Название этой иконы произошло от селения Купятичь Минской губернии, Пинского уезда, где произошло явление и обретение ее в 1180 году. Простая девушка Анна пасла стадо своего отца Василия и заметила между деревьями вспышки света. Она подошла и увидела, что сияние исходит от небольшого креста с изображением Пресвятой Богородицы, стоящего меж ветвей на дереве. Анна сняла крест, отнесла домой, спрятала и вернулась к стаду. И вновь заметила сияние, а потом увидела на дереве крест. Думая, что это другой крест, она с радостью взяла его и повесила себе на шею.
Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать находку отцу, но креста не оказалось. Она сказала, что у нее есть другой такой же крест, но и его не было на месте. Анна с отцом пошли к тому чудесному месту, где обнаружился крест. Приблизившись, оба они увидели его на дереве. Они отнесли его домой, но на другой день крест исчез. Василий рассказал об этом односельчанам, и все вместе они пошли на указанное место. Крест был на том же месте. Поняв, что это знак свыше, они построили здесь деревянную церковь, в которой и поставили обретенный крест с изображением Богоматери. С того времени от иконы стали происходить многие чудеса.
По прошествии нескольких лет татары сожгли Купятицкую церковь. Чудотворный образ упал и, покрытый пеплом, лежал на земле. Путник Иоаким, проходя мимо, был изумлен светом, исходившим из земли. Подойдя поближе, он увидел крест, лежащий в пепле. Не смея к нему прикоснуться, Иоаким поспешил к жителям Купятича. И те со священником отправились к пепелищу. Обрадованные обретением образа, вместо сгоревшей церкви селяне соорудили новую. Иоаким остался при ней пономарем.В 1629 году при Купятицкой церкви был основан православный мужской монастырь.
Икона Богоматери осталась в Купятиче, пока тамошний монастырь был в ведении православных христиан. Во второй половине XVII века монастырем завладели сначала бенедиктинские, а потом униатские монахи, и православные в 1656 году перенесли святую икону в Киев и поместили в Софийский собор. Происходившие от этой иконы чудеса были описаны вокруг нее на стенах стихами на малороссийском языке. При восстановлении Киево-Софийского собора эти стихи были стерты. Описание чудес от Купятицкой иконы было составлено в XVII веке игуменом Иоанникием Голятовским на польско-русском языке. Более подробное их описание, с изображением иконы и историей ее явления и построения Купятицкого монастыря, находятся в книге под названием «Тератургима» («Чудеса»), написанной и изданной в 1638 году на польском языке киево-печерским монахом Афанасием Кальнофойским.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://pravoslav-voin.info/azi/3042-kupyatickaya-ikona-bogomateri.html