Святой благоверный князь Александр Невский (д/п 23нояб./6дек.;перенесение мощей 30авг./13сент.)
6 декабря Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия).
Александр Ярославич Невский (после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича. Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), cв. кн. Александр Невский. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение cв. кн. Александра Невского пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси.
Оформление Литовского государства при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак cв. кн. Александра Невского в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году cв. кн. Александр Невский укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена, активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 г. и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, которая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии. Стремительные ответные действия А. Я. Н. привели, однако, к разгрому швед. войска на Неве 15 июля 1240 г. (отсюда прозвище Невский), к отвоеванию в 1241 г. Копорья, а в 1242 г.- Пскова, к походу зимой 1241/42 г. (с суздальской подмогой во главе с младшим братом Андреем Ярославичем) в Вост. Эстонию, который завершился решительным разгромом войска Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского оз. 5 апр. 1242 г. Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерус. (Новгородская I летопись) и нем. (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы cв. кн. Александра Невского остается вне сомнения: она вплоть до XV в. обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки (J. Fennell).
"Невская битва. Ангелы помогают русским".
Русская миниатюра, XVI в.
После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича (из
наследственных владений отца cв. кн. Александр Невский получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за вел. княжение Владимирское, в ходе которой cв. кн. Александр Невский вслед за братом Андреем в 1247 г. отправился в Орду к хану Батыю, а затем - в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся только в кон. 1249 г., получив ярлык на "Кыев и всю Русьскую землю" (тогда как Андрей стал вел. кн. владимирским). Содержание полученного cв. кн. Александром Невским титула не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Юж. Руси, но поскольку в Киев cв. кн. Александр Невский не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений. В эти годы сложилась политическая концепция cв. кн. Александра Невского, главными чертами которой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католич. Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем, направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому cв. кн. Александр Невский в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Рус. Церкви и в частности митр. Кирилла II. Очевидно, именно в 1250 г., получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 г. с предложением унии, А. Я. Н. дал рим. послам знаменитый ответ: "От вас учения не принимаем". Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем вел. хан Менгу, позволили А. Я. Н. перейти к решительным действиям. В 1252 г. он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на вел. княжение Владимирское и, заручившись татар. подмогой ("Неврюева рать"), вытеснил из Владимира Андрея, в итоге бежавшего в Швецию, а в Новгороде посадил сына Василия.
Последующие годы правления cв. кн. Александра Невского были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич, пытавшийся в 1255 г. закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему cв. кн. Александром Невским Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. Стабилизация внутренней ситуации позволила cв. кн. Александру Невскому предпринять активные внешнеполитические шаги: зимой 1256/57 г. он во главе суздальско-новгородского войска совершил поход на емь, препятствуя закреплению шведов на юге Финляндии; возможно, к этому же времени относятся переговоры о браке сына cв. кн. Александра Невского с дочерью норвеж. кор. Хокона IV (1217-1263), обычно датируемые 1251/52 г.; крупным внешнеполитическим успехом было и заключение союзного договора с Миндовгом против Ливонского ордена в 1262 г. Тяжким, но неизбежным следствием политического курса cв. кн. Александра Невского стало татарское "число" - перепись населения, проводившаяся ханскими чиновниками с помощью княжеской власти (причем князья Андрей Суздальский, Ярослав Тверской, Борис Василькович Ростовский выступали как послушные исполнители политики cв. кн. Александра Невского) с целью упорядочения сбора дани и участия рус. отрядов в военных походах Орды. В 1257 г. "чтoшa" Суздальскую и Муромо-Рязанскую земли, в 1258 г.- Владимир. Перепись натолкнулась на активный протест древнерус. городов. 1-я попытка переписи в Новгороде в 1257 г., несмотря на личное присутствие cв. кн. Александра Невского, оказалась неудачной; успеха с большим трудом военной силой удалось добиться только в 1259 г., после того как в предыдущем году cв. кн. Александру Невскому и др. князьям пришлось ездить в Орду для объяснений. Ордынские поборы привели в 1262 г. к массовому восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, что вынудило cв. кн. Александра Невского снова ехать в Сарай, "дабы отмолити людии от беды тоя". Будучи задержан там ханом Берке на целый год, князь скончался на обратном пути, приняв перед кончиной монашеский постриг, и был погребен в Боголюбском Рождества Богородицы монастыре во Владимире 23 нояб. 1263 г.
