Популярные медиаматериалы и книги
Новый фильм Галины Царёвой «Во укрепление верным»
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 32115 | Комментарии (0)
Схиигумен Митрофан (Лаврентьев) об о. Николае Гурьянове и его пребывании в аде
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 29772 | Комментарии (0)
Новая редакция книги "Посланный Богом" о святом отроке Вячеславе Чебаркульском
Дата: 05.12.2013 | Просмотров: 28438 | Комментарии (0)
Пророчество архимандрита Ионы Одесского о будущем России и о будущем царе
Дата: 23.09.2014 | Просмотров: 25310 | Комментарии (0)
Пророчества православных старцев о последних временах и приходе антихриста.
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 23536 | Комментарии (0)
Старец Самуил. Книги, акафист, фото
Дата: 31.10.2013 | Просмотров: 23179 | Комментарии (0)
Рассказ монахини Александры о показанных ей ужасах ада
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 16302 | Комментарии (0)
Последнее искушение России (Татьяна Грачёва, 2013 г.)(аудиокнига)
Дата: 14.10.2013 | Просмотров: 15133 | Комментарии (0)
Истинное рыло ЛГБТ, или во что превратятся люди при антихристе (Видео)
Дата: 06.12.2013 | Просмотров: 14305 | Комментарии (3)
Рассказ офицера, героя России, р.Б. Александра о смерти и предварительном суде Божием
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 14017 | Комментарии (0)


Популярные статьи
Судьба Украины в пророчествах Старцев
Дата: 14.02.2014 | Просмотров: 130977 | Комментарии (0)
Начало мировой войны в пророчествах
Дата: 19.02.2014 | Просмотров: 126925 | Комментарии (0)
Предсказания и пророчества русских старцев
Дата: 19.10.2013 | Просмотров: 76859 | Комментарии (0)
КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ ЗА УПОКОЙ?
Дата: 25.02.2014 | Просмотров: 69633 | Комментарии (0)
Пророчества Григория Распутина
Дата: 26.11.2013 | Просмотров: 37623 | Комментарии (0)
Пророчества о России схимонахини Нилы (Новиковой)
Дата: 30.10.2013 | Просмотров: 37532 | Комментарии (0)
ПРОРОЧЕСТВО СТАРЦА ИОНЫ: Наступит время, когда доллары будут, как осенние листья, и никто за ними не нагнется
Дата: 01.01.2015 | Просмотров: 37454 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод. Ч 2
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 33479 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 31886 | Комментарии (0)
Выдержки из пророчества отрока Вячеслава о предстоящих событиях. Ч 1
Дата: 18.11.2014 | Просмотров: 23942 | Комментарии (0)


Популярные новости




Статьи

Главная » Статьи » Храм, святыни и богослужение

Проповедь прот. Григ. Дьяченко: Царствие небесное достигается путем великих усилий и трудов - прп. Иларион Великий (д/п 21 окт./3 ноября)

