Популярные медиаматериалы и книги
Новый фильм Галины Царёвой «Во укрепление верным»
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 32118 | Комментарии (0)
Схиигумен Митрофан (Лаврентьев) об о. Николае Гурьянове и его пребывании в аде
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 29777 | Комментарии (0)
Новая редакция книги "Посланный Богом" о святом отроке Вячеславе Чебаркульском
Дата: 05.12.2013 | Просмотров: 28442 | Комментарии (0)
Пророчество архимандрита Ионы Одесского о будущем России и о будущем царе
Дата: 23.09.2014 | Просмотров: 25314 | Комментарии (0)
Пророчества православных старцев о последних временах и приходе антихриста.
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 23539 | Комментарии (0)
Старец Самуил. Книги, акафист, фото
Дата: 31.10.2013 | Просмотров: 23184 | Комментарии (0)
Рассказ монахини Александры о показанных ей ужасах ада
Дата: 10.11.2013 | Просмотров: 16305 | Комментарии (0)
Последнее искушение России (Татьяна Грачёва, 2013 г.)(аудиокнига)
Дата: 14.10.2013 | Просмотров: 15136 | Комментарии (0)
Истинное рыло ЛГБТ, или во что превратятся люди при антихристе (Видео)
Дата: 06.12.2013 | Просмотров: 14308 | Комментарии (3)
Рассказ офицера, героя России, р.Б. Александра о смерти и предварительном суде Божием
Дата: 09.11.2013 | Просмотров: 14020 | Комментарии (0)


Популярные статьи
Судьба Украины в пророчествах Старцев
Дата: 14.02.2014 | Просмотров: 130979 | Комментарии (0)
Начало мировой войны в пророчествах
Дата: 19.02.2014 | Просмотров: 126926 | Комментарии (0)
Предсказания и пророчества русских старцев
Дата: 19.10.2013 | Просмотров: 76861 | Комментарии (0)
КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ ЗА УПОКОЙ?
Дата: 25.02.2014 | Просмотров: 69635 | Комментарии (0)
Пророчества Григория Распутина
Дата: 26.11.2013 | Просмотров: 37625 | Комментарии (0)
Пророчества о России схимонахини Нилы (Новиковой)
Дата: 30.10.2013 | Просмотров: 37534 | Комментарии (0)
ПРОРОЧЕСТВО СТАРЦА ИОНЫ: Наступит время, когда доллары будут, как осенние листья, и никто за ними не нагнется
Дата: 01.01.2015 | Просмотров: 37454 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод. Ч 2
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 33480 | Комментарии (0)
Монастырская травница. Использование трав для здоровья, лечения, также как еду в голод
Дата: 18.11.2013 | Просмотров: 31887 | Комментарии (0)
Выдержки из пророчества отрока Вячеслава о предстоящих событиях. Ч 1
Дата: 18.11.2014 | Просмотров: 23943 | Комментарии (0)