Как фигура эпохальная, на века определившая судьбы Руси и России, cв. кн. Александр Невский и его политическая концепция, ставшая впоследствии традиционной для князей Московского дома, по-разному оцениваются рус. и зап. учеными. В отечественной историографии cв. кн. Александр Невский обычно выступает национальным героем, дальновидным политиком, защитником Церкви, а его действия - единственно верными и реалистичными в то время. Зарубежные историки, преимущественно последнего времени, считают, что фигура cв. кн. Александра Невского и его деятельность во многом гиперболизированы, что его политика протатарского конформизма удалила Русь от Зап. Европы и надолго подорвала возможность организованного сопротивления татарам. Однако рус. национальным сознанием выдающаяся историческая роль cв. кн. Александра Невского была осмыслена уже вскоре после его смерти в агиографически стилизованной биографии князя - "Повести о житии Александра Ярославича Невского". Первоначальная редакция "Повести" была составлена, вероятно, в 80-х гг. XIII в. во владимирском монастыре Рождества Богородицы неизвестным монахом по благословению митр. Киевского Кирилла II и по воле вел. кн. владимирского Димитрия Александровича - сына cв. кн. Александра Невского. Составление "Повести" свидетельствует о том, что уже в это время в Рождественском монастыре существовало местное почитание cв. кн. Александра Невского; в 1380 г. произошло обретение его мощей. Общерус. канонизация святого состоялась на Соборе 1547 г. К соборному прославлению cв. кн. Александра Невского по благословению Московского митр. Макария иноком владимирского Рождественского монастыря Михаилом была составлена служба святому. Тогда же было написано "Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася". Как сказано в "Слове", его автор записал рассказ о чудесах cв. кн. Александра Невского со слов иноков Рождественского монастыря. В 1550 г. "Слово" вошло в состав ВМЧ. В кон. XVI в. служба, составленная мон. Михаилом, была дополнена 2-м каноном, т. е. стала по составу бденной. Н. С. Серёгина предполагает, что автором дополнений к службе был Иона (Думин), архим. Рождественского монастыря (1584-1588). Служба появилась уже в 1-м издании Минеи в 1610 г. В Уставе, изданном в том же году, в отношении празднования памяти cв. кн. Александра Невского находится указание: "Полиелей, аще хощет настоятель". Бденная служба из Минеи 1610 г. была помещена также в дополнительной части Минеи праздничной 1637 г., но в ней уже появилось особое величание cв. кн. Александра Невского как преподобного.
Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи cв. кн. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург, чтобы т. о. образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей cв. кн. Александра Невского произошла 30 авг. 1724 г. в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя cв. кн. Александра Невского верхний храм ц. Благовещения Пресв. Богородицы Александро-Невского монастыря и здесь установлена рака с мощами. В 1725 г. архим. Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование cв. кн. Александра Невского в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание cв. кн. Александра Невского в этой службе утратило все элементы величания преподобному. Незадолго до переноса мощей, указом от 15 июня 1724 г., Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, "а во одеждах великокняжеских". В титул святого было добавлено слово "великий". При имп. Петре II празднование 30 авг. было отменено, а при императрице Анне Иоанновне - восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы cв. кн. Александра Невского: 23 нояб.- на погребение бденная служба XVI в. и 30 авг.- на перенесение мощей служба 1725 г. Акафист cв. кн. Александра Невского (СПб., 1853) составлен еп. Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре. В 1790 г. св. мощи cв. кн. Александра Невского были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 г. В мае 1920 г. рака со св. мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи cв. кн. Александра Невского, обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О событиях 1491 г. свидетельствовала запись на бумаге того времени, найденная в раке вместе с мощами. После экспертизы рака была опечатана. С 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака - в ГЭ. В мае 1988 г. мощи cв. кн. Александра Невского были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Источник с изменениями и правкой редакции: А.В.Назаренко, статья из т. I «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.