Душа после смерти обычно не возвращается в этот мир
Святые отцы предостерегают нас не ожидать явления душ умерших и с
большой осторожностью относиться к подобным явлениям. В подавляющем
большинстве подобных случаев живущим являются не души умерших, но
демоны, принимающие их вид, чтобы погубить доверившихся им.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет:
«Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых
Ангелов для удобнейшего обмана, хотя и стараются иногда уверить, что они
человеческие души, а не бесы, хотя они иногда и предсказывают будущее,
хотя открывают тайны, но вверяться им никак не должно. У них истина
перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для
удобнейшего обольщения. «Сатана преобразуется во Ангела светла и
служители его преобразуются, яко служители правды» (2 Кор. 11, 14-15),
сказал святый апостол Павел.
Святый Иоанн Златоуст в беседе о нищем Лазаре и о богатом повествует
случавшееся в его время: «Демоны говорят: я — «душа такого-то монаха».
Разумеется, этому не верю именно потому, что говорят это демоны. Они
обманывают внимающих им.
…Далее в этой беседе Златоуст говорит, что души как праведников, так и
грешников немедленно после смерти уводятся из этого мира в другой, одни
для принятия венцов, другие для казней. Душа нищего Лазаря немедленно
после смерти вознесена Ангелами на лоно Авраама, и душа богача
низвергнута в адский пламень. В беседе 28 на Матфея Златоустый поведает,
что в его время некоторые беснующиеся говорили: «я — душа такого-то».
«По истине это ложь и обман диавольские, — присовокупляет великий
святитель. — Не душа умершего вопиет это, а демон, который притворяется,
чтоб обмануть слушателей»».
Часто и в наше время доверчивые люди становятся жертвами демонов, теряют рассудок или даже кончают с собой.
Это случается с теми, кто увлекается эзотерическими культами, магией,
в том числе и такими её видами, которые практикуют экстрасенсы, с
несмиренными молитвенниками, ищущими высоких ощущений в молитве, и теми,
кто потерял своих ближних и ищет общения с ними, желая их «явления» из
потустороннего мира. Последнее часто бывает со вдовами. Один из таких
случаев описан прот. Александром Ториком в виде художественного
рассказа:
«Мы вот тут с гостем из Москвы про бесов толкуем… А ты вот
расскажи-ка гостю, как ты в детстве «змея» видела, да про Анниного
«мужа»…
– Про Нюрку, чтоль? Не к ночи такие рассказы-то, батюшка, как я по темну-то домой пойду? Я ить, ох и боюсь!
– А ты, Марфа, крестным знамением себя осеняй почаще, да с молитовкой-то и дойдёшь, с Иисусовой, Ангел охранит.
Хорошо, Батюшка, за святое послушаньице расскажу…
– Это ведь, аккурат, после войны, в сорок шестом было, зимой. Мне
тогда двенадцатый годок, как раз пошёл. Мы с сестрой, да Маняшкой
соседкиной, той всего семь было, у Ефимова двора, как обычно с горки на
салазках катались. Вдруг – ох! Змей по небу огненный, вот как звезда
падает, с искрами, бах – и прямо к Нюрке во двор, что через два дома от
горки нашей. Мы сперва спугались, конечно, потом – любопытно ить,
побежали посмотреть. Глядь за забор – а там и нет ничего. А была та
Нюрка солдатской вдовой, её мужа ещё в сорок третьем убило, так убило,
что и хоронить нечего – в танке сгорел, одни документы потом прислали. И
вот мы того змея несколько вечеров подряд видели, как падал. А после
ничего. Сказали мамке, та – бабуле. Потом они вместе к монашкам пошли,
сосланные жили у нас три, старенькие уж. Посовещались они там, и – к
Нюрке. – Расскажи, мол, Нюра, что за гости тебя по ночам беспокоют, всё
ль в порядке у тебя? А та побелела вся, дрожит, уходите мол – дети спят,
никто у меня не был, всё у меня хорошо, уходите!
– Бабушка моя, Царствие ей Небесное – сильно молящая была, говорит
ей: – Нюра, милая, ты хоть в зеркальце-то глянь на себя, что с тобою за
неделю стало-то! Высохла вся, почернела, круги вон аж зелёные вокруг
глазонек-то! Ой, не без лукавого здесь! Берегись, Нюшенька, доченька!
Ведь и жизнь и душу навеки погубит, а твои ж детки-то кому останутся?
Поделись, милая, что с тобой происходит?
Та – по прежнему:
– у меня всё хорошо, уходите, я сама разберусь!
Однако, видно задумалась, ладону-то от монашек и «живые помочи» взять не отказалась.
А, через день, порану, мы с сестрой ещё на печке только проснулись,
вбегает к нам эта самая Нюрка и, бух – бабушке в ноги – Авдотья
Силантьевна! Спасительница моя! Век за тебя молиться буду! – и в слёзы.