Популярные новости




Статьи

Главная » Статьи » Святые отцы и духоносные старцы о спасении

Беседы с пещерным человеком. Часть II
Богообщение — общение человека с Богом
   
— Прежде всего, скажи об общении человека с Богом. То есть о том, что называется молитвой. Какой она должна быть? Что молитва должна содержать в себе? И ещё — самое главное… Какую молитву слышит Бог?
   — Бог не хочет мантр (18). Он хочет коммуникацию (19) — живое общение с нами. Потому что из коммуникации рождается любовь. Поэтому Он допустил, чтобы нас диавол мучил, чтобы мы бегали от этих демонов к Нему за конкретной помощью — в конкретной коммуникации..
Молитва не должна быть безсловесной. Нужно сказать, что и безсловесная молитва хороша. И такая молитва действует на демона. Но она не рождает коммуникацию с Богом. А значит, не рождает и любовь. Эта самая низшая форма молитвы.
И поэтому Бог нам попускает, чтобы мы впадали в искушения и кричали к Нему с конкретной целью. Если человек впадает в гордыню или гнев, и он идет конкретно к Христу, как к Врачу, и говорит: "Вот у меня это болит, это болит, вот это. Ты, знаю, можешь помочь. У Тебя фармако (20) есть”.
Это и есть молитва – она о конкретной теме. Но чтобы она была успешной, чтобы Бог откликнулся на нее, надо предполагать две вещи:
Во-первых, что нам полезно то, что ищем.
И во-вторых, что – это по воле Божией.
Бывают, что некоторые вещи нам полезны, но сейчас нет времени, нет воли Божией. Бог имеет другой план о нас. Когда воля Божия и полезность соберутся воедино, тогда молитвенное прошение сразу выполняется. Очень часто Бог любит, чтобы мы искали коммуникацию с Ним, потому что смысл изгнания Израиля заключался именно в том, чтобы они не скрывались, как Адам скрывался в Раю, а чтобы искали Его. Это и называется молитва, а чтобы больше искали Его – Он попускает нам искушения. Таким образом, мы видим, что молитва всегда должна иметь цель.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси мя грешнаго, – обращается человек в молитве к Богу, – помилуй меня злаго.
– Ну, вот Я здесь! – говорит Господь. – А чем ты злой, чем ты грешный?
– Нет, я просто так говорю. В общем, не-е-е-т, я не злой.
– Ну, а какие-то грехи есть?
– Но это не сильно тяжкие. У других тяжкие, а у меня, по сравнению с ними – чепуха.
– Послушай Меня – Я тебе тогда не нужен. Когда нужен буду, тогда позови. Я приду!
Можно предположить и такое об этом диалоге: Бог постоянно смотрит на нас и ежесекундно ждет от нас коммуникации с Ним. И таковое ожидание взаимного общения длится, доколе мы живы. Когда умрем — всё! Для нас исчезает эта возможность взаимного общения с Богом. Всё — идем в ад!
Даже без единого греха. Никакого греха не совершил. Ничего плохого!!! Скажем, совершенно жил, но не осуществил коммуникацию с Богом и не причастился… И что особенно важно: ты крещеный, ты — в Православной Церкви без единого греха, и при этом идешь в ад! Почему? Потому что ты всю свою земную жизнь был в состоянии ада. То есть ты не имел любви к Иисусу. Это и есть состояние ада. Имеешь любовь ко Иисусу Христу — это состояние Рая. Рай – есть духовное состояние. Есть, конечно, и место — Рай, раз мы идем в Рай. Но именно духовное состояние — суть пребывания в Раю. Люди были в Раю на земле. Но оказались не в Духе. Голые были. Без Духа оказались, без любви. А сейчас есть Христиане, которые не в Раю и имеют любовь и, практически, имеют Рай на земле.
Начатки любви, как семя, — оно разбрасывается, потом будет всё больше и больше. И конца этому нет. На Небесах то же. Не только на земле.
   — Находясь здесь, на Каруле, чувствую здесь особую благодать Божию. Но вместе с тем, именно здесь испытываешь сильнейшие бесовские нападки. Отчего же так происходит?
   — Смотри! Здесь — на Карауле — здесь очень благодатно. Почему? Потому что здесь уже две тысячи лет назад молились. Здесь же появились и первые отшельники Афонские. Здесь тепло. Рыба есть. И жили они по пещерам. Зимой в пещере тепло. А летом прохладно.
В чем дело? Нужно правильно расставить акценты. Нет, дело не в том, что присутствие демонов здесь особенно большое. Оно-то, безусловно, есть. Но тут другое. Благодать здесь большая. Благодать действует, и она пробуждает человека бороться со злом в себе, со своими "сателлитами” (21). Здесь, по благодати места, у человека открываются глаза, и он начинает замечать "этих”, которые постоянно с ним — в России ли, в Европе ли или же в Америке. Просто благодать надевает очки, и мы "их” начинаем чувствовать и видеть. Потому что видение мiра духовного – это следствие. А причина – это чистота души.
Иногда я езжу на автобусе в Солунь. И когда приближаюсь к пригороду на 10–15 километров, у меня начинает сердце болеть от присутствия демонов. Именно физическую боль чувствую. Потому что я захожу в их царство. Там оскудение благодати. Очень мало благодати в городе. Я их там больше чувствую, чем здесь. Потому что здесь они на чужбине, а там, в Салониках, они на "своем” месте.. А люди, чем больше демонов имеют, тем меньше чувствуют их.
Ещё накануне мы с братией решили в это утро начать подъем на вершину Святой Горы, чтобы заночевать там и потом отслужить Молебен с Акафистом Божией Матери, Игуменье Афонстей. В связи с этим спрашиваю отца Даниила:
— Есть ли разница: молиться здесь — на Карауле – или на вершине Святой Горы?
— Лучше на вершине Горы. Прямо скажу. Но там жить невозможно. Было несколько попыток. Но монахи от чахотки вскоре умирали (22). Молиться можно везде, но разница есть.. Сам Христос ходил по горам, поднимался на Фавор. Как будто бы ближе к Богу, но жить долго наверху нельзя. А сходить помолиться туда надо. Это — хорошо!
Есть три образа покаяния: пот, слезы и кровь. Первый образ — пот. Человек шел к вершине ради молитвы, потел, мучился, ступал по уступам и расщелинам, страдал телом…
— Значит, получается, что паломничество, это, прежде всего, борьба с мiром, плотью и дьяволом? И в нем дается видимо благодать Божия. А в чем это проявляется?
– Потому что первая работа демона — омрачить дух человека, чтобы человек не понимал – кто в нем живет.. И чем больше присутствие в человеке Духа Святаго, тем меньше и демонов, но он больше чувствует этого маленького демона. Говорит Апостол Павел: "Дался мне терн. Чтобы не возгордился” (23). Потому что демон был ему, как терн. А в нас он сидит, как царь, как медведь, и мы не чувствуем. Потому что его первая работа — ошеломить человека, чтобы он ничего не понимал. И чтобы думал, что все хорошо и у него нет проблем. А если нет проблем, — зачем будет звать Бога-Вседержителя? "Мне там страшно будет внизу, — говорит человек Богу. — Когда я умру, постарайся меня отправить в Рай. А здесь меня не надо трогать. Оставь! Хочу жить, чем дольше, тем лучше. 100–150 лет. Все! А когда нужно, Ты меня бери”.
