Священник Иоанн Павлов: О необходимости труда для спасения и духовного роста
Евангелие учит нас, что Царство Небесное силою берется и что только употребляющие усилие достигают его.
Тому же учат и святые отцы, сказавшие: дай кровь и прими дух, — то есть, чтобы получить духовные дары, нужно много потрудиться — даже до пролития крови.
Собственно, и простой здравый смысл говорит нам о том же: любое доброе, хорошее, полезное дело всегда совершается многими трудами и напряжением сил.
Сколько, например, трудов нужно положить, чтобы вырастить урожай?
Нужно вспахать поле, удобрить, засеять, ухаживать, пропалывать, беречь от вредителей, поливать, терпеливо ждать…
Или сколько сил нужно затратить, чтобы построить храм?
Сначала необходимо все подготовить: собрать средства, составить проект, оформить документы, закупить и доставить материалы и, после того как все будет подготовлено, положить великое множество трудов и усилий при строительстве.
Вот и храм человеческой души можно построить только многими трудами и многой борьбой.
Наша душа предназначена для того, чтобы Сам Господь, Царь Славы, обитал в ней, и потому она должна быть очищена и украшена, должна иметь, подобно храму, благолепный вид.
Если обычный храм мы украшаем позолотой, мрамором, белым камнем, колоннами, арками, сводами и куполами, то храм души должен быть украшен любовью к Богу и к ближним, кротостью, смирением, чистотой, великодушием, мужеством, терпением и всеми прочими христианскими добродетелями.
Однако для того, чтобы стяжать каждую из них, нужно немало потрудиться.
Добродетель — не груша, ее вдруг не съешь, говорил преподобный Серафим Саровский.
Вот мы, например, часто просим: «Господи, дай мне любовь к ближнему» или: «Научи меня быть смиренным».
Но нам нужно знать, что Господь не дает добродетели без усилий и трудов с нашей стороны.
По словам старца Паисия Святогорца, Господь, когда мы просим Его о добродетелях, не приносит их в готовом виде на блюдечке, но предоставляет нам случай их заработать и стяжать.
То есть Он посылает нам некоторые испытания, некоторые ситуации, в которых мы должны повести себя правильно и выйти из них победителями.
Например, если мы просим о том, чтобы не быть гордыми и научиться смирению, то должны великодушно и даже с благодарностью потерпеть оскорбление, или обиду, или несправедливость по отношению к себе, не срываясь на гнев, ропот или ответное оскорбление.
Если мы хотим быть кроткими, нужно научиться не впадать в гнев и раздражение, когда что-то делается не по-нашему.
Чтобы стяжать целомудрие, нужно найти в себе силы не смотреть на все непристойное, соблазнительное и развратное — в фильмах, телепрограммах, журналах, Интернете.
Чтобы получить дар молитвы, молитвенную Благодать, нужно сначала заставлять себя молиться, — даже когда Благодати нет и молиться не хочется.
Чтобы стать милосердным, нужно понудить себя помогать людям — раздавать деньги, одежду, вещи, еду.
Если мы будем успешно сдавать такие посылаемые от Бога экзамены, то будем возрастать в смирении, чистоте, молитве и милосердии, а если будем их проваливать, то никакого духовного роста у нас не получится.
То же самое можно сказать и о всех прочих добродетелях: они приобретаются многими трудами и напряжением сил.
В Евангелии не напрасно сказано, что Царствие Божие силою берется и достигают его только те, кто употребляет усилие, кто трудится.
Все святые шли по пути спасения, не предаваясь расслаблению, бездействию и лени, а напротив, шли, «труды к трудам прилагая», как повествуют их жития.
У того, кто трудится, труд входит в привычку, и тогда со временем добродетели начинают совершаться легко — как бы сами собой.
Преподобный Силуан Афонский говорит, что привычка имеет великую силу и к чему человек привыкнет, так потом и будет поступать всю жизнь.
Если привыкнет молиться, помогать людям, быть щедрым, прощать обиды, великодушно переносить жизненные испытания и невзгоды, — то так потом и будет поступать всю свою жизнь.
А если привыкнет раздражаться, осуждать, завидовать, роптать на Бога и людей, быть жадным, мелочным, помнить обиды, то так и будет его всегда тянуть к этим грехам, и враги наши, бесы, конечно, всему этому способствуют.
Потрудимся же, братия и сестры, над тем, чтобы приобрести благую привычку к исполнению Евангельских заповедей.
Будем понуждать себя на все доброе, а от злого удаляться. Тогда с Божией помощью мы начнем возрастать в духовной жизни, будем продвигаться по пути спасения и явимся подражателями святых.
И если понесем такие труды с верой и терпением, то награда нам будет та же самая, что им — вечное спасение в Царстве Христа и Бога нашего. Аминь.
Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида
Эти слова укора Христос обращает к тем городам, которые не приняли Его учение, несмотря на то что в них были явлены великие Божественные силы.
И действительно: в этих городах Христос проповедовал Сам лично, в этих городах Он совершил множество знамений и чудес, для этих городов Он сделал все, чтобы они обратились.
И, однако же, жители этих городов в большинстве своем отвергли проповедь Христа.
И вот произнесено о них Господом грозное определение: даже Тиру и Сидону, то есть городам, чуждым истинной веры, будет легче на последнем Страшном Суде, чем Хоразину и Вифсаиде, жителям которых такая вера была дана.
