Больные, лежащие на смертном одре. Старец Паисий святогорец
Геронда, нас попросили помолиться о человеке, который несколько дней висел на волоске от смерти, но его душа не выходила.
— Почему она не выходила? Он исповедовался?
— Нет, исповедоваться он не хочет. То есть, Геронда, муки человека во время исхода его души имеют причину в его греховности?
— Нет, это не безусловно. Также не безусловно и то, что если душа
человека выходит из него тихо и спокойно, то он находился в хорошем
состоянии. Даже если люди страдают и мучаются в последние мгновения
жизни, это не обязательно значит, что у них много грехов. Некоторые люди
от великого смирения усердно просят у Бога, чтобы Он дал им плохую
кончину — чтобы после смерти остаться в безвестности. Или кто-то может
иметь плохую кончину, для того чтобы [духовно] расплатиться с небольшим
долгом. К примеру, при жизни человека хвалили больше, чем он этого
заслуживал, поэтому Бог попустил, чтобы в час смерти он вёл себя как-то
странно, для того чтобы пасть в глазах людей. В других случаях Бог
попускает некоторым страдать в час смерти, чтобы те, кто находится
рядом, поняли, насколько тяжело приходится душе там, в аду, если она не
приведёт себя в порядок здесь. Ну а если твои [духовные] документы в
порядке (то есть если ты находишься в хорошем духовном состоянии), то ты
переходишь из земной жизни в вечную так, что тангалашки к тебе даже не
приближаются.
— Геронда, если человек умирает или имеет серьезную болезнь, правильно ли будет сказать ему правду?
— Это зависит от того, что он за человек. Иногда человек, больной
раком, спрашивает меня: "Как ты думаешь, Геронда, я выживу или умру?"
Если ты ему скажешь, что он умрёт, то он умрёт тут же, на твоих глазах —
от расстройства. Если ему об этом не сказать, то он ободряется,
относится к своей болезни без страха. "Дозрев", больной человек сам
берёт на себя свой крест и находит силы преодолевать всё, что случается с
ним после. А значит, он сможет прожить ещё несколько лет, помочь своей
семье, подготовиться к смерти сам, а также дать возможность подготовить к
этому своих родных. Конечно, я не говорю таким людям, что они проживут
тысячу лет или что их болезнь — пустяк, но говорю им так:
"По-человечески помочь тебе трудно. Конечно, для Бога нет ничего
невозможного, Однако постарайся духовно привести себя в порядок".
— Геронда, иногда родные тяжело больного человека боятся его причастить, чтобы у него не начались помыслы о том, что он умрёт.
— То есть что же, получается, что человек должен умереть без причастия
ради того, чтобы он не понял, что умирает, и не расстроился? Пусть
родные такого человека скажут ему: "Божественное Причащение — это
лекарство. Оно тебе поможет. Тебе хорошо бы причаститься". Таким образом
человек причащается, получает помощь и одновременно готовится к жизни
иной.
— Геронда, надо ли совершать Таинство Соборования над людьми, отходящими от сей жизни?
— Над теми, кто не может отдать Богу свою душу, читают "Чин, бываемый
на разлучение души от тела". Таинство Соборования совершается над всеми
больными, а не только над теми, кто находится при последнем издыхании.
— Геронда, имеют ли связь те слова, которые произносит находящийся при последнем издыхании человек, с его духовным состоянием?
— Не будем слишком легко делать выводы. Кто-то в момент, когда его душа
выходит из тела, может испытывать боль, тяжесть, и его лицо может иметь
выражение боли, так что окружающие думают, что он находится в недобром
духовном состоянии. Однако выражение боли на лице отличается от
выражения озлобления и страха. Бывает, что человек страдает, мучается от
боли, а окружающие истолковывают это так, что он борется с бесами,
которые пришли, чтобы забрать его душу!
— Геронда, проходит ли через мытарства душа, исходящая из сей жизни в духовно упорядоченном состоянии.
— Если на Небо восходит душа человека духовно упорядоченного, то
тангалашки не могут сделать ей зла. А вот если она духовно
неупорядочена, то тангалашки ее мучают. Иногда бывает и такое: Бог
попускает душе человека видеть мытарства в тот час, когда она выходит из
тела, чтобы помочь тем самым нам, ещё живущим, чтобы мы подъяли подвиг и
расплатились со своими долгами еще в сей жизни. Помните Житие блаженной
Феодоры? То есть Бог попускает, чтобы некоторые люди видели мытарства,
для того чтобы получили помощь и покаялись другие. В Житии преподобного
Евфросина мы читаем о том, что игумен монастыря после одного видения
проснулся с яблоком в руке, для того чтобы это увидели другие и получили
помощь.
А иногда Бог попускает душе умирающего человека собеседовать с кем-то,
для того чтобы покаялся либо сам умирающий человек, либо те, кто его
слышит. Видишь как: у Бога много способов спасти человека. В одних
случаях он помогает человеку посредством Ангелов, в других — испытаниями
или различными знамениями. Я был знаком с женщиной, которая варварски,
бесчеловечно обращалась с мужем и со свекровью. Она била обоих. Сама она
ходила по соседям, молола языком, а старушку свекровь посылала работать
в поле. Несчастная старушка ежедневно два часа шла пешком на поле, еле
волоча ноги, и работала в поле с утра до вечера, никому не жалуясь. И
вот однажды, вернувшись домой убитая от усталости, она упала на пол и
сказала своей невестке: "Архангел Михаил пришёл забрать мою душу.
Подотри кровь, доченька". — "Какую кровь?" — со страхом спросила
невестка, потому что не видела никакой крови. "Да вот же, доченька,
кровь, течет кровь! Подотри, подотри!" Невестка стала оглядываться и
искать кровь, а в это время старушка предала Богу душу.
После этого случая невестка взялась за ум и изменила свою жизнь. Из
дикого зверя она превратилась в агнца. То что она видела, как её
свекровь умирает с этими словами и верила тому, что Архангел Михаил с
якобы обнажённым мечом забирает её душу, произошло по Промыслу Божию —
для того чтобы она испугалась и покаялась. То есть Бог заговорил с ней
на языке, который она понимала, чтобы она пришла в себя. По всей
вероятности, у этой женщины было доброе расположение.
— Геронда, а если умирающий человек зовёт своих усопших сродников, что это значит?
— Часто это происходит для того, чтобы дать пример другим, тем, которые
находятся возле умирающего. Я знал одну богатую госпожу, она была
святой женщиной. Замуж она не вышла и жила вместе с сестрой, которой
отдала всё своё богатство. Её свояк, то есть муж сестры, умер после неё.
Умирая, он стал её звать: "Иди сюда, Дэспина, попросим друг у друга
прощения. Прости меня... как же я тебя мучил, прости меня!" — "Где ты
видишь Дэспину?" — спрашивали его окружающие. "Да вот же она, разве вы
не видите, вон там!" — ответил он им и предал Богу душу.
— Геронда, а получают ли люди прощение, если, умирая, они просят прощения у того, кто уже умер?
— Бог попускает это для того, чтобы они получили прощение хотя бы
подобным образом, потому что человек в свой смертный час кается и
чувствует необходимость попросить прощения у тех, кого обидел.