Святые отцы о терпении скорбей. Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов
Святитель Иоанн Златоуст: Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для
того... и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда
прилеплялись к
Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками
Вечной
Жизни.
Хотя бы кто отнял у нас
имущество, хотя бы изрезал наше тело,- все это для нас ничто, если душа у нас
остается здоровой.
Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас,
если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы
избавимся от всего, что бы нас ни постигло.
Если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи
малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какие-либо бедствия, то,
сложив с себя и эти немногие грехи, мы в будущей жизни получим чистое и
совершенное воздаяние за добрые дела.
Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу,
которая из нее происходит, на плод, который она рождает.
Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как
скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и
развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе.
Для верующего во Христа неизбежно терпеть скорби, потому что
«все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12).
Ибо ничто так не располагает душу к мудрости, как бедствия,
искушения и угрожающая скорбь.
Скорбью, как бы в каком священном месте, душа научается
ничтожеству человеческой природы, кратковременности настоящей жизни, тленности
и непостоянству житейского.
Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь
и печаль; они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе.
Скорби помогают святым быть кроткими и смиренными, а не
надмеваться от знамений и заслуг.
Когда же увидишь порочного в несчастии, утешайся не потому
только, что он становится лучше, но и потому, что изглаживаются здесь многие из
грехов его.
От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения
тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее, разумнее и избавляется от
всякой робости.
Скорбь приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более
ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы
быть услышанными (в молитвах).
Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо
заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не заросла сорной травой; чтобы
стала менее жестокой, чтобы не возгордилась.
Через скорби Бог упражняет душу в добродетели, ибо когда
душа избирает добродетель, несмотря на трудность и еще не получая награды, то
оказывает расположение и великое усердие к ней. ... Скорбь особенно располагает
нас к мудрости и делает крепкими... Великое благо скорбь, но мы не должны сами
навлекать ее на себя.
У нас безчисленное множество поводов к скорбям. Один только
есть путь, избавляющий от этой несообразности, - путь добродетели. И он, конечно,
не чужд горестей, но горестей не напрасных, а приносящих благо и пользу.
Святитель Василий
Великий:
Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая
пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к Отеческой Славе...
Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем
грядущих благ.
Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не
выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов.
Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же
благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным, так благ и Бог,
Который частными наказаниями содействует спасению целого.
Приемля удары от Бога, Который с благостью и премудростью
устраивает жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по
которым Он поражает нас, а потом избавления от скорби.
Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет
бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога.
Преподобный Макарий
Египетский:
Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе
скорби, чтобы стал ты смиреннее и ревностнее взыскал Бога.
Преподобный Марк
Подвижник:
Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и
ты не будешь иметь недостатка в побуждениях к покаянию.
Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не
зная, противится повелению Божию.
Познавший истину не противится скорбным обстоятельствам, ибо
знает, что они приводят человека к страху Божию.
Святитель Тихон
Задонский:
Помни, что скорбью истинные христиане уподобляются образу
страдания Христова, чтобы и в славе стать подобными Ему: «с Ним страдаем, чтобы
с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Он «уничиженное тело наше преобразит так, что
оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). «Возлюбленные! мы теперь
дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется,
будем подобны Ему» (1Ин.3:2). Воскрес Христос, пострадавший и умерший,
воскреснут и христиане, члены Его, с Ним страждущие. Вознесся на Небо Христос -
вознесутся и рабы Его. Прославился Христос - воцарятся с Ним и терпеливые рабы
Его. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и
царствовать будем» (2Тим.2:11-12). Последуй ныне Христу, да и там с Ним будешь.
Не стыдись ныне, «нося Его поругание» (Евр.13:13), и с Ним прославишься. Пей
ныне уксус, смешанный с желчью, вместе со Христом (Мф.27:34), и сподобишься
пить вино Вечной радости за Трапезою Его в Царстве Его (Лк.22:30).
Без всякого сомнения известно, что истинным христианам без
скорби в этом мире быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: «Много
скорбей у праведного» (Пс.33:20); «в мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33); «все,
желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Ибо «узок
путь», который их вводит в жизнь (Мф.7:14). Что же, ты ли один хочешь без
скорби пробыть и с тесного пути на просторный, ведущий в погибель (Мф.7:13),
перейти и тем из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную
историю от начала мира - и увидишь, что все святые чашу крестной горести пили,
и ныне странствующие в мире пьют, и до конца мира будут пить. Довольно тебе для
утешения того, что ты их «соучастник в скорби» (Откр.1:9), что «вы участвуете в
Христовых страданиях» (1Пет.4: 13).