Братия и сестры, этот Евангельский отрывок имеет к нам самое прямое отношение.
Почему?
Потому что и нам часто угрожает та же опасность, что и жителям Хоразина и Вифсаиды. Ведь нам, как и им, дано от Бога все, чтобы мы жили свято и достигали христианского совершенства.
Мы крещеные, миропомазанные, нам дано Священное Писание, творения святых отцов, даны храмы и богослужение, даны великие таинства Церкви: Исповедь и Причастие.
И если после всего этого мы живем недостойно и нерадиво, то, без всякого сомнения, уподобляемся жителям Хоразина и Вифсаиды, оказавшимся по Божию суду даже хуже язычников.
Язычники большей частью живут скверно и безбожно, но ведь им-то и ничего не дано, чтобы они жили как-то по-другому, а потому и спрос с них будет менее строгий, чем с нас.
Ибо если нам все для этого дано, а мы, тем не менее, живем больше по-язычески, чем по-христиански, то чем мы сможем оправдаться перед Богом?
Ведь известно, кому многое дано, от того многое и потребуется, а исполнили ли мы это «многое»?
И такая опасность часто усугубляется еще тем, что мы превозносимся своей церковностью, считаем себя выше мирских людей и легко осуждаем их за нецерковную жизнь: вот, мол, живут без Бога, истины не знают, в храм не ходят, не исповедуются, не причащаются и тому подобное.
При этом мы забываем о своих собственных грехах и о том, что мы, может быть, виноваты перед Богом больше, чем они. Ибо Господь всегда судит каждого в соответствии с тем, что ему дано.
Если бы нецерковным людям было дано столько, сколько нам, то они, возможно, уже стали бы святыми, тогда как мы святыми не становимся.
И именно к этой ситуации применимы слова Спасителя: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись».
Старец Паисий Святогорец говорит, что есть люди, которые нечасто ходят в храм, но имеют в себе благоговение и доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в них.
Если бы такие люди участвовали в церковной жизни больше, то они очень преуспели бы на христианском пути.
Но бывает и наоборот: люди ходят в храм, исповедуются, причащаются, и при этом Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, так как в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния.
К тому же нередко случается, что эти последние начинают осуждать первых, тогда как должны бы не осуждать, а относиться к ним по-доброму и молиться за них.
Ведь святые отцы учат нас любить и молиться за всех людей, даже и за явных грешников, и за тех, кто к Церкви не принадлежит.
«Будем и о мире молиться, — говорит преподобный Феодор Студит, — жалея и сердцем боля о живущих развратной жизнью, об одержимых ересью, об омраченных язычеством, и кратко: за всех человеков совершать молитвы и моления, как повелено нам от апостола».
Если же мы не будем так поступать, а будем превозноситься и осуждать мирских людей, то по Божию суду окажемся хуже и грешнее их.
Нам, христианам, обещаны великие дары и бесконечная награда в Будущем веке. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», — говорит апостол Петр.
Но, конечно, чтобы получить столь великую награду, нужно в своей жизни показать и дела, достойные ее: то есть нужно жить высокой, чистой христианской жизнью.
Если же нам многого не хватает для такой жизни, то не будем по крайней мере превозноситься своей избранностью и церковностью, которой, судя по нашим делам, мы часто оказываемся не достойными.
Не будем осуждать тех, кто пока еще не вошел в церковную ограду.
Иначе и к нам могут быть отнесены грозные слова Христа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».
Вдумаемся в эти слова, братия и сестры, и убоимся, ибо они имеют страшный смысл.
Содому, который во все века был синонимом зла и греха, будет на Страшном Суде легче, чем Капернауму, то есть городу, в котором Христос жил, проповедовал и творил чудеса!
Как такое возможно?
Возможно это по той же самой причине: Бог судит людей в соответствии с тем, что им дано, и с тех, кому дано много, Он много и требует.
Ведь Содому ничего не было дано, чтобы он изменил свою порочную жизнь: стоит ли удивляться, что он совершенно погряз во зле?
А вот в Капернауме, куда пришел и где жил Сам Создатель неба и земли, было сделано все для его обращения и освящения, и, однако же, он так и остался неисправимым.
И вот эта вина равнодушия ко Христу и Его небесной вести оказалась на весах Божией правды большей, чем вина Содома, самого грешного города из всех городов земли!
Не страшно ли, не ужасно ли это?
Не является ли это грозным предупреждением на все времена народу Божию, то есть нам, людям церковным?
Будем всегда помнить, братия и сестры, что если даны нам великие дары Божии, то даны они не просто так, но потребуют у нас и строгого отчета в их использовании.
Убоимся же стать той известной бесплодной смоковницей, за которой много ухаживали, много вложили средств, но все было без пользы, ибо как была она бесплодной, так и осталась.
Будем остерегаться превозношения и осуждения других людей, какими бы они ни были, ибо осуждение и превозношение есть самые страшные грехи, которые уничтожают все наши труды, отнимая у нас и то немногое, что имеем.
Будем более внимательными и строгими в нашей христианской жизни, совершая, по слову апостола, свое спасение со страхом и трепетом. Аминь.
Источник с изменениями и правкой редакции: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3271/