Популярные медиаматериалы и книги
Новый фильм Галины Царёвой «Во укрепление верным»
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 32166 | Комментарии (0)
Схиигумен Митрофан (Лаврентьев) об о. Николае Гурьянове и его пребывании в аде
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 29839 | Комментарии (0)
Новая редакция книги "Посланный Богом" о святом отроке Вячеславе Чебаркульском
Дата: 05.12.2013 | Просмотров: 28505 | Комментарии (0)
Пророчество архимандрита Ионы Одесского о будущем России и о будущем царе
Дата: 23.09.2014 | Просмотров: 25347 | Комментарии (0)
Пророчества православных старцев о последних временах и приходе антихриста.
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 23559 | Комментарии (0)
Старец Самуил. Книги, акафист, фото
Дата: 31.10.2013 | Просмотров: 23248 | Комментарии (0)
Рассказ монахини Александры о показанных ей ужасах ада
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 16327 | Комментарии (0)
Последнее искушение России (Татьяна Грачёва, 2013 г.)(аудиокнига)
Дата: 14.10.2013 | Просмотров: 15167 | Комментарии (0)
Истинное рыло ЛГБТ, или во что превратятся люди при антихристе (Видео)
Дата: 06.12.2013 | Просмотров: 14331 | Комментарии (3)
Рассказ офицера, героя России, р.Б. Александра о смерти и предварительном суде Божием
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 14044 | Комментарии (0)


Популярные статьи
Судьба Украины в пророчествах Старцев
Дата: 14.02.2014 | Просмотров: 131001 | Комментарии (0)
Начало мировой войны в пророчествах
Дата: 19.02.2014 | Просмотров: 126958 | Комментарии (0)
Предсказания и пророчества русских старцев
Дата: 19.10.2013 | Просмотров: 76879 | Комментарии (0)
КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ ЗА УПОКОЙ?
Дата: 25.02.2014 | Просмотров: 69654 | Комментарии (0)
Пророчества Григория Распутина
Дата: 26.11.2013 | Просмотров: 37658 | Комментарии (0)
Пророчества о России схимонахини Нилы (Новиковой)
Дата: 30.10.2013 | Просмотров: 37556 | Комментарии (0)
ПРОРОЧЕСТВО СТАРЦА ИОНЫ: Наступит время, когда доллары будут, как осенние листья, и никто за ними не нагнется
Дата: 01.01.2015 | Просмотров: 37477 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод. Ч 2
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 33517 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 31911 | Комментарии (0)
Выдержки из пророчества отрока Вячеслава о предстоящих событиях. Ч 1
Дата: 18.11.2014 | Просмотров: 23982 | Комментарии (0)


Популярные новости




Статьи

Главная » Статьи » Храм, святыни и богослужение

Проповедь протоиерея Александра Глебова в Понедельник 5-й седмицы по Пятидесятнице (в этот раз - 16/29 июня)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее апостольское чтение перекликается с Нагорной проповедью Христа Спасителя и к тому же с той ее частью, которая вызывает недоумение, а иногда и протест у многих людей. Апостол Павел вслед за Христом призывает нас не отвечать на зло злом, а побеждать зло добром.

Я еще раз напомню, о чем говорит апостол. Он пишет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Вот этот текст вызывает неприятие. Потому что он входит в явное противоречие со всем опытом нашей жизни. А жизненный опыт предполагает, что нормальной и естественной логикой поведения является отпор врагу. Отпор словом, отпор делом и даже отпор силой. Ведь враг это тот, кто желает нам зла, но мы-то себе зла не желаем, а значит, должны противостоять врагу, побеждать врага и в каких-то случаях физически уничтожать врага.

Если со злом не бороться, то зло будет побеждать, торжествовать. Мы все прекрасно помним обстановку девяностых годов прошлого века в нашей стране. Когда государство было слабым и не могло эффективно противостоять злу. И, видя эту безнаказанность, разгул преступности и несправедливости буквально захлестнул всю страну. Бандиты чувствовали себя хозяевами жизни, потому что они творили зло, но с ними никто не боролся, им никто не противостоял, и не наказывал их за зло.

Ну а как же, когда враг нападает на землю. Начинается война. Ну не проповеди же читать захватчику, не красную дорожку постилать в свой дом, а бить его надо, и чем сильнее, чем лучше.

И вот на протяжении всей двухтысячелетней истории Церковь призывала давать отпор врагу не только словом, но и силой. Всегда благословляла справедливую и освободительную войну. Видела обоснование идеи справедливой войны в словах Спасителя: «Взявший меч мечом погибнет».

