Рай переполнен людьми, болевшими раком: интервью врачом-онкологом Евгением Сергеевичем Павловым
Отче Наш, еже еси на Небесех...», - молится на коленях в храме
страждущая христианка. На ее лице скорбь и надежда. Ее сын онкологически
болен. Прихожане шепчут: «Господи, помоги ей!» и ставят Спасителю
свечи. Вследствие Чернобыльской катастрофы населения Брянской области
сократилось вдвое. Многие районы вымерли. В провинциальном Карачеве,
например, на одного родившегося приходится 7 – 10 умерших. Еще 20 лет
назад численность населения этого городка составляла 60 000 человек. В
настоящий момент – 19 000 тысяч. Каждый двадцатый – онкологический
больной. Мы беседуем с врачом-онкологом Евгением Сергеевичем Павловым.
- Евгений Сергеевич, Вы более 35 лет работаете врачом-онкологом. Что
изменилось с того самого дня, когда Вы впервые диагностировали рак у
своего пациента и сообщили ему об этом?
- Изменились люди, изменился я сам, изменилось отношение к восприятию
болезни пациентами. Раньше рак был приговором. Не каждому больному я
смог сообщать об этом: необходимо было выявить психологический статут
семьи. Для чего? Некоторые родственники с пониманием и состраданием
начинали относиться к больному, но были случаи, когда родственники,
узнав о страшном диагнозе, только усугубляли положение больного своим
недостойным поведением: провоцировали скандалы, драки. Были времена, что
я не каждому пациенту сообщал о диагнозе по просьбе родственников - для
того, чтобы больной «не наложил на себя руки».
- А в Вашей практике были такие случаи?
- К счастью, не было. В былые времена я увлекался восточной философией.
Свое мировоззрение о жизни и смерти старался «привить» своим пациентам.
Тогда ведь атеизм был. Смерть воспринималась человеком как что-то
чудовищное и неестественное, а после наших бесед, у людей в глазах
появлялся огонек надежды. Жажда жизни и любви присуща каждому человеку.
Были такие, которые искали выход в нетрадиционной медицине… Но однажды
на моих руках умер больной: у него открылось легочное кровотечение –
носом и из ушей пошла кровь. После этого таинства смерти со мной
произошли глубокие изменения. Душой я понимал, что в восточной философии
нет выхода, нет окончательного ответа: что? И для чего? Стал искать.
Бог послал мне православного священника отца Алексия. Вот как это было.
Мой приятель попросил меня стать крестным отцом для его дочери, я
согласился. Пришли в храм. Отец Алексий спросил: «Кто крестные
родители?» Мы сделали половину шага вперед. Батюшка обошел всех
присутствующих, как офицер обходит строй солдат, на всех внимательно
посмотрел. Дошла очередь и до меня. И вдруг я слышу: «Что ж ты, братец,
крещеный, а креста на тебе нет?!» Все стали смотреть на меня во все
глаза. Я действительно не носил креста. На мне было пальто, «как он
узнал?» - крутилось в голове мысль. В церкви я надел крестик и с тех пор
не расстаюсь с ним. После крестин какая-то сила стала тянуть меня в
храм, к отцу Алексию. Это Господь призывал меня. Так постепенно стал
воцерковляться, помню свою первую исповедь... Вот так открылась ИСТИНА:
что? И зачем? По-другому стал воспринимать понятия «жизнь» и «смерть».
Стало гораздо легче находить общий язык с больными.
- А что скажете в отношении атеистов?
- Как правило, обреченные люди перестают быть атеистами. Вот почему
важно не срывать диагноз, а сообщать о нем. Многие святые нашей Церкви
были тяжело больны. Иоанн Златоуст очень тяжело болел желудком, апостол
Павел имел язву плоти, Василий Великий и многие святые имели очень
тяжелые болезни, за который они благодарили Бога и которые помогали им в
духовной жизни. Будучи терпеливыми в болезни, они стяжали еще большую
святость, не роптали и получили от этого большую пользу. Святой старец
Паисий был очень добродетельным человеком. Он заболел раком, но не стал
сидеть сложа руки, а пошел к врачу и сделал операцию. Старец Порфирий
тоже был тяжело болен раком, он принимал лекарства и называл свою
болезнь «святой рак». Он говорил, что рай переполнен людьми, которые
были больны раком.
- Как воспринимается неизбежность близкой кончины онкологически больными?
- Медицина не стоит на месте, поэтому диагностирование онкологии -
далеко не всегда в наше время приговор. Выявление болезни на ранних
стадиях дает положительные прогнозы. Что же касается запущенных форм, то
больные воспринимают неизбежность смерти по-христиански.
- Часто приходится говорить с пациентами о жизни и смерти?
- Часто, особенно о смерти. Неизбежность скорой смерти многое ставит на
свои места. Ее нельзя обмануть, от нее нельзя отступиться, перед ней все
равны, и от нее никому не уйти. Многолетний опыт работы с больными
показывает: малоимущие люди легко уходят из жизни. Богатые – скорбят,
сокрушаются: только начали жить, и жизнь заканчивается. Православные
христиане относятся к своим недугам и болезням с благодарностью перед
Богом. Если человек в течение земной жизни стремился к Богу, то и в
загробном мире это стремление, как награда, продолжится: душа будет
постоянно совершенствоваться в любви Божией. Велики и радостны
обетования Христа для тех, кто последовал за Ним: Не видел того глаз, не
слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил бог
любящим Его (1 Кор. 2, 9). Христианину необходимо собирать сокровища на
небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не
крадут (Мф. 6, 20).
- Как Вы относитесь к тому, что на вопрос, какое ваше заветное желание, люди отвечают: «Хочу, чтобы никто не умирал»?
- Это слишком объемный вопрос. Он может затрагивать несколько сфер.
Здесь может иметься в виду, чтобы никто не умирал душой, ведь и живя в
теле, можно соделаться духовным мертвецом. Что ждет такого человека
после разлучения души от тела - совсем не трудно догадаться: вечная
смерть его удел. Если имеется в виду вечное пребывание человека в теле,
то в таком случае нельзя было бы говорить об обновлении души. Мы все
призваны достичь обновленного состояния, извергнуть из себя все
греховное, чтобы потом во всей полноте и совершенстве воспринять в себя
Царство Небесное. В этой нужде обновиться – весь смысл разлучения души
от тела каждого человека. Священномученик Аркадий Лубенский,
прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских, говорит:
«Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так ,
например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. Смерть
сокращает сумму общего зла на земле. Физическое безсмертие нашей природы
в ее теперешнем состоянии – порабощенности греху – было бы безвыходным
духовным тупиком для нее, так как слабый дух наш был бы всецело и навеки
захвачен в плен стихийными силами материального и духовного мира».
Кожаные ризы, которые Господь дал Адаму и Еве после их грехопадения, по
толкованию некоторых святых отцов Церкви, и есть физическая смерть,
прекращающая зло в его материальном воплощении. Если первые люди и после
падения остались безсмертными телом, то и зло было бы безсмертно, и для
человека не было бы надежды на спасение.