Но, конечно, там, где молитва, там — Ангел-Хранитель попускает демону более искушать человека. Но это другой уровень присутствия демона. Они там, где молитва, но где молитва — там их поражение. Господь попускает нам видеть их поражение перед Ним и наше безсилие перед ними без Его участия в нашей судьбе.
Но порой у людей нет понимания глубины Божьего милосердия в молитве. У некоторых женщин особенно это замечал. Одна попадья мне говорит: "Я молюсь только в храме. Когда дома одна – боюсь. Демон придет и на меня нападет”. Человек не понимает, что мы уже в сетке демона и нам надо всегда и везде вырываться из неё. А раз нет никакой молитвы, то и борьбы нет. Мы там и остаемся и к нему припадаем. После смерти мы его уже — без проблем. Он не приходит на молитву, он и так рядом с нами. Но на нашей молитве он только проявляет свое присутствие. Он и так уже в нас. Когда же мы на молитве, он обнаруживает себя, потому что молитва его жжет. Причем сильно "жгёт”!
Мне это сказал один бесноватый человек. Серьезно бесноватый. Вениамин его имя. Еврей из Нью-Йорка. Он, когда был 14-летним юношей, проезжал с родственниками через Югославию. Его отец был очень богатым человеком. Это было очень давно. Сейчас этому еврею 37 лет. В центре города Скопье в Македонии они зашли в один мусульманский ресторан пообедать. Местный маг держал этот ресторан. Амир-Муса. Даже запомнил его имя. Он заколдовал тогда пищу.
— Получается, что в мусульманские рестораны ходить нельзя? А ведь есть ещё еврейские… Есть цыганские… Есть индийские… Есть африканские с символикой колдовства Вуду…
— Я глубоко убежден, что в большинстве мусульманских и еврейских ресторанов заколдованная пища. Во всех многоразличных тавернах, где национально-религиозный колорит всячески выставляется как завлекающая голодных и праздных людей "экзотика”, пища подвергается волшебной обработке, духовному воздействию, а проще говоря — демонскому осквернению. Алчущий такой экзотики Христианин должен всегда помнить об этой опасности. Это даже без всякого сомнения!
Так вот, когда эта еврейская семья обедала, то в подростка вселился бес. Да не один, а целый легион вселился в него. И это привело его потом на Святой Афон, привело его к вере, поскольку этот парень, именем Вениамин, хотел избавиться от беснования.
Жил тут в Есфигмене Старец Адриан, который до того подвизался на Синайской Горе 33 года. Он и в монастыре отчитывал, если бесноватые туда приезжали, но часто ездил по Греции, особенно в Афины. Те бесноватые, которых он должен был отчитывать, не зная, что он едет к ним, начинали жутко кричать, одним словом, бесноваться. И в большинстве случаев ему удавалось изгнать беса из бесноватого. Попробовал он выгнать и этот легион из Вениамина. Я присутствовал у него в келии тогда. Но довести до конца не успел: вскоре отец Адриан умер (24).
Я многое понял чрез этого Вениамина о бесах, потому что он сам чувствует их присутствие в себе. И он чувствует, что демоны чувствуют. И через это нас, монахов, поучает. Однажды он мне говорит, что демон всегда слышит молитву. Всегда! Даже самую рассеянную... Но по-разному реагирует. И он мне говорит:
— Я знаю, когда ты молишься!
И однажды решил испытать. Может быть, он хвастает маленько! Понимаешь?
И там в Есфигмене, во дворе, в 13-14 часов по европейскому времени (25) 100-120 монахов, людей… А он хватает листья — мусор собирает. И я прохожу — между нами другие люди, не только я и он — толпа. "Давай, — думаю, — попробую, если так, как он говорит, что он чувствует, что бес чувствует, и всегда бес чувствует, когда другие молятся”. И я так прохожу и без особенной концентрации, только умом сказал:
— Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня гордаго.
Так один раз сказал. А Вениамин и не знал, что я проходил, боком проходил. Не заметил моего присутствия. Вдруг мне говорит:
— Данило, не мой мэнэ дирашь! (26) — на сербском сказал, а сам Вениамин сербского не знает. Значит, самую рассеянную молитву ощущает…
В другой раз были в Есфигмене, редко там бываю, но так получилось.
Отец Даниил отвлекся от своего рассказа, поскольку на огне закипела банка с водою.
— Дай мне эту сакулю? (27)
В пластиковой сакуле был лимон, немного кофе и сахар.
– Сахар положил?
— Да, положил…
— Хорошо… Был у меня тут один германец, оставил кафу, действительно, хорошая кафа. Для гостей берегу… Карульскую кафу не все могут пить…
Внизу послышался стук мотора рыбачьего катера.
— Кто это?
— Рыбаки с Ситонии промышляют. Если слишком рано приходят — сильно мешают мне молиться… И в общем, я стоял на утренней, — продолжил свой рассказ о. Даниил, — а если нехорошее пение или чтение невнятное – это тоже мешает мне молиться. И я вышел из собора (28) в параклис (29), который сделали специально для тех, кто занимается умной молитвой, чтобы стояли и молились. А мне мешает невнятная служба, и я вышел и встал перед храмом и на звезды смотрю и молюсь – четку тяну. А сзади меня трапезная и кухня, и там четыре монаха работают – несут послушание – готовят пищу в огромных котлах. Три монаха больше занимаются приготовлением, а один – старенький такой, но не особенно, – отец Михаил – чистит лук и механически без особого углубления, говорит так, почти зевая:
— Кириэ Иису Христе элеисон ми. Нэ… пу… ти ора…. охи… Кириэ Иису Христе, элеисон ми (30).
Так говорит. Я заметил какой-то черный туман, как черная мгла во внутреннем дворе монастыря, там, где был колодец, ты знаешь…
— Да, помню…
— И она хочет зайти в кухню и не может от его голоса. А три монаха говорят между собой. Они занимаются огнем и пищей. Совсем не думают – разговоры. И только эта механическая молитва монаха Михаила покрывала весь простор кухни, и туда не могла зайти черная мгла. Значит, и этого хватит — делай, как можешь! Ходи, беги, лежи, иди, плавай. Молитву делай, как можешь!
Но интересно, сказал этому Вениамину:
— Ты еврей, тебе надо молиться на старо-еврейском.
— Я знаю только английский и греческий, — отвечает он.
И в общем, я ему сказал молитву Иисусову на старо-еврейском языке, на котором говорил Христос:
— Адонаи, Ешуа Мешиах, барилохим терахим махрах (31).
Он записал и говорит быстро-быстро:
— Адонаи, Ешуа Мешиах…
— Зачем быстро, — говорю ему, — не надо так. М-е-е-дленно надо.
— Данил, не могу медленно.
— Почему? – удивился я.
— Он не выдержит медленно, – говорит Вениамин.
— А ты попробуй.
— Давай попробую… А-до-на-и, Е-шу-а… а-а-а… ме-ши-а-х … а-а-а, — и вновь дико завыл и закричал, что буквально волосы на голове дыбом.
— А — понял… Говори, как можешь. А почему медленно не можешь?
— А я и сам не знаю почему, но очень ему мешает, когда медленно. А когда быстро: ля-ля, ля-ля — муки еще терпит.
Вот так бесы нас поучают. Понимаешь?