Так как же тогда всю эту многовековую практику, к тому же освященную Церковью о противопоставлении злу силой, которая соответствует и жизненному опыту, и здравому смыслу, и просто инстинкту выживания, – как все это можно соотнести со словом Божиим, с тем, что говорит Господь и, по сути, повторяет апостол Павел о непротивлении злу злом?

Но, во-первых, Господь не говорит, что со злом вообще не надо бороться. Он не призывает нас к попустительству зла. Ведь Христос-то боролся со злом и принес Себя в искупительную жертву ради победы над источником зла диаволом. И нам заповедал бороться. И основная цель христианской жизни – это победа над злом, над грехом, над темной силой.

Но Христос, а вслед за Ним и апостол Павел, предупреждает о том, какие средства нельзя применять для борьбы со злом. Со злом нельзя бороться с помощью самого зла. Это тот случай, когда клин клином не вышибается. Невозможно бороться с врагом и при этом ждать от него помощи в этой борьбе. Враг – это не помощник, и зло никогда не поможет победить само себя. А если мы прибегнем к его помощи, то сами окажемся побежденными.

Что происходит с нами, когда мы злом отвечаем на зло? Ведь для того, чтобы выплеснуть из себя зло на кого-то, надо сначала впустить его в себя, пропустить через свое сердце темную силу, которая принесет в нее зло, надо открыть диаволу двери нашей души, допустить, чтобы он разрушил наш внутренний мир, изгнал из него покой, гармонию, умиротворение, любовь – все то, что мы, может быть, очень долго и кропотливо собирали себе с помощью благодати Божией. И вот на месте всех этих даров Духа Святаго в нашей душе должна поселиться диавольская злоба. И только тогда мы уже можем выплеснуть из себя это имеющееся в нас зло и ответить злом на зло. И чем сильнее, чем страшнее, чем яростней наш ответ врагу, тем больше злобы должно быть в нашем сердце.

И вот, что, оказывается, происходит. Видимо, внешне побеждая злом врага, мы при этом терпим внутреннее поражение. Да, внешний враг разбит, а внутренний враг через злобу захватывает наше сердце и торжествует. Мы оказываемся побеждены диаволом. Он перехитрил нас, потому что через злобу вошел в нас, и диктует нам свою волю. Вот почему Господь и говорит о недопустимости отвечать злом на зло.

Эффективней всего зло побеждать добром, говорит апостол Павел в сегодняшнем Послании. «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

«Собрать на голову угли» это понятие из Ветхого Завета, когда люди скорбели, когда раскаивались, когда они осознавали свою неправду, то посыпали пеплом голову, угольной золой. И апостол здесь имеет в виду, что наше доброе отношение к тому человеку, который причинил нам зло, может побудить его к покаянию, соберет на его голову горящие уголья, так образно говорит апостол.

Действительно, осознание того, что мы вольно или невольно причинили человеку зло, который ничего нам худого не сделал, способно вызвать у нас внутреннее переживание и угрызения совести, способно привести нас к покаянию в своем собственном зле, изринуть его из своего сердца.

Вот это как раз тот случай, когда зло побеждается добром. Ну конечно, могут быть такие обстоятельства, когда зло можно победить силой и больше ничем. И вот в таких ситуациях надо помнить, когда мы защищаем свою жизнь, когда мы защищаем свою честь, когда мы защищаем слабого, защищаем свою землю, когда мы с оружием в руках противостоим врагу, мы в то же время не должны омрачать свою душу неудержимой злобой, которая способна подтолкнуть нас на самые страшные преступления.

Именно этим ратный подвиг, воинская служба, отличается от действий бандита, поскольку она не является выплеском злобы. На иконе святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами белого коня. В этом замечательном и богословски очень продуманном и глубоком образе наглядно показывается, что зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены. И борясь со злом, важно самому не приобщиться к нему. Остаться белым, а не стать черным.

Поэтому Господь осуждает не борьбу со злом и не применение силы к носителю зла, и даже не лишение его жизни в качестве последней и вынужденной меры, нет. Господь осуждает злобу человеческого сердца, осуждает само желание причинить зло кому-либо и предупреждает нас, чтобы мы сами, борясь со злом, не смешивались с ним, не впускали в свое сердце темную злую силу, не разрушали свой внутренний мир попыткой дать достойный отпор врагу. Аминь.


Источник с изменениями и правкой редакции: http://azbyka.ru/days/2015-06-29



Читайте в статьях:
Категория: Храм, святыни и богослужение | Добавил: Krivech (28.06.2015)
Просмотров: 667 | Теги: июня), Пятидесятнице, протоиерея, 16/29, седмицы, Глебова, Проповедь, понедельник, Александра, этот | Рейтинг: 0.0/0