския послания, и увидишь, что все это и прочее приписует Дух Святый человеку – истинному христианину. Чего еще не достает человеку? Так великой милости, человеколюбия, чести и блаженства сподоблен от Бога человек! 

Вот что есть человек и как он честен у Бога! О! когда бы помнил и ценил сие человек, и так бы почитал Бога, как он почтен от Бога. Если же так почтил Бог человека, то кто противу человека? Весь свет, весь ад и вси диаволы ничто не могут противу человека. Бог в человеке и за человека. «Аще Бог по нас, кто на ны?» дерзает и вопиет Павел святый (Рим.8:31).

Но что будет в будущей жизни человеку, по неложному обещанию Божию! Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет умом непостижимое и языком неизреченное вечное его блаженство. «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бога любящим Его» (1Кор.2:9). Возсияют люди Божии, яко солнце, во царствии Отца небеснаго; будут как ангелы; будут как бози втории; будут царие и господие; будут царствовати во веки веков. За все сие да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, так возвеличившему род наш!

III. «Видишь блаженство человеческое, обращается с увещанием к христианину святитель Тихон. Но знай твердо, возлюбленне, что все сие блаженство погубляет человек, когда Богу неблагодарен показуется, и беззаконнует; и бывает нижайшим и беднейшим всякия твари. Итак берегись греха, как ядовитаго змия, да не лишит тебя христианскаго блаженства, и вринет в беднейшее состояние». (Из творен. св. Тихона задонскаго, т. XIV, изд. 1825 г. стр. 214–218).

Зная, как трогательно печется о человеке Господь и как он дорог в очах Божиих, поревнуем, возлюбленные братия, о том, чтобы исполнением воли Божией и хождением во всех путях заповедей Господних быть хотя несколько достойными столь великой любви Божией к нам. 

Источник с изменениями и правкой редакции: http://azbyka.ru/days/2014-10-11



Читайте в статьях:
Категория: Храм, святыни и богослужение | Добавил: Slavigor (11.10.2014)
Просмотров: 937 | Теги: протоиерея, исповедник, Проповедь, сент./11, окт.), Харитон, святой, Дьяченко:, (д/п, григория | Рейтинг: 0.0/0