Ученый негр

— В общем, есть такая история. Сидел в монастыре. И пришел один любознательный негр. Профессор химии. Живет в Лондоне. Пятьдесят пять лет ему. Видно по глазам, что умный человек. Преподает в Оксфорде химию.
– Что? Именно негр?! — переспросил его.
– Да-да, именно — негр. Послали его ко мне. Говорят: "Что-то допытывается по-английски за молитву”. Ладно. Он меня спрашивает: "Отец, как молиться молитвой Иисусовой?” Вижу — умный человек: "Смотри, как молиться, – говорю ему. — Почему молишься? Что ты хочешь от Бога? Вот у тебя есть мама. Раз она готова тебе дать какую-то вещь, тебе не нужно как-то особенно умолять: "Мамочка, дай мне – я голодный!” Она сразу тебе даст просимое. Без различия — какой формы будет твоя просьба к ней. Если ты хороший и ищешь от Господа положительное, Он тебе даст. А если плохую вещь ищешь от Господа, и твоя техника высокая будет, и это будет умно-сердечная молитва, этого тебе Бог не даст.
Пример. Два человека вошли в храм. Один бьет себя в грудь и говорит: "Боже, будь милостив ко мне грешнику!” Другой – фарисей: "Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь…” (Лк. 18, 11,13). Один и другой молились умно-сердечной молитвой: собранные умом с полным сердцем произносили свои молитвы. Полным сердцем жаждали того, что ищут. Первый – мытарь был услышан Богом, а второй – фарисей имел умно-сердечную молитву себе на грех, на осуждение.
То есть, если я молюсь, чтобы стать великим духовником, очень известным, или иеромонахом, или епископом, или учителем людей – эта молитва мне будет в осуждение, хотя эта молитва и будет умно-сердечной. Не важно, как молишься. Важно — почему. Что ты хочешь от Бога?! Вот что важно.
Тогда профессор меня спрашивает: "А почему тогда молимся общей молитвой Иисусовой? Почему она тогда лучше других?” "Она не лучше других, – отвечаю, – она простая. Ею можно долго молиться. А в других молитвах ум часто утопает”.
Вот сегодня утром долго говорю с тобой, не могу так долго. Две минуты максимум. И устаю. Все! А молились часами ночью Иисусовой молитвой.
"А почему? В чем тут дело? Почему Бог хочет, чтобы мы долго молились? — спрашиваю его и сам отвечаю. — Тайна в том, что во время молитвы нас обнимает Дух Святой и преображает нас. А Христос умер за это, чтобы мы стали богами по благодати (32). И поэтому Он не хочет нас сразу услышать, а "гонит” нас через присутствия демонов и через наши страсти на долгую молитву. Вот в этом тайна. И как вещь, положенная на солнце, становится теплой, так и мы, подобно фотобактерии, сколько стоим на молитве, столько упиваемся Духом Святым…” — так ему сказал. "Значит, молиться нужно как можно больше?” — спросил ученый негр. "Молиться нужно, чтобы наполниться благодатью!” – "А в Церковь зачем ходить? Зачем тогда добрые дела делать?” — опять спрашивает он. "Здесь важна Православная Церковь и Ее Таинства. Именно они делают из нас сосуд, в котором может пребывать благодать. Раз мы не православные – благодать нас сверху, снаружи обливает, но не проникает внутрь. Она просвещающая, но не церковная. То есть мы не имеем сосуд, не имеем кувшина, где собирается благодать. И сколько бы Дух Святой нас не обливал – всё мы теряем, потому что кувшина нет. Поэтому Христос сказал: "…Истинно говорю: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; меньший в Царствии Небесном больше его” (Мф. 11, 11). Вот почему нужна Церковь! Самую совершенную жизнь имел Пророк Иоанн Креститель. И все-таки самый маленький в Раю – выше Иоанна Крестителя.
– Что же получается? Мы, недостойные Христиане последних времен, будем выше Предтечи Иоанна?
– Смотри, что хотел сказать Христос: человек жил совершенною жизнью, постоянно молился, как Иоанн Креститель, но рожденный от жены, он не имел духовного рождения. У него только телесное рождение, если он не имеет Крещения, не имеет обожения, не имеет Крови Христа, не имеет Причастия.
Он богом не становится по благодати, а в Раю будут жить только боги по благодати. А становятся люди богами только по благодати — через Таинства Церкви: Таинства Крещения и Причащения. Поэтому-то Церковь нужна!
Совершенная жизнь складывается тогда, когда она сочетается с Причастием Христу, Его Телу и Крови. И это исключительно плод Православной Церкви. Только тогда обожается человек, и только тогда он может быть в Раю. Потому, что только боги будут в Раю. Раз человек не стал богом по благодати – не может он быть в Раю.
А эссенция (33) бога по благодати есть любовь ко Христу. А любовь ко Христу имеет Бог-Отец. И Бог-Отец тому Отец, кто крещен.. Потому что Крещение есть духовное рождение. Христос поэтому сказал: "…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие” (Ин. 3, 3).
И далее: "…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5).
– Как молиться в мiру? У всех проблемы — работа, семья!..
– А Бог и посылает проблемы ради молитвы! И если не имеешь подлинной любви ко Иисусу Христу, – Он шлет тебе проблемы.
— А когда же тогда молиться? Заботы требуют времени, и молитвы требуют времени.
— Надо трудиться! Помолись Ангелу-Хранителю вечером: "Подними меня чуть раньше. Хочу молить Иисуса, хочу говорить с Ним”.
Если же не поднялся – идешь дорогой, говоришь "Отче наш…”, "Господи, помилуй”. В автобусе. Говоришь это каждую секунду в метро. Борешься с сатаной. С ним надо бороться. Потому что раз боремся за деньги, чтобы выжить, значит, с ним — тем более. Надо бороться за нашу вечность. Едешь в машине, радио не включай – кради время у демона. Не читай журналы. Почитай, если не можешь не читать, газету – 5 минут. Но не читай её 30 минут. Так крадет мiрской человек время для молитвы, для общения с Господом.
Бог же, по расположению, дает еще больше. А когда человек хочет сильно молиться, а не имеет времени, – Бог Сам устроит так, что у него появится время. Например, поломает ногу, станет инвалидом и сидит дома, ничего не делает. "Паразит! Весь день молится!” — скажут о таком. Слава Богу! Так бывает, – усмехнулся отец Даниил.
– Здоровье теряем, но спасаемся?
– Конечно – Ангелы радуются. Молится. Пусть поломал ноги. Все хорошо. Так бывает. Через беды спасаемся.

