Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом.
Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания.
Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и
ко всем она чувствует любовь.
Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда
в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу
всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не
прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит
его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.
Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.
Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в
Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто
молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как
действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый
ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе
своей Духа Святого.
* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь
был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и
потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко
входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.
Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и
покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет,
как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом,
хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его
предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его
возлюбила Господа и созерцает Его.
Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется
всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и
преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому
всегда бывает покоен.
Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его
привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в
душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и
своевольного.
Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и
за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно,
без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь
Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.
* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному
Серафиму: "Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и
мудрость, те будут с тобою и близ Меня".
Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом.
Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если
любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и
теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.
* * *
Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что
от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает,
как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый
отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его
свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один
Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением
старца, и потому не может он созерцать Бога.
Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел
сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и
Игумен Андрей сказал ему: "Тебе это дано за послушание".
Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва;
за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание
выше поста и молитвы.
Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и
пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и
род его пребыли бы в раю.
Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит,
несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.
А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.
Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан". О послушании.