"3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,
5 приводя на память нелицемерную веру твою, (2 Тим. 1:3-5)"
Благодатные, или т. н. "духовные" слезы - это те, которые как минимум, не сопровождаются выделениями из слизистой носоглотки человека...
Слезы у людей, чаще всего, бывают следствием обычной человеческой физиологии - как реакция их организма на любую сильную эмоцию (чувство)...
Если слезы человеческие имеют достаточно длительную продолжительность, то через некоторое время после их возникновения начинаются и т. н. "сопли"...
Их выделение начинается позже слез человеческих...
И кончаются они соответственно, позже слез человеческих...
Сопли (понимаем - неблагозвучно, простите, не будем ханжами) - тоже проявление физиологии, следствие слез человеческих...
Если же у человека случаются слезы духовные, то независимо от количества времени, когда они проистекают (даже и многие часы) - выделений из носа не бывает...
Их вовсе нету...
Отсутствие же выделений слизистой носоглотки человека при продолжительных его слезах - одно из свидетельств благодати Божией...
Свидетельство необходимое, но не достаточное...
При дисфункции или ограниченной работоспособности слизистой носоглотки (например, в результате передозировки лекарств от насморка и пр.), соплей тоже может не быть...
Если есть кто-нибудь из читателей, переживших благодатные слезы, то он подтвердит и то, что и сами ощущения, и переживания благодатных (духовных) слез резко отличаются от ощущений и переживаний при слезах человеческих (физиологических)...
Разница примерно такая же, как между небом и землею... Благодатные слезы возникают у христианина при особых, благодатных его, духовных состояниях (утешении, умилении и пр.)...
Это состояние/ощущение, наряду с отсутствием носоглоточных выделений также является необходимым условием, свидетельствующим о благодатности (духовности) слез человека...
Ощущения, которые переживает христианин во время благодатных слез, характеризуются какой-то особенной, непередаваемой никакими словами тихостью, каким-то удивительным чувством распространения души, какой-то невыразимой, умилительной радостью явственного ощущения Самого Господа Иисуса Христа, Его чистоты, святости и любви...
И происходит все это на фоне явственного, одновременного контрастного видения христианином своих собственных нечистоты, немощи, неисправности и недостоинства (греховности)...
Благодатные слезы являются следствием добрых помыслов, возникающих под воздействием благодати Божией - либо непосредственно, либо через Божию Матерь, ангелов и святых Божиих...
Слезы же человеческие (физиологические) являются следствием помыслов как собственно человеческих, так и вызываемых бесами...
Мир души, который сопровождает благодатные слезы неотделим и от мира/покоя тела, которое соединено с душою...
Благодать оказывает свое особенное воздействие в первую очередь на мимические мышцы лица и голосового аппарата человека, расслабляя и умиротворяя их вместе с его душою...
В то время как сильные человеческие эмоции вызывают не только физиологические слезы, но нередко (как правило) и не контролируемые (рефлекторные) спазмы (сокращения) как лицевых мышц плачущего, так многих других...
Относительно слез человеческих в церковной среде существуют два противоположных по своей оценке мнения...
Одно мнение утверждает, что любые слезы во время молитвы доступны лишь святым, и поэтому они у новоначальных христиан однозначно являются сатанинскими (прелестными)...
Другое мнение утверждает, что истинная молитва без слез не бывает, и что если никаких слез нету, то и настоящей молитвы нету...
И то, и другое мнение являются заблуждениями...
Слезы человеческие - суть только проявление физиологии человека (это всего лишь реакция его организма на те или иные эмоции)...
У всех людей разные и психика, и физиология...
Одни люди эмоциональны, горячи...
Другие люди спокойны, холодны...
Даже и светская психология условно разделяет людей на четыре типа по преобладающему у них темпераменту (на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов)...
Различаются люди и по своим анатомическим, телесным свойствам (по строению слезных желез, по их размерам, по их продуктивности и работоспособности, по строению и особенностям слезных протоков, и т. п.) ...
Сказываются различия между людьми и по их половой принадлежности...
Всем хорошо известно, насколько женщины способнее мужчин в этом слезливом плане... Все это в совокупности и позволяет утверждать, что слезливость как таковая, сама по себе не может быть объективным критерием качества молитвы...
Поэтому ни в коем случае нельзя и стремиться к слезам во время молитвы...
Стремиться надо только к максимальному (насколько это возможно для человека), сконцентрированному вниманию ко Христу, которое достигается доскональным пониманием смыслов молитвенных слов, благоговением и сокрушением сердца...
Т. е. стремиться необходимо не к слезам, не к мечтаниям, не к переживаниям "духовным", а к Господу Иисусу Христу...
Ключ же к этому в человеке лежит только через его непрестанное покаяние и исполнение всех других заповедей Христовых, смиряющих его...
Не об отсутствии или недостаточности в себе слез должен скорбеть христианин, а об отсутствии или недостаточности у себя покаяния и вытекающего из него смирения...
Не слез должен просить себе христианин у Иисуса, а непрестанного покаяния, благоговения, сокрушения сердца и неотходного от Христа, всегдашнего своего внимания к Нему...
А уж там - как Господь даст...
Источник с изменениями и правкой редакции: http://dyatel.3dn.ru/publ/36_vopros_quot_kak_ponjat_raznicu_mezhdu_slezami_blagodatnymi_i_chelovecheskimi_quot/2-1-0-163