Проявления Иисусовой молитвы в душе

— И как все же, живя в мiру, подвизаться в Боге с Иисусовой молитвой?
– Иисусова молитва сама по себе ничем не отличается от какой-либо другой молитвы. Конечно, она отличается самой формой – потому что краткая.
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Но она не отличается от "Отче наш…”, потому что Дух Святой сходит и на "Отче наш…”, и на Иисусову молитву. Но поскольку лучше долгое время молиться, чтобы душа была преображена действием Святаго Духа; поэтому употребляем короткую молитву. Она собирает концентрацию, и её легко говорить. Легче говорить 4–5 часов молитву Иисусову, чем постоянно Отче наш или Символ Веры. Просто она легкая! Один и тот же Дух, а Дух идет от собрания ума и горячности сердца – души. Раз в душе есть трогательность, тогда Дух сильно входит. Это как цвет (34). Он раскрывается к солнцу. И солнце входит в цвет. То есть мера трогательности сердца души – это мера вхождения солнца в цвет. Вот так и с человеком. Раз душа человеческая тронута, раскрыта Богу, тогда она обильно принимает Духа Святаго.
Вот поэтому тексты православных канонов (35) трогательны… Для того, чтобы привели человека к раненности души. И как сердце начинает говорить, и вот тогда обильно принимается Дух Святой. Вот в этом смысл!.. Самое важное иметь понимание, что Господь присутствует в нас и около нас везде – Отец, и Христос, и Дух Святой в нас. И ты говоришь Богу, Который живет в самом тебе.
Значит нам сердце придано как микрофон, скажем, человеческий. Потому что не Богу нужно, чтобы мы были собраны, чтобы Он нас услышал. Он нас слышит и когда мы не хотим, когда думаем глупости. Он всегда всё видит и слышит. Христос видит и слышит каждую мысль, каждого человека, шесть миллиардов людей каждую секунду, Он следит за каждым помыслом каждого человека на земле. И каждый помысел демонов он понимает, и каждый помысел ангелов берет Христос и всего в одну секунду. То есть, не нужна нам концентрация, чтобы Бог нас услышал, но чтобы мы сами себя услышали. И когда услышишь самого себя, что говоришь, Кому говоришь и почему говоришь, тогда появляется тронутость души. На тронутость души Дух Святый преображает душу этой тронутостью.
Вот как человек решил: "Больше пить алкоголь не буду!” Это хорошее решение, оно райское – это вопрос Вечной Жизни, а чтобы дойти до этого решения – надо собственный дух стронуть!
Один раз я стоял на лодке (36) и, не знаю почему, стал говорить одному понту (37), что курить нельзя. Я ему просто сказал, что это сатанисты потребляют табак, как мы употребляем ладан в Церкви. Сатанисты это потребляют в своей службе сатане. Когда он об этом услышал, имел в кармане сигареты, и хотел бросить в море с лодки! А другой грек говорит: "Нет, мне давай!” Он ему дал, потом посмотрел на Небо, перекрестился и только сказал: "Прости, Господи, не знал я!” И все, человек больше не курит. Он был тронут простым свидетельством. Из-за этой тронутости проявилась сила его души. На эту силу души и Дух Святый реагирует сильно. Вот это самое важное.
А человек безчувственный не может перейти к решению. Потому что принять решение не может. Ему все равно. Он — индифферентный (38). Вот это самое опасное – это теплохладность, индифферентность ко всему. "Ну ладно, Бог пришел, умер за нас, — говорит индифферентный человек, — а кто Его гнал умирать за нас? Я Его звал умирать за меня? Еще теперь меня пугают, что если не буду кроткий, пойду в ад”.
Конечно, его молитва будет мертвой.
— И все же, как заниматься Иисусовой молитвой в мiру? С чего начинать?
— Необходимо начинать с духовного чтения. Надо читать Жития Святых. Они нас тронут. Надо украсть время у американских фильмов и русских журналов. И у всяких глупостей, которые мы слушаем, но не читаем. Надо украсть у них время. 15 минут, 20-30 минут, 1 час. Кто как может! Украсть время и прочитать.. А из этого уже проявится трогательность души. Из трогательной души молитва будет искренней. В Духе Истины! Истинная молитва! А когда молитва истинная, Бог сразу реагирует.
— Но какое правило мiрянам надо читать? Нужно какое-то количество самих молитв? Или нужно определенное время, посвященное этим молитвам? Можно повторять Иисусову молитву быстро, а можно, напротив, очень медленно её читать. Как тут быть?
— Это большой вопрос. Как быть с молитвой. Каждая душа по-своему расположена. Одному нужно читать Евангелие. Другому — лучше Акафист. Третьему — Вечерние молитвы. Четвертому — Иисусову молитву повторять подолгу. Не надо людей притеснять!
Если это — Иисусова молитва, то начинать надо с земных поклонов. А если человек старый, больной – это уже другое. Можно поясные поклоны. Поклоны сильно собирают человека. А если без поклонов, тогда говорить её в голос. А когда молитва придет на умную, тогда душа затеплится. Это уже будет умно-сердечная молитва. Это уже "само собой” придет. Сам Дух научит всему.
— С чего начинать? Человек едет в метро, в автобусе. Нечем заняться — толчея, книжку не почитаешь… Лучше упражняться молитвой по такой необходимости? Или лучше начинать подвизаться дома?
— Вот, скажем, встал человек помолился 15 минут, это 50 четок или даже 100. Надо особенно медленно говорить, медленным голосом. И не надо понимать, что надо исполнять формулу постоянно: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго”. Можно говорить: "Вседержителю, Царю Славы, Иисусе, спаси меня от меня!” (39) Понимаешь?
