Вирусы мракобесия — это зловредные духовные установки, типа «трояна». Они нигде не прописаны и никак не зафиксированы, но невидимым образом присутствует в массовом сознании и оказывает свое деструктивное воздействие, как самая настоящая ересь. Вирусы мракобесия не трогают внешнюю форму, но подменяют внутреннее содержание. В результате система смыслов православного учения приходит в хаос.
Наша церковная жизнь нашпигована подобной отравой, подобно компьютеру, проработавшему сотню лет без антивируса… Антивирусом против такого рода ересей некогда являлось сакрально-символьное богословие. Оно содержало догматические формулы, зафиксированные посредством символики. Данные формулы с точностью объясняют все аспекты жизни Церкви. Без символьного богословия защититься от еретических вирусов невозможно, т.к. никто не может авторитетно и с точностью объяснить «как правильно и почему именно так».
Вирус 1. Причастие — дело индивидуальное
На самом деле, в индивидуальном порядке причащают только смертельно больные. Для живых людей Таинство осуществляется на Литургии, что в переводе обозначает «общее дело».
Так же и подготовка к Причастию — дело глубоко соборное. И подготовка эта заключается, не столько в индивидуальных постах и молитвах, сколько в соборном образе жизни каждого христианина. Сама Чаша с Дарами является символом соборности Церкви.
Таким образом, прежде чем подойти к Чаше, у нас должна быть выстроена система духовных связей с окружающими братьями и сестрами. Мы должны быть объединены вокруг Чаши в повседневной жизни, еще до того, как к ней подошли.
Вирус 2. Миф о соборности
Масса людей, присутствующая на богослужении, это не собор, а просто масса людей. От того, что 1000 человек подойдут в одно время и в одном месте к одной Чаше, они не станут от этого единым духовным монолитом, объединенным единомыслием и любовью.
Собор — это социальная система, построенная на духовных связях и вписанная в структуру Небесного Царства. В соборной Церкви каждый человек знает свое место и предназначение, так что становится живой клеточкой общецерковного организма.
Сейчас же наша Церковь, преимущественно, соборная только по названию. В реальности народ разобщен. Мы не можем организоваться, потому что знания о сакрально-символьной структуре церковного организма утрачены. Попытки построения приходских общин административными методами результата не дают. Церковь — не колхоз. Ядро приходской общины должно быть проращено непосредственно на Лозе Христовой. Для этого необходимо понимание сакрально-символьного устройства социального организма.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_10907/