Митрополит Иоанн Снычев: О великой добродетели - терпении
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великое дело - терпение, возлюбленные братья и сестры! Не зря Господь наш Иисус Христос ясно об этом возвестил: «В терпении вашем спасайте души ваши». Эта величайшая добродетель лежит в основе нашего спасения, в основе всех других добродетелей. Ее необходимо воспринять не только умом, но и сердцем, чтобы с помощью этой добродетели преодолеть всевозможные препятствия на пути спасения.
Если мы посмотрим на самих себя, то увидим, в какой духовной немощи мы находимся. Поистине мы очень немощны. Не всегда можем терпеливо перенести ту или иную скорбь, которая попущением Божиим прилучается нам. Посмотрите: скорбь только что приступила к нам — а мы уже в отчаянии, впали в малодушие и опустили руки, не желая противостать той или иной испытательной горести.
А вот преподобные и духоносные отцы смотрели на скорби как на нечто необходимое в деле спасения. Вспомним наставления ап. Павла. Он говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. И затем свидетельствует об апостолах: мы хвалимся скорбями, потому что скорбь рождает терпение; терпение — искусство; искусство — упование, а упование не посрамляет.
Видите, возлюбленные братья и сестры, как смотрели на те или иные скорби духоносные и богоносные отцы! Они видели в скорбях не только лишения, моральные и физические, но видели в них нечто сладостное — то, чем можно даже хвалиться. Они умом своим прозревали сущность тех или иных скорбей и потому переносили их великодушно. Господь, несомненно, помогал им. «Трижды,— говорил ап. Павел,— я молил Бога, чтобы Господь отогнал от меня ангела сатаны, а Господь мне ответил: сила Моя в немощи совершается. Достаточно для тебя Моей благодати».
И если мы обратимся к другим духоносным подвижникам Христовой Церкви, то увидим, что и они преисполнены были великодушия в перенесении всякого рода скорбей, особенно в терпении телесных немощей и болезней.
Великому подвижнику Христовой Церкви, преп. Исааку, случилось заболеть. Почувствовав, что болезнь старца приближает его кончину, пришел к Исааку некий брат, приготовил пищу и, добавив туда слив, предложил: «Авва, вкуси ради Бога этой пищи». Поскольку преподобный был строгим воздержником, то он не мог воспринять ублажения даже от своего близкого брата и отвечал, что желал бы 30 лет нести эту болезнь. Видите, возлюбленные братья и сестры, с какою готовностию преп. Исаак располагал самого себя к тому, чтобы переносить ужасные телесные тяготы. Вот оно, великодушие, которым было одержимо сердце преп. Исаака, подвижника Христовой Церкви!
Чада мои возлюбленные! Имеем ли мы хоть толику такого терпения? Можем ли мы от всего сердца воскликнуть вслед за подвижниками Христовыми: «Господи, мы готовы все переносить: и болезни и скорби!»? Нет, чаще всего раздаются охи да вздохи: «Господи, да за что же Ты меня наказал?» Чуть случится болезнь: простуда ли, голова ли заболит — мы уже запричитали: «Ох, ох, Господи, тяжело!» Конечно, от болезни тоже нужно избавляться, прибегая к врачебному искусству, но однако прежде всего необходимо полагаться на Промысел Божественный. Если Господу угодно исцелить нас через естественные лекарственные средства, то, конечно, восстановится наш телесный организм. Если же Господу угодно, чтобы мы несли подвиг терпения в болезни, то здесь следует проявить великодушие и полную покорность воле Божией. Вот, возлюбленные братья и сестры, о чем я хотел вам сказать в сегодняшний день. Сказать о том, чтобы мы приобретали великую добродетель терпения и в терпении спасали бы свои души. И если посетит нас Господь той или иной скорбью — не будем опускать рук, не станем расслаблять сердца и охать, а скажем только: «Господи, значит, Тебе так угодно! Помоги нам перенести эту скорбь великодушно, чтобы не ослабнуть в терпении и не лишиться благ Твоих небесных!» Вот так и будем, возлюбленные братья и сестры, совершенствоваться духовно и шествовать спасительным путем до тех пор, пока Господь не призовет нас к Себе, чтобы и мы могли предстать пред очами Божиими чистыми и оправданными и прославить сердцем и устами великое имя Святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и в безконечные веки.
Аминь.
Источник с изменениями и правкой редакции: Митроп.Иоанн Снычев «Голос вечности» (http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9918/)