Марк Подвижник: К тем, которые думают оправдаться делами
Марк Подвижник (Марк Пустынник, Марк Аскет) – автор мистических и аскетических сочинений. Об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий, видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что в этом никто сравниться с ним не мог, и что с юных лет любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет (это же повторяет Созомен). Святой Макарий Александрийский свидетельствует об особенной милости Божьей к нему во время причащения Святых Тайн, которая указывает и на великую силу веры святого Марка, и на пламень любви его к Господу, и на смирение его крайнее. После Марка остались многочисленные аскетические поучения. Святой Марк жил более ста лет, и почил, надо полагать, в начале пятого века (д/п 20 мая./2 июня).
В нижеписанных (главах) худость веры тех, которые внешне только живут право, обличается теми, которые точно веруют и верно знают истину.
Господь, желая показать, что при всем том, что всякая заповедь обязательна, всыновление однако ж даровано людям Его кровью, говорит: «Егда сотворите вся повеленныя вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, ибо еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Иук. 17, 10). Посему царствие небесное не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам.
Раб не требует свободы, как возмездия, но благоугождает, как должник, и ожидает ее, как благодати.
«Христос умре грех наших ради по Писанием» (1Кор.15:3), и тем, которые добро Ему служат, дарует свободу. Ибо говорит: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф.25:23).
Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном голом знании, но кто верует послушанием Христу, даровавшему заповеди.
Чтущий Владыку творит повелеваемое, и если погрешит в чем, или преслушает Его, терпит как должное, что за это найдет на него.
Будучи любознателен, будь и трудолюбив, ибо голое знание надымает человека.
Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божью, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию.
Находящие на людей прискорбности суть порождения их собственных худых дел. Но если мы перетерпим их с молитвою, то опять получим приращение благ.
Некоторые, быв похвалены за добродетель, усладились тем и подумали, что эта сласть тщеславия их есть утешение (свыше). Другие, быв обличены в грехе, возболезновали, и это полезное болезнование сочли действием злобы (врага).
Источник с изменениями и правкой редакции: http://azbyka.ru/otechnik/?Dobrotoljubie/dobrotoljubie_tom_1=54