Речь о
сенсационном «Обращении Церквей и религиозных организаций к украинскому
народу», в котором престарелый Владимир вместе с лидерами украинских
раскольников, униатов и протестантов агитирует за ассоциацию с
Евросоюзом. Тем самым он выразил свое полное подчинение
внешнеполитическому курсу украинской власти.
Ответом
стал набат крупнейшего монастыря Донбасса. Монахи и прихожане не
скрывают возмущения. «Данный документ не должен вводить в заблуждение
своим названием», – заявили члены многотысячной Никольской общины. Они
утверждают, что призывы к «европейской интеграции», прозвучавшие из
резиденции блаженнейшего митрополита Киевского – вовсе не являются
выражением позиции всей Украинской Православной Церкви. На самом деле,
это всего лишь «позиция митрополита Владимира (Сабодана), которую он
разделяет с представителями раскольнических, сектантских, инославных и
нехристианских религиозных объединений Украины».
Под
тревожные колокола на огромном монастырской дворе было принято свое
заявление-протест. Текст основывается на «единодушном соборном мнении
братии и сестер Обители и ее многочисленной духовной паствы». По сути,
это призыв к неподчинению церковной воле Киева. А также прямой вызов
своему земляку - главному украинскому «евроинтегратору», президенту Виктору Януковичу.
Авторы
мятежного заявления провозгласили, что гражданская позиция верных чад
УПЦ МП всегда состояла и состоит в том, что они последовательно
отвергали навязываемые им ценности «европейского цивилизационного
пространства» и строили свою общественную и государственную жизнь «в
неразрывном братском единстве с русским и белорусским народом»
…Итак, под
занавес сентября глава УПЦ МП блаженнейший Владимир действительно
поставил свою подпись под «Обращением», которое вызвало шок у
русскоязычных верующих юго-востока республики. Вторым подписал документ
ярый ненавистник России, раскольничий «патриарх Украины-Руси» Филарет.
«Исторически
сложилось, что с давних времен украинский народ был частью европейского
цивилизационного пространства, – говорится в документе. - Будущее
Украины естественно обусловлено нашими историческим корням – быть
независимым государством в кругу свободных европейских народов».
- Этот
выбор не является и не может считаться противопоставлением Украины
нашему историческом соседу – России, – следует далее в «Обращении».
Называя Россию всего лишь соседом, киевский архиерей Русской
Православной Церкви выражает надежду, что этот самый «исторический
сосед» все же постарается «признавать и уважать право Украины… выбирать
свой путь в будущее».
В ответ
духовные отцы донецкого Свято-Успенского монастыря назвали воззвание за
евроинтеграцию Украины «пронизанным лицемерным и лукавым духом». Бунтари
сравнили митрополита Владимира с «ещё более зловещими персонажами
библейской и церковной истории». Так, рассуждения о том, что европейский
цивилизационный выбор «не может считаться противопоставлением Украины
нашему историческому соседу – России» сравнивается с поцелуем Иуды.
Вторым «иудой», ставшим ориентиром для киевских иерархов, назван гетман Иван Мазепа.
«Законодательный
отказ от христианской идентичности европейских граждан, ювенальный
киднепинг на государственном уровне, запрет главных христианских
праздников и дискриминация христиан, воинственная пропаганда половых
извращений и растление детей – это не наш путь!» – заявляет община.
Здесь
особо подчеркивают, что их позиция определяется завещанием основателя
монастыря, почитаемого в православном народе старца – схиархимандрита Зосимы (Сокура).
Это легендарная личность. Еще после октябрьского переворота в
донбасском селе Никольское зародилось предание: когда в
Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две
обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит
Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в
обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами монаха был
отреставрирован храм, построены крестильня, паломническая с трапезной. В
начале 90-х он пострижен в схиму с именем Зосима.
Как
обещано преданием, в Никольском появились монастырские обители. Быстро
увеличивалось количество людей, желавших послужить Богу под духовным
окормлением батюшки Зосимы. Его духовными чадами стали многие
влиятельные люди края, известных бизнесмены и политики. Среди них был
начинавший свою карьеру молодой Виктор Янукович. Старец самолично венчал
его и часто исповедовал.
По
воспоминаниям самого Януковича, после одной такой исповеди Зосима
напророчил ему стать губернатором Донецкой области. Есть и другие
откровения: «За месяц до своей смерти, в июле, Батюшка сам ко мне
позвонил и попросил, чтобы я приехал.
- Тебя
скоро позовут в Киев, - сказал Старец: - ты должен быть в Киеве. Тебя
ждут там страшные испытания. Но ты не должен унывать, не должен бояться -
ты должен идти только вперёд...
И ещё раз повторил:
- Но тебя там ждут страшные испытания...»
Похоже,
еще предстоит узнать, о каких страшных испытаниях говорил прозорливый
монах. Но с тех пор каждый август Виктор Федорович ездил в Донбасс, на
могилу своего духовника Зосимы. Последний раз – нынешним летом, на
десятую годовщину смерти святого отца. «Все, что отец Зосима нам
завещал, мы помним и чтим», - сказал президент после заупокойной литии.
Однако верующих поразило небывалое количество охраны в стенах притихшего
монастыря.
Зато
сегодня обитель будто взорвалась. Люди открыто говорят, мол, «старец
проклял президента из измену Русской веры». Вспоминают пророческие слова
завещания Зосимы:
«Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей… оставляю последнюю свою волю:
Строго
держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского
и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была
автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывать
связь с Митрополитом Киевским. Никакие угрозы и проклятия не признавать,
так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны
Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской
Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри
переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха
Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх
Московский не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет
невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское
управление по подобию Валаамской обители начала ХХ столетия, находясь
под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые,
глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в жизнь вечную...»
По
имеющейся информации, к протесту Свято-Успенского Николо-Васильевского
монастыря готовы присоединится многотысячные общины монахов и прихожан
других обителей. Прежде всего, это знаменитая Свято-Успенская
Святогорская Лавра на Северском Донце и самый авторитетный православный
центр Крыма - Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае. Брожение
идет в Киево-Печерской Лавре и киевском Свято-Троицком Ионинском
монастыре – признанном идеологическом лидере украинского канонического
православия.
Сейчас
святые отцы этих обителей открыто призывают верующих «встать за единство
Украины и России», как завещал старец Зосима. Очень похожие призывы
звучали в украинских храмах три столетия назад, во времена Богдана Хмельницкого и кровавых восстаний казаков-гайдамаков.
Тем
временем в своих официальных СМИ УПЦ Московского Патриархата уже
признает себя автокефальной, отстраненной от русских дел. В приветствии
участниками торжеств по случаю 1025-летия Крещения Руси президент
Янукович зачитал буквально следующее: «Мы не допустим использования
Церквей некоторыми политическими силами в своих узких интересах. Это
касается также и заграничных центров, которые через религиозные
организации иногда стремятся влиять на внутреннеполитическую ситуацию в
Украине».
Под
занавес сентября в Киеве состоялось заседание Синода. В главном выигрыше
осталась партия автокефалов - они выиграли время до Вильнюсского
саммита, после которого Россия станет еще дальше, а «перші хлопці на
селі» еше незалежней.
Что будет
с взбунтовавшимися монастырями? Чем закончится возмущение верующих
юго-востока Украины? Ответа нет. Московский патриарх молчит, теряя
время.