Не имеет особого значения, какая форма. Имеет значение, что Он его понимает, Кому говорит и Кто Он. Вот две вещи: Кому говоришь, и кто ты сам. Это устраивает трогательность души. На эту трогательность спускается Дух. Скажем, произнес 100 или 200 молитв (четок), и потом человек пошел. Идет по городу, работает. Он может молиться. Везде можно молиться. Как говорит Апостол: "Молитесь непрестанно” (40). То есть никаких особых правил нет. Вот именно: Молитесь непрестанно. Или сказать так: молитесь, сколько можете.
— Можно ли без руководителя заниматься Иисусовой молитвой?
— Сегодня нет практически руководителей.
— Так можно или нет?
— Конечно, можно! В Евангелии написано: молитесь непрестанно. Не сказано, молитесь непрестанно с руководителем. Если есть руководитель, тогда надо его советов и помощи держаться. А если его нет? Что, не будем молиться к Богу?! Нет руководителя. И всё теперь? Бог управит, если нет руководителя.
— Говорят, что Иисусова молитва может в какой-то момент привести к прелести. Так ли это?
— Прелесть идет от погрешного понимания своего дела, а не от самой молитвы. Надо опасаться этого прежде всего. Молится человек, неважно, какой молитвой. Но если с грехом не борется: не перестает курить, блудит, опивается алкоголем и при этом молится, то получается разгром души. Смотри, что делается! Бог дает ему благодать Святаго Духа. Но обогащенный силою этой благодати человек идет на грех. По греху демон получает свободу зайти в человека. Демон заходит в человека и там находит благодать Духа Святаго. Поскольку демон знает, что в человеке есть благодать, он заходит с силой, то есть заходит князь, демон, обладающей особой властью над многими демонами. Ведь демоны есть разные. Есть старшие, которые могут выдержать благодать. Есть маленькие, которые не могут выдержать даже маленькую благодать. Но старшина, князь попущением Божиим может многое выдержать. И когда он заходит в человека с большим гневом, он всё в нём разоряет.
То есть разрушает всю нервную систему. От этого происходит сумасшествие.. А не от самой молитвы. И этому человеку демон молитву к Богу не прощает. То, что человек молился, собрал благодать, он за одно это опустошает душу человека, хотя сам терпит нестерпимый огонь от благодати, которая в молившемся человеке.
Но человек дальше молится и дальше грешит. И тогда много бесов собирается в человеке. Потому мы сегодня имеем много полностью сумасшедших, больных людей. Страшные грехи. Никогда человек не был таким в мiре. Потому что он молится, причащается или не причащается, но, во всяком случае, молится и продолжает грешить смертными грехами – все, он уже пропал. Это самое опасное — неисправление тяжких грехов.
Другое дело, когда человек молится и не грешит, но думает, что сделал большое дело. То есть не понял, что молитва есть инструмент. Ты молишься, чтобы собрать благодать. Это еще не плоды благодати, это еще не преображение. Молитвой ты именно ищешь, чтобы преобразиться, а в тебе уже гордость, что ищешь, чтобы преобразиться. А когда преобразишься, тогда гордым не будешь. Тогда по благодати преображение. То есть молитва инструмент. Вот, к примеру, сейчас хотим строить дом. Лопата, кирпич, известь, камни. Но ничего еще нет. Чем гордиться? Там кирпич и все прочее лежит на земле. Надо строить дом. А я уже горжусь, что появился кирпич и лопата. А люди гордятся, что получили инструмент. Нет, не надо гордиться. Надо выгнать сатану из себя, надо стать богом по благодати. Таким образом, получается, что молитва сама по себе не вредна. "Иисусе Христе, спаси меня от блуда, от гнева…”, — какой грех в этом? Грех в другом, когда я сам себе думаю – "Смотрите, как я кричу, чтобы Он меня спас!”
Как получается? Упал человек с лодки в море и кричит из воды: "Спасите меня, акулы сожрут!” — и уже гордится: "Ох, как я красиво кричу!” Вот глупый. Сам в воде плюхается, а туда же… А сам по себе крик — не грех. Надо кричать. Ты в воде, ты гибнешь…
И еще от молитвы демон дает чувство страха: "сойдешь с ума”, "впадешь в прелесть”, "не надо молиться”. Это от беса идет. И люди соглашаются по своему лукавству. Хотя понимают, что без молитвы Рай не увидишь. Все. Потому, что благодать не стяжал, солнцем не стал, а раз солнцем не стал, остался маленькой звездой во тьме. И когда душа выйдет из тела, раз она сама будет как маленькая звезда во тьме, она не сможет соединиться с Солнцем и будет Им сожжена – ее место тьма.
И еще демон сегодня вместо молитвы предлагает суррогат. Белая раса больше всего находит утешение в работе, у азиатов и африканцев другое. У африканцев — блуд, у азиатов — философия. У всех по-разному. Но только, чтобы не занимались молитвой. Еще демон добавил в это "газеты читай”, "фильмы смотри”, "поработай здесь”, "беги молитвы”. А еще — "надо ближним помочь”. Без молитвы, конечно, — "своими” силами. А если весь мiр приобрел, а свою душу погубил… Что тогда?
— Нет Удерживающего, нет законного Царя, чтобы положил Он предел всему этому злу и соблазну в государственном масштабе. А у нас нет сил сопротивляться мiру во всём. На какую-то часть мiрского зла и соблазна людям хватает сопротивления, но не на всё…
— Когда Христос вот от такой красной земли создал Адама, — отец Даниил взял с земляного пола в руку горсть кровавой охры, — Он вдохнул ему в ноздри Духа. И стал человек — душа живая. Бог не хотел, чтобы Его лик и подобие жили без Самого Бога в своей внутренности. Дух — это Царственное начало в человеке.
