Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других; если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих. Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог – Всезнающий – совершенно исполнял наши желания? Я думаю, что все земнородные погибли бы.
Живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати. Когда не имеете спокойствия – знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, которые вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитесь от Меня, т.к. Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим (Мф. 11, 29).
Советы преподобного старца Моисея
Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете. Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, это) – к мученикам причисляетесь.
Если простите обидящего, и за это не только все грехи ваши простятся, но детьми Отца Небесного будете.
Если помолитесь от сердца о спасении, хотя и мало – спасетесь. Если укорите себя, обвините и осудите себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправданы будете.
Если исповедуете грехи свои пред Богом, за это вам прощение и воздаяние. Если опечалитесь о грехах или умилитесь, или прослезитесь, или воздохнете, воздыхание ваше не утаится от Него: «Не таится от Него, – говорит св. Симеон, – капля слезная, ни капли часть некая». А св. Златоуст говорит: «Если посетуешь только о грехах, то примет Он это для твоего спасения».
Проверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, т.ч. ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем, ни однажды не смирился в мысли, милости не оказал, или милостыню никому не подал, ни простил виновного, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питье, или в нечистых мыслях ум свой погружал, – все это рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.
Советы преподобного старца Макария
... На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и не доставляют счастья.
Люди большей частью желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастье человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и многие идут им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их (Мф. 7, 14). Итак, по любви своей к нам Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную.
... Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию. Если бы даже мы во всем поступали верно и правильно, все равно должны считать себя негодными рабами. Мы же, во всем будучи неисправны, не должны и в мыслях считать себя хорошими. Потому и смущаемся, вместо того, чтобы смириться. Потому нам Бог и не подает силы к исполнению, чтобы мы не возносились, а смирялись и приобрели бы залог смирения. И когда оно будет у нас, то и добродетели будут у нас тверды и оно не попустит нам возноситься.
...Мы, скудоумные, думая устроить свое состояние, печалимся, суетимся, лишаем себя покоя, для того, чтобы оставить детям хорошее имение. Но знаем ли мы, послужит ли оно им пользою? Глупому сыну не в помощь богатство – оно только послужило ему поводом к худой нравственности. Надобно позаботиться оставить детям добрый пример своей жизни и воспитать их в страхе Божием и в заповедях Его, – это их главное богатство. Когда будем искать Царства Божия и правды Его, и здешнее и нужное все нам приложится (Мф. 6, 33). Вы скажете: нельзя этого сделать; нынче свет требует не этого, но другого! Хорошо; но вы родили детей для этого света ли только, а не для будущей жизни? Утешайте себя словом Божиим: если мир вас ненавидит, знайте, что Мене прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18), а мудрование плотское – вражда к Богу: закону Божию не покоряется, да и не может (Рим. 8, 7). Не желайте детям вашим славы мира, но чтоб были добрые люди, покорные дети, а когда Бог устроит – добрые супруги, нежные родители, попечительные о подвластных, любовные ко всем и к врагам снисходительные.
... Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина, но сие совершается через исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до любви к врагам. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и жизнь, сохраняйте Православную веру и уставы Святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям. Но одни правила молитвенные не помогут нам принести пользы... советую стараться сколько можно обращать внимание ваше на дела любви к ближним: в отношениях к родителям, супругам и детям, стремитесь о воспитании детей в Православной вере и доброй нравственности. Святой Апостол Павел, исчисляя разные виды добродетелй и подвигов самоотвержения, говорит: «если сотворю то и другое, а любви не имею, никакой пользы не имею».
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_16_1/topic_8108/