Старец Силуан о послушании. Редко
кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он
подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую
душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем
она чувствует любовь.
Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его
всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит
душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно
не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая
хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.
Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.
Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой
в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут
чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как
действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый
ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе
своей Духа Святого.
* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь
был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и
потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко
входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.
Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и
покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет,
как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом,
хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его
предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его
возлюбила Господа и созерцает Его.
Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется
всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и
преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому
всегда бывает покоен.
Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа
его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому
ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и
своевольного.
Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и
за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно,
без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в
любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.
* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному
Серафиму: "Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и
мудрость, те будут с тобою и близ Меня".
Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом.
Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если
любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и
теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.
* * *
Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы?
Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник
все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того
послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и
потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого
на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и
осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.
Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел
сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и
Игумен Андрей сказал ему: "Тебе это дано за послушание".
Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва;
за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание
выше поста и молитвы.
Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и
пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и
род его пребыли бы в раю.
Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит,
несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.
А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.
Старец
1) Подвижник, духовная мера которого отлична от меры новопоступившего в
монастырь или недавно постриженного монаха, имеющий духовную мудрость и
опыт для помощи новоначальным. Наличие таких опытных подвижников в
монастыре заключает в себе одно из условий духовного преуспеяния
новоначальных. Их душепопечение над новоначальными может быть оговорено в
Уставе монастыря.
Так, Устав Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря гласит:
"По благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или
наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые
монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику
монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления. (Из § III.
15. Духовник)
Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для поступающих) и
проходит испытательное житие под руководством благочестивого
старца-насельника от которого получает необходимые первоначальные
наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего
поведения (Из § IV. Условия принятия в братство монастыря)
Каждый член братства монастыря в отношении к жизни духовной должен быть
под особым руководством старца-духовника, которому часто должен
открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения,
искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и
т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления,
направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни" (Из § VI. О
духовном руководстве)".
2) В афонской традиции (отчасти и в российских монастырях) старцами
именуются лица, занимающие в монастыре руководящие должности.
Устав Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря
гласит: "Игумен с собором старцев (герондией) составляют высшую власть
нашей священной киновии. Собор старцев состоит из двенадцати членов и
игумена как его председателя. Члены собора старцев называются
проистаменами (предстоятелями). Новые проистамены избираются пожизненно
собором старцев по предложению игумена или других членов собора старцев.
В собор старцев может быть избран только тот, кто нес послушание в
монастыре не менее десяти лет с момента пострига. Предпочтение отдается
обладателям церковного и гуманитарного образования, имеющим
административные способности и опыт" (Статья 2, 6, 7, 8).
3) Под старцем понимается и подвижник, изобилующий особым благодатным
даром распознавания воли Божьей о человеке. Такой подвижник называется
духоносным старцем или благодатным наставником. Советы такого подвижника
произносятся в согласии с Божественной волей, по действию Божественной
благодати.
Величайшими благодатными наставниками в Церкви были св. Антоний Великий,
св. Пахомий Великий, св. Макарий Великий, в России – св. Сергий
Радонежский, св. Серафим Саровский, монахи Оптиной пустыни (преподобные
Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий, Исаакий I,
Иосиф, Варсонофий, Анатолий, Нектарий, Никон, Исаакий II).
Из учения архимандрита Софрония о старчестве: Старчество и послушание в богословии архимандрита Софрони(Сахарова)
|