   Чтобы управлять Свято-Таинской организацией — Церковью, Бог спускается в Духе на Епископа и Патриарха и в сотрудничестве с Силами Небесными водит Невесту Свою — Церковь. Чтобы водить Народ Свой, Он спускается в Таинстве Царского Помазания на СВОЕГО Избранника, в Котором бы ОН действовал, был в ведении Народа, который любит ЕГО.
Разве могут существовать Епископы, священники, верующие Христиане, которые такому руководству, такому УТЕШИТЕЛЮ (ТРЕТЬЕ ЛИЦО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ) предпочтут человека, который своими деньгами, своими риторическими мощностями и масонскими связями выбран на должность президента?!
   Да, может БОГ осуществить обожение СВОИХ овец и без Царя. Даже, если захочет, и без священников, без Церкви, без Литургии. БОГ, конечно, всё может. Но нам-то, при всей этой Божественной свободе, не всё на пользу. Жила Церковь первые три столетия без Православного Царя. По данным историков, во время Императора Диоклетиана было около 17 миллионов Исповедников и Мучеников за ХРИСТА. Но отрекавшихся от ХРИСТА было около 32 миллионов. И жила Церковь.
Жили балканские народы без своего Царя четыре столетия под турецким игом. Живет Церковь ИИСУСОВА и в Америке. И в России под еврейским игом. Но какая же это жизнь?!
   Как нам, сербам, было тяжко без Царя под турецким и коммунистическим игом, мы знаем. Да, может монастырь существовать и без игумена, может и корабль плыть без капитана. Может и армия существовать без генерала — как шайка разбойников… Может и Народ жить без Хозяина, в Котором живет БОГ. Но разве страну без Православного Царя можно в полном смысле назвать страной Православной?! Душе Христианской нужен видимый Образ ЦАРЯ Небесного на троне Славы СВОЕЙ, чтобы утешаться, доколе в конце веков на облаках не приидет ПЕРВООБРАЗ.
   Литургия может быть совершена и в конюшне. Но ДУХ СВЯТОЙ вдохновил нас делать это в золоченом храме. Страна может быть водима и гладко бритым человеком в галстуке (41). Но душа Христианина чувствует, что на бородатом Человеке-Вожде должна быть Корона с Крестом. Этого наше сердце ищет.
Доколе жена имеет мужа, другой ее не может брать. Доколе на планете существует Образ ЦАРЯ Небесного — земной Православный Царь, то еврейский зверь не может воцариться.
   Почему Православный Царь масонам мешал? Почему они так истерически поубивали всех Православных Царей? Что — разве из этого непонятно, что дьяволу Царь мешает?! Разве непонятно, что Удерживающий в человеке есть ДУХ, а в стране — Царь?!
Не столько важно, сыне БОЖИЙ, воскресим ли мы Царизм. Это уже был бы дар БОЖИЙ нам. Но важно то, что жажду Царизма ГОСПОДЬ найдет в нашем сердце на мытарствах (42). Раз мы здесь, на земле, жаждем Образ БОЖИЙ, мы уже победили. Наша победа в ДУХЕ!..
— Бытует стереотип в мiру, что Христиане — это люди слабые, унылые, подавленные, Христианство — это религия каких-то угнетенных и рабов. Но мы знаем, что ГОСПОДЬ наш есть ГОСПОДЬ Сил. Как отвечать на такие суждения?
— Существует мнение, особенно между средне-азиатскими и кавказскими дикими народами, что БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС есть БОГ лягушек и мякушцев (43). Не чудно, что люди телесные без ДУХА СВЯТАГО так рассуждают о народах, в которых, как им кажется, существует Христианство. Зато понимают народы мусульманские мужественность семитских племен. Но сегодня что в их глазах свидетельствует о расслабленности европейских народов? Расслабленность духа сегодняшних европейцев, прямо какая-то женовидность есть эффект отсутствия ДУХА БОЖЬЕГО и присутствия падших ангелов.
Да! "Яко ГОСПОДЬ наш есть ГОСПОДЬ Сил есть”, — говорит Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Но БОГ наш –– это ГОСПОДЬ ребенка Давида, который пошел на Голиафа. Это БОГ, КОТОРЫЙ руками Самсона львов растерзал. Это БОГ из Откровения, и что ЕМУ символ — Лев, Лев Иудин. Это БОГ Мучеников во времена Императора Диоклетиана — 17 миллионов.
Вторая Мiровая война. Один миллион сербов не отказался от Православия под кроатским ножом (44). Это БОГ девочек 8-10-12 лет Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, которые никакими мучениями и страданиями не отреклись от ХРИСТА. Но это не "бог”, в котором сегодня Европа, Европейский Дом.. Вселились адские духи в белого человека, и он интеллектуалом-мужеложником стал, стал трусом. Сила не проявляется в мускулах, и в блуде, и в грубости, как это кажется мусульманским народам. Сила не в обжорстве. Сила есть — поститься ГОСПОДА БОГА ради. Сила не блудить, а БОГА ради блюсти целомудрие. Сила не в драке, а быть Агнцем между волками. Не понимают этого люди телесные. А как поймут, когда примеров Христианских витязей почти нет?!
Но примером могут послужить Сербские Новомученики Харитон и Стефан Монахи. Есть и сегодня самураи любви БОЖИЕЙ, которых албанцы на Косове мучают огнем, но которые не отрекаются. Это было в 1999 году в Призрине. Владыка Артемий послал Харитона в город за продуктами. По дороге он был схвачен. А монаха Стефана, который ехал с Патриархом Павлом, схватили одного, так как убийство Святейшего было бы для албанцев ненужным политическим актом. Их всю ночь с выпростанными наружу кишками мучили огнем, и они не отреклись от ХРИСТА.

