Если
тебе, сын мой, Бог приведет быть в солдатах, то и там живи по-Божьи:
храни себя так, чтоб и в малом чем Бога не прогневать. Прежде всего,
великому государю служи верой и правдой, в бою будь тверд, бесстрашен,
стой мужественно противу врагов, сам отнюдь в руки не давайся: бейся
храбро, пока на ногах стоишь. Паче всего бойся измены, чтоб не быть тебе
под проклятием и не погибнуть навеки: лучше умереть, чем изменить. А
если тебя сонного или раненого захватят в плен, то отнюдь не сказывай
неприятелю, что наши терпят недостаток в продовольствии или припасах
военных; говори: "Мы все довольны, нет у нас ни в чем скудости". И если
бы тебя мучить стали, ни слова не говори о недостатках своего войска,
лучше смерть прими, а недостаток не объявляй врагу: тогда ты к святым
мученикам будешь причтен. Если станут спрашивать: сколько у вас людей в
строю, скажи: "Я знаю только, сколько нас у каши, а сколько всех нас в
армии, того знать мне непочему, потому что я простой солдат". Про своих
товарищей сказывай: "В бою они все храбрецы, все старые солдаты,
опытные, а нашей братии - новичков - немного наберется". И если уйдешь
от них в свои полки, то все, что видел у них исправного, объяви тайно
своему начальнику, а своим товарищам не говори, что враги сильны и всем
изобильны.
Будь
ты, сын мой, Богу и великому государю верный слуга, будь доволен своим
жалованьем. А если определенного жалованья не достает тебе, то займись
каким-нибудь рукоделием, чтобы добыть себе что-нибудь честным трудом, а в
неправое дело ни в какое не мешайся, никого ни в чем не обижай, ни у
кого ничего не отнимай, и неправильного приобретения бойся паче огня,
дабы тебе Бога не прогневать и за неправду души своей не погубить. Если
будешь у кого на квартире стоять, то не моги ты хозяина дома в чем
притеснять: будь ему слуга, а не господин; хотя ты чином и службою царю и
велик перед ним, однако же будь во всем кроток и послушен ему, ни в чем
досады не причиняй, говори с ним всегда любовно и ласково: ведь он иной
раз последнюю свою копейку на тебя издержит, а ты придешь, да начнешь
его теснить, да из избы выживать, а он от горести сердца своего возопиет
к Богу, и Бог видя скорбь его, за это тебе пошлет еще большую скорбь
Господа ради будь кроток: ты не уронишь своей чести тем, что будешь
обходиться мирно и любовно с хозяином твоей квартиры. Знай, сын мой: где
любовь, тут и Бог пребывает, а где вражда и досада, там дьявол бывает.
Рассуди же сам: с Богом или с дьяволом лучше жить? А если хочешь с Богом
быть, будь кроток как овца. И если будешь постояльцем смирным и
любовным, да если при этом и услугу хотя малую будешь оказывать, то
всякому человеку будешь мил: и за такое твое доброе обхождение всякий
будет тебе рад, как своему родному, и будет тебя покоить как своего
кровного. Ничем солдаты так не досаждают народу, как обидами и наглостью
и дерзкими поступками.
И ты, сын мой, Господа ради не будь
дерзок, но будь со всяким человеком обходителен. От того ты и на войне
храбр не будешь, если своих же, христиан православных будешь обижать.
Дома многие держат себя храбро, а на войне за других прячутся, кто же у
себя дома смирен, тот в бою бывает храбрец. Я хорошо знал одного
солдата: он был такой смирный, что его все звали курицей, нельзя было и
солдатом назвать; а под Чигирином он десятка два или три турок изрубил
собственноручно. И если бы посмотреть на него, то никто не поверил бы:
росту небольшого, лицом сухощавый, к тому же еще и сутуловатый, и летами
уж немолод был; а по смирению и обходительности не скоро другого такого
и подобрать можно. За эту-то вот кротость Бог ему и помощь Свою
посылал, так что товарищи не могли надивиться его храбрости.