I. Св. преподобный Иларион Великий, память коего совершается ныне, родился в Палестине в 291 г. Учась наукам в Александрии, он узнал христианскую веру и крестился. Услышав о знаменитом подвижнике Антонии великом, отправился к нему и сделался учеником его. В это время св. Илариону было 15 лет. С благословения Антония он возвратился на родину. Не застав родителей в живых, одну часть имения отдал родным, другую нищим и поселился в пустыне, близ палестинскаго города Маиюмы. Святой много боролся с нечистыми помыслами, которые смущали ум и распаляли тело его; но он изнурял тело свое строгим постом и трудом и отгонял помыслы молитвою и богомыслием. Страдал много и от бесов: так не раз, стоя на молитве, слышал представляемые бесами плач детей, рыдание женщин, рев львов и других диких зверей, ужасный шум и смятение. Но св. пустынник не страшился, а молился еще усерднее. Однажды напали на него разбойники, но он силою своего слова убедил их оставить порок и вести жизнь добрую. Скоро слух о подвижнике разнесся по всей Палестине, и многие стали приходить к нему для врачевания тела и души, а иные пожелали спасать свою душу под его руководством. И около св. Илариона собралось много учеников, так что он сделался таким же наставником в Палестине, как Антоний великий в Египте. С его благословения устроено было много монастырей в Палестине, и он, обходя монастыри, утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. Препод. Иларион прожил всего в пустыне более 60 лет, терпя всякия лишения ради достижения царства небеснаго. Под конец своей жизни св. Иларион странствовал по монастырям в разных местах. Везде он являлся как наставник христианской мудрости и святости, как чудотворец и благодетель всех страждущих. Преставился он 80-ти лет от роду на острове Крите. Своему любимому ученику он оставил на память худую одежду и евангелие, писанное его собственною рукою. Впоследствии ученик его Исихий перенес его мощи в Палестину, в Маиюмский монастырь, где впоследствии погребен был и сам Исихий.
При жизни и по смерти преп. Иларион был прославлен от Бога многими чудотворениями.
II. Жизнь преподобнаго Илариона великаго учит нас достигать царствия небеснаго путем великих усилий и трудов. Какова была его жизнь? она преисполнена была великих и неисчетных подвигов молитвы непрестанной, бдения, пощения, труда телеснаго, и так же была тесна и узка, как тесна подземная келья, в которой жил он, и узки пути в св. пещерах, где он подвизался. Как совершал он путь свой к царствию небесному? С глубоким смирением и самоуничижением, с живым упованием на всесильную благость Божию, и одушевляемый этим чувством не поколебался, но мужественно устоял среди всех искушений, каким подвергался он от злых духов и злых человеков; совершал с постоянною и со дня на день возраставшею ревностию и деятельностию. «Тако тецыте, да постигнете». (1Кор.9:24).
а) Тецыте, говорит апостол, да постигнете. Это значит, что царствие небесное не дается даром, без труда, без усилия напряженнаго, без подвига постояннаго; не дается тем, кои живут спокойно и почивают в безпечности, или беззаботно стоят на одном месте, даже тем, кои хотя идут, но медленно, а только тем, которые текут, т. е. бегут, гонятся, трудятся, не жалеют сил и подвигов и употребляют все усилия, непрестанно нося в сердце своем заботу о своем спасении.
Тецыте, да постигнете. Почему же это так? Потому что природа наша, в настоящем состоянии своем, неспособна иначе войти в царствие небесное. В него не войдет никакой порок, никакая скверна греховная, по слову Божию: но природа наша глубоко проникнута и заражена грехом. Можно ли очистить ее от всех греховных привычек и наклонностей и совершенно совлечься ветхаго человека без насилия и труда, когда самые легкие порочные навыки с трудом и болезнию побеждаются? С другой стороны для получения царствия небеснаго необходимо стяжать всякую правду и святыню, «их же кроме нитоже узрит Господа», по слову апостола (Евр.12:14). Но природа наша опять крайне слаба и безсильна к добру и невозможно иначе приучить ее к нему и облечься в человека новаго, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины, как только с трудом и усилием напряженным, Кроме сего мы еще совне окружены безчисленными препятствиями на пути к царствию небесному. Мир преграждает нам путь своими обольщениями, соблазнами, мнениями, гонениями; диавол силится совратить с него своими кознями и умышлениями, – плоть наша противоборствует духу и влечет человека к земле.
Нужно победить всех этих врагов, и так сказать пробиться сквозь их, дабы достигнуть небеснаго отечества: ибо только «побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем», говорит Господь Иисус Христос (Откр.3:21). Возможно ли и сие без труда и подвига? И вот почему еще праведный Иов назвал «войною жизнь человека на земле» (Иов.7, I); Господь Иисус Христос решительно учит, «что узкия врата и тесный путь вводят вз жизнь» вечную, хотя и не многие входят ими, а «пространныя врата и широкий путь вводят в пагубу» (Мф.7:13, 14), хотя и многие идут ими; что «царствие небесное нудится», т. е. силою берется, и только усильные искатели восхищают его (Мф.11:12).
б) Вот свойства подвига тех, которые усиленными трудами достигают царствия Божия.
аа) Во-первых, путь к царствию небесному должны мы совершать постоянно с чувствованием глубокаго смирения или нищеты духовной. Таковаго расположения духа необходимо требует самое существо дела. Ибо как потеряно человеком первобытное совершенство в раю? Чрез гордость и надменную мысль быть «яко бози». Следовательно и возвращена может быть сия потеря не иначе, как обратным путем – чрез смирение. Посему-то Господь Иисус Христос первый источник блаженства указал именно «в нищете духовной: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф.5:3). «Питай в себе постоянно то чувство, что ты муравей и червь, говорит преподобный Феогност, да соделаешься богосозданным человеком... и сколько унизишь себя, столько возвысишься. Если ты, подобно псалмопевцу, почитаешь себя яко ничтоже пред Богом: то из малаго делаешься неприметно великим, и в то время, когда думаешь, что не имеешь и не значишь ничего, обогащаешься и деятельностию и ведением достохвальным о Господе».
бб) Но сколько с одной стороны необходимо смирение в подвигах на пути к царствию небесному, столько же с другой необходима и бодрость духа, происходящая от непоколебимой надежды и благодушнаго упования на Бога. «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань: на Него аз уповаю» (Пс.26:1, 3). «Должен христианин, говорит св. Макарий великий, иметь по вся дни надежду и радость и упование о будущем царствии и говорить: если ныне я не освободился, завтра освобожуся. А без сего нельзя вытерпеть напастей, ни понести бремени и провождать прискорбное житие; представляемая надежда и радость заставляют человека трудиться, претерпевать напасти и тягость, и прискорбную сносить жизнь».
вв) Наконец, путь к царствию небесному должно совершать с постоянством и постепенно возрастающею деятельностию.
Для сего непременно требуется, во-первых, начинать не иначе, как с малаго и постепенно восходить к великому, а не наоборот. Почему так? Потому что силы духовныя, как и телесныя, возрастают не вдруг, а мало по малу, и преждевременное напряжение их чрез меру – может ослабить и истощить их: с другой стороны, пренебреженныя малости всегда доводят до великих падений. Желание браться за великое прежде малаго св. подвижники называют даже внушением диавола. «У диаволов есть обыкновение, говорит св. Феодор едесский, отклонять нас от добродетелей легких и совместных нам, а влагать нам сильное желание добродетелей трудных и несовместных».
Во-вторых, сделавши шаг к совершенству духовному, т. е. начавши или истреблять в себе какую-либо худую наклонность или приобретать навык к какой-либо добродетели, отнюдь не должно ни подаваться назад, ни даже останавливаться на одном месте долго. «Душа человеческая, учит св. Григорий вел., в мире сем подобна кораблю, плывущему против стремления волн: на одном месте никак нельзя остановиться, и если она не употребит усилий простираться вперед, то будет увлечена в глубину».
III. Молитвами препод. Илариона да поможет нам Бог итти в царствие Божие, не смотря на все препятствия. Аминь.

Источник с изменениями и правкой редакции: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Djachenko/



Читайте в статьях:
Категория: Храм, святыни и богослужение | Добавил: Slavaigork (03.11.2014)
Просмотров: 1046 | Теги: достигается, небесное, Царствие, путем, усилий, Проповедь, Прот., великих, Григ., Дьяченко: | Рейтинг: 0.0/0