"Триумфальное"
шествие банковских карт по России продолжается — по масштабам
распространения они скоро догонят Интернет и мобильные телефоны. Такой
вывод можно сделать по результатам исследования MasterCard. По мнению
экспертов, главным препятствием на пути стопроцентного охвата россиян
пластиком остается неразвитость инфраструктуры.
Согласно
результатам исследования MasterCard, в котором приняли участие жители
городов России с численностью населения от 250 тыс. человек, банковские
карты имеются у 81% опрошенных. В 2012 году этот показатель составлял
74%, в 2011-м — 67%, а в 2010-м — 55%. Причем число респондентов,
использующих карты исключительно для снятия наличных денег в банкоматах,
сократилось за годы исследования с 56% до 25%.
Как
говорится в исследовании, среди держателей пластика больше всего
пользователей зарплатных карт — 85%. Их доля по сравнению с 2010 годом
остается стабильной. Зато возросла доля держателей дебетовых карт,
открытых по инициативе клиента, — с 12% до 21%. Почти треть
респондентов — 29% — являются держателями кредитных карт, тогда как в
2010 году их доля составляла 18%. Социальными картами обладают 11%
опрошенных.
Доля
активных пользователей банковских карт за три года увеличилась вдвое и
достигла 41%. Из них 7% держателей платят картами каждый день, 22% —
несколько раз в неделю и 12% — раз в неделю. Реже чем раз в неделю
расплачиваются картами 34% держателей пластиковых карт.
Участники
опроса рассказали, что расплачиваться картами стимулирует их удобство и
безопасность. Немаловажную роль играет и возможность получить скидку
или бонус, отмечается в исследовании.
Подавляющее
большинство держателей карт — 88% опрошенных — расплачиваются ими в
супер- и гипермаркетах. Безналичная форма оплаты набирает популярность и
в небольших магазинах шаговой доступности, в которых таким образом
расплачиваются 39% опрошенных. Каждый второй респондент расплачивался
картой в магазинах одежды и обуви или в магазинах электроники и бытовой
техники.
О
большем распространении безналичных расчетов свидетельствует и
снижение средней стоимости покупки, для оплаты которой респонденты
скорее используют карточку, чем наличные. В 2013 году эта сумма
составила 1 677 рублей, а в 2010-м — 3 109 рублей. Это свидетельство
того, что оплаты по банковским картам стали все активнее входить в
повседневную жизнь, в которой совершаются незначительные покупки.
Однако,
несмотря на впечатляющую динамику распространения банковских карт, в
крупных и средних городах остается 19% респондентов, которые не
используют пластик при оплате. Большинству участников опроса из этой
категории — 82% — мешает платить картой привычка пользоваться
наличными. Половина респондентов из числа не имеющих карт отметили, что
им трудно контролировать расходы, расплачиваясь таким способом. При
этом 34% сказали, что не любят отдавать свою карту кассиру или
официанту, опасаясь мошенничества.
По
словам директора дирекции развития продуктов ОТП Банка Дмитрия
Сапронова, опасения населения по поводу безопасности банковских карт —
это вопрос уровня финансовой грамотности. «Существуют определенные
правила пользования банковскими картами, при соблюдении которых риски
мошенничества существенно снижаются. Ведь наличные носить с собой куда
опаснее, чем банковскую карту. Кроме всего, банки переводят карты на
чип-технологии, что увеличивает их безопасность», — утверждает банкир.
По
словам Сапронова, по портфелю ОТП Банка каждый год доля операций по
карточкам растет. Это говорит о нескольких позитивных факторах.
«Во-первых, повышается финансовая культура населения. Во-вторых,
стремительно развивается инфраструктура, позволяющая использовать
банковские карты. Ведь еще несколько лет назад мало кто мог найти
банкоматы в региональных городах. В-третьих, компании все больше
переходят на выплаты заработных плат на карты. Поэтому через несколько
лет мы приблизимся к тому, что почти у всех будут банковские карты», —
полагает Сапронов.
На
распространение банковских карт повлияет несколько факторов,
рассказала начальник управления клиентского обслуживания Ланта-Банка
Олеся Лухтай. «Во-первых, уже в сентябре этого года может быть принят
законопроект, обязывающий ретейлеров принимать в качестве оплаты
банковские карты, что, безусловно, будет способствовать изменению
привычек россиян. Во-вторых, должна получить развитие идея с введением
универсальных электронных карт. Помимо функции идентификации личности,
УЭК будет являться и платежным средством. Возможно, для многих россиян
именно универсальные карты станут первым шагом к отказу от наличных
расчетов. Очень многое сегодня зависит от законодателей и государства,
которое заинтересовано в ограничении массы наличных денег в обращении»,
— говорит Лухтай.
Однако
иной позиции придерживается заместитель начальника управления по
работе с корпоративными клиентами СБ Банка Дмитрий Громыко. «В
ближайшее время предпосылок для глобального распространения карт нет.
Хотя мне как представителю эквайринга хотелось бы, чтобы это было не
так. Для России одна из главных проблем — развитие инфраструктуры. Живя
в Москве, трудно представить, что у некоторых жителей регионов нет
доступа к терминалам», — поясняет свою позицию Громыко.
По
словам руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА»
Станислава Волкова, день, когда все россияне будут иметь хотя бы одну
карту, может и не настать, но нет смысла его вообще ждать. «Более 80%
по наличию карт — это уже очень высокий уровень, вопрос именно в
активности в использовании этих карт. Действительно, есть препятствия
для оплаты пластиком. В частности, далеко не везде есть считывающие
устройства для оплаты. Во многом нежелание принимать карты связано с
тем, что выручку, полученную наличными, гораздо проще укрыть от
налогов», — полагает Волков.
В
свою очередь, распространение банковских карт невыгодно ретейлерам и
поставщикам дорогостоящей техники, добавляет Олеся Лухтай. «Платежные
системы Visa и MasterCard работают не бесплатно и взимают комиссию. Чем
крупнее покупка, тем ощутимее отчисления. Собственно, именно из-за
этого часть ретейлеров используют двойные ценники, для наличных и
безналичных расчетов», — отмечает банкир.
Однако
быстрый рост онлайн-сервисов, которые невозможны без карты,
возможность проведения операций без посещения банка, инвестирования на
фондовом рынке делают экспансию карт неизбежной, заключает директор
департамента коллективных инвестиций «БКС Премьер» Марина Лазуткина.