Так и ты, сын мой, не смотри на злых
озорников: между своими будь ласков и добр, а в бою против врага будь
сердит и бесстрашен; дома будь кроткою овечкой, а на поле бранном -
львом, страшным для врага. Но и на войне с товарищами будь обходителен, и
со всеми, как военными так и с мастеровыми, и с торговыми людьми, будь
любезен Больше всего бойся, чтоб не обидеть кого, не солгать на кого.
Святое Евангелие дает такие заповеди воинам: никого не обижайте, не
клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк.3;14). И только за сии
три добродетели или заповеди воинам обещано спасение, кольми паче, если
приложить к ним пост и молитву, и от блуда воздержание, потому что в
бою чистота паче щита медного, да и в гражданском быту чистота великое
добро. Израильтяне были в бою народ непобедимый, поэтому враги их
нарочно подсылали к ним жен своих и девиц, дабы те с ними грешили, чтобы
за блуд Бог попускал им одолеть израильтян. Видишь, сын мой, исстари
даже неверные знали, что чистота в бою дороже щита, а блуд - погибель.
Об одном греческом воине повествуют, что ког¬да он шел войною против
болгар, то по пути случилось ему ночевать у одного человека; ночью
пришла к нему девица и стала на грех побуждать. А он удержался, и три
раза прогонял ее от себя. Потом он заснул и видится ему поле: и на том
поле видит он греков побитых, все поле покрыто было трупами, и между
ними он увидел порожнее место, так, как можно лечь одному человеку: и
было ему сказано: "Лежать бы тебе на этом месте; но за то, что три раза
боролся со змием, ты не будешь убит". Вот как, сын мой, чистота телесная
хранит человека в бою; а если будет воля Божия, и чистого человека
убьют, то он к святым мученикам будет сопричтен.
А кто живет блудно, и во всяких
неправдах пребывает, тот хотя бы и за веру пострадал, однако же, один
Бог ведает, получит ли он награду за то. Бойся же, сын мой, блудного
греха. И хотя бы не было войны, ты два раза в году исповедайся и Святых
Тайн причащайся. А в военное время во все четыре поста говей и
причащайся, и будь на всякий день готов умереть. Воину надо во сто раз
больше, чем монаху, хранить себя от всякого греха как бы кого не оби
четь и жить в чистоте, потому что ему надобно всегда быть готовым к
смерти. Если увидишь что неприятель гонится за твоим офицером, или
товарищем, или за другим кем, то хотя бы этот человек и зло тебе какое
учинил ты всячески постарайся избавить его от беды. И если тебе удастся
спасти его, не моги ты хвалиться тем, что себя не пожалел и врага своего
от смерти избавил: пусть знает это только Бог да совесть твоя, потому
что дело великое - зла не помнить; Господь заповедует: любите врагов
ваших... добро творите ненавидящим вас (Мф. 5; 44). И кто так поступит,
тот сыном Божиим наречется. А если ты, сын мой, выручая недруга своего,
будешь сам убит, то я и сказать не могу того, как Бог за сие возвеличит
тебя во Царствии Своем и вечною славою прославит. Господь сказал: Нет
больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.
15; 13), а кольми паче если положишь душу свою за врага!
В военном деле командирам своим, как
старшим, так и младшим, будь во всем послушен; ружье имей в
исправности, порох держи в сухом месте; зарядов попусту не расходуй,
чтобы казна государева напрасно не пропадала, и учись стрелять в цель:
ни одной недели не пропускай, чтобы хотя раз в цель не выстрелить. Тогда
ты и один послужишь за десятерых. Да смотри, сын мой, не носи при себе
никаких заговоров. Если будешь иметь их при себе, то Бога оскорбишь тем:
ведь они вместо Бога будут у тебя, и если с ними убьют тебя, то и кровь
твоя, и душа ни за что погибнет. А если скудость будешь терпеть, не
моги ты ничего у других отнимать насильно: лучше Христовым именем
питайся или у своей братии нанимайся, а силою ни у кого ничего не
отнимай: избави тебя Бог от этого! Помни: солдатством души своей не
погубишь, а злыми делами погубишь. Если и в духовном чину будешь, да со
злыми делами не расстанешься, то погибнешь; и в солдатах будучи, если
будешь жить по-Божии, спасешься, жизнь вечную наследуешь.
Из «Завещания отеческого к сыну» крестьянина Ивана Посошкова