Примечания

18. Мантры — буддийские заклинания, которые произносятся почти механически, а иногда их произнесение вовсе замещается вращением бронзового барабана, на котором написаны тексты мантр.
19. От — communication (англ.) – связь, общение.
20. Лекарство — греч.
21. Satellite (англ.) — сателлит, спутник, в том числе и космический спутник.назад
22. "Если некоторые и поселялись в тех местах, то они ужасно пострадали: кто лишился зубов, у кого выпали волосы, иные заболевали так, что не долго оставались в живых” (Жизнеописание Афонских подвижников благочестия XIX века. М., 1994. С. 130).назад
23. …Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор. 12, 7).
24. Служка Преподобного Серафима — Мотовилов одно время никак не мог уяснить, как это женщина, которая при нем причащалась ХРИСТОВЫХ Тайн, продолжала иметь в себе беса. Это важное свидетельство против отождествляющих греховность с наличием беснования. Беснование происходит из-за грехов по особому попущению ГОСПОДА. Совершенно необязательно, что в человека лично грешного входит бес, нередко это бывает и по наследным грехам, по грехам родителей, и для пущей молитвенной ревности или по другим причинам, ведомым БОГУ, ГОСПОДЬ попускает беснование. При этом человек сохраняет способности к исповеди, к сердечному раскаянию и потому может причащаться. Случались бесноватые и среди монашествующих.
25. На Афоне времяисчисление Византийское и значительно отличается от общепринятого европейского времени.
26. Говорит по-сербски: "Данило, не трогай меня”.
27. Пакет, пластиковая сумка — греч.
28. Главный храм в Есфигмене, кафоликон – Вознесение ГОСПОДНЕ.
29. Здесь параклис — один из храмовых приделов.
30. "ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя. Да… где… когда… нет. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя” — греч.
31. На старо-еврейском: ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй меня злаго.назад
32. Иудеи сказали ЕМУ в ответ: не за доброе дело хотим побить ТЕБЯ камнями, но за богохульство, и за то, что ТЫ, будучи человек, называешь СЕБЯ БОГОМ. ИИСУС отвечал им: не написано ли в законе вашем: "Я сказал вам: вы боги” (Пс. 81, 6)? Если ОН назвал богами тех, к которым было слово БОЖИЕ, и не может нарушится Писание: ТОМУ ли, КОТОРАГО ОТЕЦ освятил и послал в мiр, вы говорите: "богохульствуешь”, потому что Я сказал: "Я СЫН БОЖИЙ”? Если Я не творю дел ОТЦА МОЕГО, не верьте МНЕ. А если творю, то, когда не верите МНЕ, верьте делам МОИМ, чтобы узнать и поверить, что ОТЕЦ во МНЕ и Я в НЕМ (Ин. 10, 34-38).
33. Эссенция — сущность— лат.
34. Цвет (серб.) — цветок.
35. Здесь говорится о Песенных канонах, молитвословиях.
36. Речь идет о фери-боте — пароме, курсирующем между главным Афонским портом Дафни и скитами Кавсокаливией.
37. Здесь понт — понтийский грек из России.
38. Индифферентный — равнодушный, безразличный, теплохладный.
39. Преподобный Симеон, Новый Богослов, спасался самой краткой формой ИИСУСОВОЙ молитвы: "ГОСПОДИ, помилуй”.
40. Непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17).
41. Галстук, непременный атрибут современного официального костюма для чиновников, для государственных лиц — премьер-министров и президентов, по сути является непристойным фаллическим символом, который подменяет собою крестоношение.
42. ГОСПОДЬ указывал Царю Давиду в том смысле, что он не будет строить храм, построит его сын — Царь Соломон. Но то, что Царь Давид в сердце своем имел желание построить БОЖИЙ Храм, ГОСПОДЬ вменил Царю Давиду, будто он его построил. Во 2-й книге Царств, глава 7-я.
43. Мякушцы (серб.) — безхребетные живые существа, черви, слизняки и тому подобное.
44. Хорватский нож-сербосек, которым усташи перерезали православным горло.
45. Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26).
46. Имя "Андрей” переводится с греческого как "мужество”.
47. Пумпало — в смысле качало кровь, от английского "to pump” качать, накачивать.




Беседы с пещерным человеком. Часть III (окончание)

Беседы с пещерным человеком. Часть I





Категория: Святые отцы и духоносные старцы о спасении | Добавил: IK (16.10.2013)
Просмотров: 1791 | Рейтинг: 0.0/0