Мать с бабушкой её с полу подняли, чайком отпоили, та и рассказала:
В ту ночь, когда мы с сестрой в первый раз «огненного змея» видели,
сразу после полуночи Нюрке в окно постучали. Нюрка от этого стука чуть в
обморок не упала – стук-то был заветный, тот самый, которым убиенный
муж Нюркин, воин Николай, ещё в жениховстве её на прогулки вызывал.
А, надо сказать, любила Нюрка своего Николая беззаветно, безумно,
после «похоронки» три дня в забытьи была, а потом полгода «белугой
ревела». И то сказать, Коля её мужик был справный, видный из себя,
работящий, вина в рот не брал… И погиб он героически – в горящий танк за
раненым командиром вернулся, да так и задохнулись оба, не успели
выбраться и сгорели.
Глянула Нюрка в окно, а там – её ненаглядный отплаканный Коленька –
живой стоит, палец к губам прикладывает и на дверь показывает – открой,
мол…
Открыла, зашёл он, бледный весь, глаза горят, вздрагивает. Нюрка – не жива не мертва. А он ей
– видишь, мол, жив я, в плену был, бежал, потом по чужим погребам
прятался, чтоб в НКВД как предателя не расстреляли, вот теперь тайком
сюда добрался. В лесу, мол, неподалёку убежище соорудил, пришёл вот…
Нюрка, опомнилась, кинулась обнимать, целовать, кормить, спать с
собой уложила… А, под утро он ушёл в «убежище» своё. Наказал молчать обо
всём. А то, мол, схватит меня НКВД и расстреляет.
Нюрка потому и отнекивалась от нас, что проговориться боялсь, как-бы Колю любимого под расстрел не подвести.
На другую ночь опять пришёл. Поел, попил, потом стал Нюрку уговаривать:
– Давай, мол, уйдём отсюда, всё бросим и уедем туда, где нас не знает
никто. Я, мол, себе другие документы сделаю, ну и заживём опять
счастливо.
Нюрка:
– А, как же дети-то, вон малые оба в кроватёнке в углу сопят, как их-то с собой в зиму потащишь?
А, он:
– оставим их пока здесь, люди добрые присмотрят, а, как устроимся на
новом месте, так и заберём к себе, как-нибудь. Пойдём, мол прямо сейчас…
А, Нюрке-то страшно – как детей-то бросить, дом, корову хорошую –
отелилась недавно, да и вообще… И, ещё, неуютность какая-то в
присутствии мужа «воскресшего» ощущается, как-то холодит, что-ли… Ну, не
может она сразу решиться, пока.
Он под утро опять ушёл, про молчание напомнил.
И вот так пять дней – каждую ночь. И с каждым разом всё настойчивее
уговаривает, ну, и по мужески, утешает… Нюрка уже вроде и согласиться
была готова, а, тут – мы, с монашкиным ладоном. Что-то, видно, и так
сердце её чувствовало.
Словом, после посещения её мамкой с бабушкой, святыньки она в
изголовье детской кроватки припрятала, да перекрестила детей на сон
грядущих.
Пришёл он опять, весь какой-то дёрганный в этот раз, нервный – бежим
мол, давай, прямо сейчас – «Чека» на хвост села, убежище в лесу нашла,
до утра схватить могут. А, она:
– Ты, хоть, детей-то поцелуй на прощанье, подойди, попрощайся с кровинушками.
А, его от того угла, где кроватка детская, аж воротит, кривится весь…
Отговорился как-то, скомкано, и ушёл, сказал – новое убежище искать. А,
Нюрка по его уходе всю ночь не ложилась – думала. Под утро из сундука
бабкин «Молитвослов», в первый раз с мужниной смерти, достала, начала
утрешние молитвы читать. А, к ночи, «живыми помочами» обвязалась, по
всем стенам угольком крестов наставила, над притолокой да окнами ладоном
посыпала, Богоявленской водой весь дом окропила, и с «Молитвословом» за
стол – покаянный канун читать села.
В полночь дверь распахнулась, «Николай» на пороге стоит, глаза горят как угли: – Ну, что, дура! Догадалась наконец!
Как хлопнет дверью, аж дом задрожал, и исчез…
А, Нюрка до рассвета с колен не вставала, всё молилась, а, как рассвело – к нам прибежала.
Вот, батюшка милый, и всё, наверное…
– Ну, брат Алексий, как тебе историйка?
– Прямо не верится, отец Флавиан, неужели вот прямо так и было?
Неужели бес настолько материализоваться может, что и от человека не
отличить? Вон, он же и ел, вроде, и пил, и с Нюрой этой, если я
правильно понял близкие отношения имел? Неужели так бывает?
– Ох, Лёшенька, то ли ещё бывает! Так эти твари материализуются, что и
едят и пьют, и с женщинами в близость вступают, и избивают. Серафиму
вон, Саровскому чудотворцу, такое бревно в келью зашвырнули, что
несколько человек еле вытащили. А скольких святых избивали – почитай
«Жития»! Естественно творят они это не по своей воле, а когда Бог
промыслительно попустит. Сами-то они и в свинью, без разрешения
Господня, войти не могут».